Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928–1992). Выдержки из поучений схиархимандрита Виталия (Сидоренко)

Старец схиархимандрит Виталий (в миру В. Н. Сидоренко (1928-1992) был воспитанником великих старцев Глинской пустыни. Он выделялся своей высокой духовностью, смирением, послушанием. Не от мира сего смиренный, кроткий пастырь отличался особым Божиим даром: исцелял душевнобольных и бесноватых.

На молитвенную память схиархимандрит Виталий оставил матушке N. (которая 30 лет была его духовным чадом) молитву на благословение дома. Эта молитва читалась по несколько раз в день во время бомбежек, осаждений, обысков. И ее домик в одной из «горячих» точек Кавказа, и люди, находящиеся в нем, не пострадали, когда рядом и в округе все было сожжено, разбито, взорвано.


Молитва на благословение дома

Да благословит нас и сохранит Всемогущий Милосердный Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. О! сладчайший Иисусе Христе, Всемогущий Царю Неба и земли, Сыне Давидов, Иисусе Назорее, нас ради распятый на Кресте, смилуйся над этим домом, храни живущих в нем.

Да будет Твое благословение Господне сопутствовать им везде; да освятит Дух Святый мысли и сердца их: Всемогущество Его везде, во всяком месте: все, что находится в этом доме, кто к ним входит и кто выходит от них, да благословит Пресвятая Троица и сохранит от всякого зла, чтобы ничто нечистое не приблизилось к ним. Имя Господа Иисуса Христа с девятью чинами Ангелов да будет в сем доме и даст ему свой покой. Да покроет своим материнским Покровом Пресвятая Дева Мария; да охраняют его Святые Апостолы благополучие его да утвердят и укрепят Святые Евангелисты. Крест Господа нашего Иисуса Христа да будет кровлей ему; гвозди Господа нашего Иисуса Христа да будут его защитой; венец Господа нашего Иисуса Христа да будет его покровом.

Пресвятая Дева Мария, Святый праведный Иосиф и вси святые, Ангелы Хранители, умолите Господа Иисуса Христа, Единаго от Святыя Троицы, да сохранит сий дом от грома, молнии, огня, града, наводнения, от нападения злых людей, нужды, неверия, ереси (войны) и всякого несчастия, грозящего душе и телу: в чем да поможет нам Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Аминь.

Сподоби, Господи, в день сей (или нощь сию) без греха сохранитися нам.

Господи помилуй (3 раза).

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя, Господи. На Тя уповаем, да не постыдимся во веки. Аминь.

Молитва Архангелу Варахиилу

О, великий архистратиже Божий архангеле Варахииле! Предстоя Престолу Божью и оттоле принося благословение Божие в дома верных рабов Божиих, испроси у Господа Бога милосердия и благословения на дома наши, да благословит Господь Бог и нас от Сиона и от Горы Святыя Своея и умножит изобилие плодов земных и подаст нам здравие и спасение и во всем благое поспешение, на врагов победу и одоление и сохранит нас на многие лета, да единодушно славим Бога, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Правило, читаемое в опасности

во время военных действий в Тбилиси, давал своим духовным детям особое правило для охранения от опасностей. Он советовал утром, выходя из дома, прочитать 26, 50 и 90 псалмы, а между ними, в начале и в конце по одной молитве «Богородице Дево, радуйся».

Он добавлял, как вспоминают его духовные чада:«После этого, если рядом разорвется снаряд или пуля, или случится пожар - никакая беда тебя не коснется».
«Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости».
Молившиеся так свидетельствуют: «Кто это исполнял, был сохранен сам со всем своим домом ».

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Псалом 26

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения; пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене. Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя. Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

Страница 1 из 3

«Вселенский старец»
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко)

Дмитрий Трибушный

П убликуемый текст основан на беседах, состоявшихся в 2000–2003 годах в г. Одессе и с. Павловка Донецкой области – задолго до выхода книги «О жизни схиархимандрита Виталия». Тогда духовные чада тбилисского старца не только не знали биографию своего наставника, но даже не могли назвать его фамилию. Помню, кто-то называл отца Виталия Смирновым, тем самым подчеркивая удивительное смирение подвижника. В предлагаемых вниманию читателей заметках мы не стремились реконструировать историю жизни странника, глинского послушника, кавказского пустынника, тбилисского старца. Прежде всего нас интересовал образ отца Виталия: мы хотели увидеть его таким, каким знали и любили своего наставника духовные дети.

Подлинное христианство парадоксально, и жизнь схиархимандрита Виталия (Сидоренко) – убедительное свидетельство этой благодатной парадоксальности. Старец хранил верность Глинской традиции и при этом не вмещался в ее спасительные рамки. Его отличала неизбирательная, материнская любовь ко всему существующему, но любовь эта органично сочеталась со строгостью и взыскательностью. Человек ангелоподобной жизни искренне считал себя ниже всех. Необычное послушание отца Виталия не противоречило его духовному дерзновению.

Согласно авве Евагрию, «блажен монах, который всякого человека считает за бога после Бога» . Эти слова перекликаются с любимой, постоянно повторяемой в поучениях и письмах отца Виталия мыслью: «Себя считать сволочью, а всех вокруг – ангелами».

Человек в понимании схиархимандрита Виталия – ангел. Отец Гавриил (Стародуб) вспоминал, как кто-то сказал: «От меня так потом воняет…», а отец Виталий поправил: «Не воняет – пахнет».

Любовь старца, как и любовь Божия, была неизбирательной. Каждого старец принимал как самого близкого, встречал земным поклоном. Даже незнакомую лаборантку, которая пришла, чтобы взять кровь старца на анализы, отец Виталий назвал матушкой, встал перед ней на колени и поцеловал ноги.

Иеромонах А. посетил Тбилиси еще в дошкольном возрасте. Но даже его, ребенка, отец Виталий называл «отцом». Старец повторял: «Вы все для меня папы и мамы».

Что касается отношения к окружающему миру, то и здесь мы не можем не удивляться той любви ко всякой твари, которой отличался райский человек – схиархимандрит Виталий. Кошек, например, называл «отец», «брат», «мать», «сестра». Однажды уговаривал кошку отпустить пойманную мышь. Говорил мухам: «Не залетай: убьют».

Старец ел очень аккуратно. Но однажды келейница заметила, что он роняет куски рыбы на пол. Оказалось, под столом сидит кошка. Когда матушка возмутилась, отец Виталий сказал: «Ну, мать, у них же денег нет. Они зарплату не получают».

После операции в Москве схиархимандрит Виталий некоторое время жил недалеко от г. Снежное Донецкой области. Однажды он попросил нарезать арбуз кругами и сверху помазать медом. Матушки, ухаживающие за ослабевшим старцем, обрадовались. Они думали, что все это отец Виталий просит для себя. Но как они были удивлены, когда увидели следующую картину: арбуз лежит на столике в беседке, а вокруг собралось огромное количество ос, для которых старец и просил угощение.

«Надо раздавать!»

Отцу Виталию был свойственен суровый, непривычный для ХХ века аскетизм патериков, порой воспринимающийся как юродство. Вспоминает архимандрит Т.: «За грехи свои (какие у него грехи?!) сильно бил себя по гнойной ране в области бедра». На молитве мог колоть себя булавкой, чтобы не хотелось спать.

Однажды Георгий Стародуб в присутствии отца Виталия посолил пищу. Старец удивился: «Ангелы Божии готовили, а ему пища не такая!»

Старец отличался царственной свободой по отношению к миру вещей. Дерзновенное и в то же время смиренное желание во всем исполнить заветы Евангелия и святых отцов вело его путем абсолютной нестяжательности и шокирующей безбытности.

Схиархимандрит Виталий постоянно повторял, что все лишнее надо раздавать. Однажды его келейница, сестра Мария, сказала отцу Виталию, что он может дарить только то, что найдет на своей кровати. Вскоре после этого она гладила и по привычке положила часть одежды на кровать старца. Не прошло и получаса, как келейница вспомнила о договоре и поспешила в комнату, чтобы забрать вещи. Но их уже не было. За это время отец Виталий успел найти нуждающихся.

В другой раз старец сел в автомобиль, старательно прикрывая ноги подрясником. Оказалось – он отдал кому-то свою обувь.

– Где же ваши новые туфли, отец Виталий? – спросили старца.

– В Москву уехали.

Отец Гавриил (Стародуб) видел, как отец Виталий, выходя из храма, отдал незнакомому человеку только что пожертвованную дорогую дубленку. А одной женщине старец сбросил новый костюм прямо с балкона.

Для того чтобы хоть что-то из многочисленных подарков оставалось у отца Виталия, ученики шли на хитрость. Яблоки, например, резали на небольшие кусочки.

У старца ничего не пропадало, подобного отношения к вещам он требовал и от других. Страсть к стяжанию, неэкономное отношение ко всему, что дано нам Господом, он называл грехом совести, грехом перед предметами. Отец Виталий учил так: если у вас даже лоскутки остались, не выбрасывайте их, отдайте водителю, а уж он найдет им применение.

В 1928 году в селе Екатериновка Краснодарского края произошло событие, прошедшее незамеченным для современников. Но, как потом выяснилось, тот день был весьма знаменателен - Господь послал в мир истинного праведника, коим от рождения стал будущий старец схиархимандрит Виталий Сидоренко. Вот только не сохранилось точных сведений, когда именно произошло столь знаменательное событие.

Рождение раба Божьего Виталия

Некоторые утверждают, что этот, второй ребёнок в семье крестьянина Николая Сидоренко и его жены Александры, появился на свет 5 мая, когда Церковь отмечала день преподобного Виталия, и именно в его честь был наречён младенец. Однако некоторые из почитателей доказывают, что произошло это событие в день Святой Живоначальной Троицы, отмечавшейся в тот год 3 июня.

О причине такого разногласия будет сказано ниже, но, как бы то ни было, общепризнано, что схиархимандрит Виталий Сидоренко, фото которого украшают эту статью, со дня своего рождения сделался обителью Духа Святого, сошедшего на него ещё в утробе матери. Доказательств тому неисчислимое множество.

Рассказывают, например, как незадолго до родов был его матери сон, в котором увидела она два солнца, воссиявших на небе, и услышала дивный голос провещавший, что одно из них находится ныне в её чреве. Вспоминали односельчане и о том, как оторопел сельский батюшка, совершавший таинство крещения, когда во святой купели восьмидневный младенец вдруг улыбнулся и поднялся на ножки. Было много и других знамений святости и богоизбранности ребёнка, о которых доселе помнят и с благоговением рассказывают его почитатели.

Первые жизненные невзгоды

Но так уж устроен мир - стоит воссиять святости, как тут же явит свои козни враг человеческий. Озлобил и помутил он сердца близких людей, сродников его по отцовской линии - бабушки и двух тёток. От рождения возненавидели они дитя и всеми силами, коими наделял их лукавый бес, пытались его извести. Но Господь Своей великой милостью сохранил его, и в будущем схиархимандрит Виталий Сидоренко, исполненный духом христианского всепрощения, молил Бога не вменять им во грех прошлые деяния, ибо «не ведали, что творили».

В годы войны Виталий, как и многие его сверстники, лишился отца, погибшего на фронте, и забота о детях всецело легла на плечи матери. Выплакав своё вдовье горе, она с головой ушла в тяжёлый беспросветный труд, ставший в те военные и послевоенные годы уделом миллионов женщин. Жизнь огрубила её характер, притупив даже чувство материнской нежности. Воспитывая сыновей, она нередко прибегала к помощи ремня, оставшегося в доме от её покойного мужа. Но и эти, нередко случавшиеся порки схиархимандрит Виталий Сидоренко вспоминал потом как необходимую жизненную закалку.

Юный проповедник

Одарённый с рождения острым умом и хорошей памятью, мальчик прекрасно учился, налету схватывая все объяснения учителей. Ещё в младших классах, едва постигнув грамоту, он пристрастился к чтению Евангелия, которое хранилось в доме, но было большой редкостью в те атеистические времена. Не в силах удержать в себе впечатление от святой книги, он читал её одноклассникам в школе, старушкам, устраивавшим посиделки, и всем, кто готов был его слушать.

В стране «победившего социализма» подобные действия расценивались властями как религиозная пропаганда и могли иметь самые губительные последствия, так как входили в число противоправных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом. Мать, сознавая всю опасность, которой подвергал себя Виталий, прятала от него Евангелие, но мальчик находил его и упорно стоял на своём.

До каких-то пор это сходило ему безнаказанно, но долго так продолжаться не могло. Кончилось тем, что Виталий был исключён из школы, так как своими евангельскими чтениями и религиозными беседами ставил под удар учителей. Даже те из них, кто в душе сочувствовал юному исповеднику, не хотел становиться его невольными соучастниками.

Начало страннического пути

С работой в колхозе, где он трудился с девяти лет, также не заладилось. Мальчик старался не пропускать ни одного престольного праздника в соседних сёлах, и, посещая их, вынужден был самовольно пропускать работу, что в те времена рассматривалось как саботаж, и строго каралось.

Отторгнутый школой и обществом и не находивший поддержки в своих религиозных устремлениях даже у родной матери, Виталий принял решение возложить на себя подвиг странничества, о благотворных тяготах которого он много слышал и читал. Поклонившись стенам родного дома, и мысленно испросив благословения Пресвятой Богородицы, совсем ещё юным отроком, он отправился в мир, созданный Богом, но отвергший Его святое имя.

Желая в полной мере ощутить себя воином Царя Небесного, он сознательно отказывался от всего, что связывало человека с богопротивной властью, царившей в стране. В частности, Виталий порвал и выбросил свой паспорт, поставив себя тем самым в нелегальное положение. Именно этим его шагом объясняются сложности в установлении точной даты рождения. Отныне в своих скитаниях он был обречён избегать встреч с представителями власти, на каждом шагу требовавших предъявить документы.

Благословение на тяжкий и тернистый путь

Незадолго до конца войны пути странствований привели шестнадцатилетнего Виталия в Таганрог, где ему довелось свидеться с подвязавшимся там старцем отцом Алексием. Лишившись на фронте зрения, этот поистине Божий человек неизменно поражал окружающих своим даром духовного видения, безошибочно предсказывая будущее и открывая приходившим к нему, судьбы близких им людей, сражавшихся с врагом.

Уже в наши дни были написаны и вышли из печати многочисленные книги о схиархимандрите Виталии Сидоренко. В них этот эпизод неизменно приводится, как один из главных моментов его жизни. Значение происшедшей встречи заключается в том, что слепой старец Алексий, провидя в Виталии сосуд Благодати Божьей, первым благословил юного странника на путь иночества, тяжкий во все времена, а в годы религиозных гонений особенно тернистый.

Пребывание во святых обителях

Пространствовав ещё четыре года, ночуя где придётся и питаясь Божьим именем (подаянием Христа ради), в 1948 году Виталий пришёл в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, незадолго до этого открывшуюся и лежавшую в развалинах. Своими молодыми сильными руками он изрядно потрудился над восстановлением израненных войной стен, чем заслужил всеобщую любовь и признательность, но оставить у себя бойкого молодца братия не могли - приняв человека без документов, они нарушали закон и ставили под удар всю обитель.

По совету игумена лавры, Виталий отправился в глухие леса Курской епархии, где вдали от пристальных взоров советской власти затаилась Глинская мужская обитель. Именно её выбрал своим пристанищем будущий схиархимандрит Виталий Сидоренко. Книга о его жизни, изданная в 2004 году типографией Новоспасского монастыря, подробно описывает тяжёлую и полную лишений жизнь, в которую окунулся молодой странник.

Порой ему, как всем прочим насельникам, в течение нескольких дней приходилось довольствоваться лишь куском чёрствого хлеба или варёной свеклы, а иногда и вовсе голодать. Но для него было великим счастьем уже одно то, что Господь сподобил его жить во святой обители.

Здесь под опекой мудрых старцев постигал он нелёгкую науку иноческого служения. Смиряя гордыню, безропотно нёс послушания, связанные с самой тяжёлой и грязной работой, но, главное, обучался непрестанной молитве, позволявшей чувствовать неразрывное единение с Богом. Так продолжалось вплоть до 1961 года, когда на волне очередной антирелигиозной компании Глинская пустынь была закрыта.

В горах Кавказа

В те годы, когда большинство монастырей были упразднены, и уединённое пустынножительство часто оставалось единственной возможностью сохранить иноческий строй жизни. В связи с этим Виталия иеромонах отец Серафим направил его на Кавказ, где далеко в горах подвязались иноки, избравшие этот путь религиозного служения. Присоединиться к ним пожелал и будущий схиархимандрит Виталий Сидоренко.

Книга, ставшая подробным описанием обстоятельств его жизни (о ней упоминалось выше), повествует о том, как ночью перед отъездом двое старцев из разорённой властями Глинской обители, тайно постригли его в монахи, и как благочестивые женщины, встретившие его в Сухуми, провели в горы. Добровольные отшельники радушно встретили прибывшего и оказали первую помощь в обустройстве на новом месте.

Среди всего, чем наполнил свою новую жизнь схиархимандрит Виталий Сидоренко, молитва занимала главное место. Она начиналась в четыре часа утра с чтения келейного правила и заканчивалась глубокой ночью, оставляя время лишь для самых неотложных хозяйственных дел. Строгий аскетизм, в который облёк своё существование вновь прибывший монах, поражал остальных членов их небольшой братии. В еде и одежде он довольствовался лишь самым необходимым, охотно раздавая другим даже то, в чём нуждался сам.

Первые шаги духовного наставничества

Вскоре, опасаясь возможных репрессий со стороны местных властей, братия, покинув едва обжитое место, ушла ещё дальше в межгорье реки Азанта. Удалился с ними в дикий безлюдный край и схиархимандрит Виталий Сидоренко. Молитва и непрестанное богомыслие, сочетавшиеся с тяжёлым трудом, связанным с добычей пропитания, здесь, как и на прежнем месте, стали его постоянным уделом.

Несмотря на удалённость места и отсутствие не только дорог, ведущих к их прибежищу, но даже еле заметных тропинок, со временем к отшельникам потянулись люди, искавшие в них духовную опору и поддержку. Особенным почитанием среди приходивших пользовался схиархимандрит Виталий Сидоренко. Книга, изданная Новоспасским монастырём, рисует картину того, с каким благоговением внимали пришедшие его духовным наставлениям, и с какой теплотой и сердечностью они были обращены ко всем прибывшим.

Служение в тбилисском храме

В июле 1969 года отец Виталий принял схиму, поднявшись тем самым на высшую ступень монашеского служения. Вскоре после этого, покинув свою затерявшуюся в горах келью, он пришёл в Тбилиси, где был радушно принят тогдашним предстоятелем Грузинской православной церкви митрополитом Зиновием. С этих пор он всецело посвятил себя пастырскому служению. Многие, живущие и поныне, духовные чада схиархимандрита Виталия Сидоренко вспоминают с какой самоотдачей он помогал им переносить жизненные испытание и скорби.

Однако всеобщая любовь не могла облегчить его повседневную жизнь. По-прежнему не имея паспорта и находясь, таким образом, вне закона, схиархимандрит Виталий Сидоренко не мог получить даже временную прописку и постоянно менял место жительства, пользуясь гостеприимством благочестивых прихожан.

Спас положение митрополит Серафим. С огромным трудом ему удалось выправить документы для «беспаспортного монаха» - так называли его работники милиции. Но ещё больших трудов стоило убедить самого отца Виталия принять столь ненавистные ему знаки богопротивной власти. Его не пугала перспектива оказаться за решёткой, но потерять возможность общения со своими духовными чадами он по-настоящему страшился. Этим аргументом и воспользовался владыка.

Последний период жизни старца Виталия

Получив столь необходимую любому человеку легальность, батюшка поселился в посёлке Дидубе на окраине Тбилиси. Его слава мудрого и прозорливого старца, способного духовным взором предвидеть будущее, перешагнула далеко за границы Грузии. Со всех концов страны съезжались к нему люди, жаждавшие наставления, утешения, облегчения совести в таинстве исповеди, или мудрого совета в сложной жизненной ситуации. Кроме того, со всей очевидностью было замечено, что молитва схиархимандрита Виталия Сидоренко чудным образом несла исцеление даже безнадёжным больным.

В семидесятые годы батюшка неоднократно приезжал в Россию. Целью одной из таких поездок стало в селе Бурдино Липецкой области. Возвращённый верующим в 1945 году, за неимением средств к восстановлению, он тридцать лет простоял в развалинах. За своим духовным отцом потянулись и его многочисленные чада. Собравшись со всех концов страны, они своими руками и на собственные пожертвования восстановили поверженную святыню.

Кроме того, в последний период своей жизни батюшке довелось пожить два года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где он остановился, приехав в Москву для лечения болезни желудка. Стены древней обители были ему памятны по дням молодости, когда он оказался в них двадцатилетним странником. К сожалению, годы лишений столь пагубно отразились на его здоровье, что врачи столичных клиник оказались бессильны.

Поучения и молитвы, воплотившие в себе евангельские истины

Крест старчества, принятый с первых дней, когда в его потаённую келью потянулись люди, с честью пронёс до конца своей жизни схиархимандрит Виталий Сидоренко. Поучения и наставления, адресованные духовным чадам, составили впоследствии не один сборник, ставший настольной книгой его почитателей.

Многим известны его слова о том, что каждый день следует прожить так, как будто он является последним, и по его завершении должно предстать перед Небесным Судией. Или помнятся мудрые поучения не спорить с порицающими и прекословящими людьми, не уподобляться им, а лишь твердить мысленно На первый взгляд, они не кажутся оригинальными, но это происходит исключительно потому, что в основе поучений лежат вечные евангельские истины.

Памятна многим и молитва - благословение дома схиархимандрита Виталия Сидоренко. В православной традиции принято освящать каждое новое жилище, а ранее построенное периодически очищать именем Господа от присутствия сил тьмы. Известен целый ряд священных текстов, произносимых при исполнении этого обряда. Их число пополнил и схиархимандрит Виталий Сидоренко. составленная им, по свидетельству многих, вносит мир, покой и благополучие в жилище верующих, и соблюдающих Божьи заповеди людей.

В ожидании венца святости

Свой земной путь батюшка завершил 1 декабря 1992 года, в возрасте шестидесяти четырёх лет. В течение нескольких дней шёл народ к тбилисскому храму Святого благоверного князя Александра Невского, где выставлен был гроб с его телом.

Схиархимандрит Виталий Сидоренко, канонизация которого Грузинской православной церковью является лишь вопросом времени, ещё при жизни являл собой образец истинной святости. Доказательством тому могут быть засвидетельствованные многими чудеса, происходившие по его молитвам. И не за горами тот день, когда в православных храмах зазвучит акафист схиархимандриту Виталию Сидоренко, стяжавшему вечную жизнь беззаветным служением Богу.

Схиархимандрит Виталий. Смертный час и после него.

«Отец Виталий очень много пережил за всех нас и потому так рано умер», - с болью сказала однажды одна из духовных дочерей старца.
Тот, кто брал на себя телесные и душевные недуги многих людей, избавляя их от болезней и вымаливал у Господа им здравие; тот, чей организм был смолоду надорван суровыми лишениями подвижнической жизни, кто не раз переступал порог жизни и смерти и выживал вопреки всем законам медицины - тот, казалось, не может уйти, оставив всех сиротами. Господь призвал его к Себе, когда он достиг полной своей меры и послужил ближним до самого конца своих земных сил.
Страдальческий путь старца схиархимандрита Виталия заканчивался на 65-м году жизни.

Схиигумения Серафима:

«Зная час своего отшествия, отец Виталий обрезал виноград в саду наДидубе, закончил свои дела, а затем сказал: "Едем на Московский, я приму ванну и потом отслужу Литургию" (по благословению Владыки он мог келейно служить дома). Со всеми простился, но сестры почувствовали, что он уже не вернется домой. Завезли отца Виталия в храм, он обошел его весь, но класть поклоны, по обыкновению, перед иконами уже не мог. Прощался со всеми, очень плакал. В машине сказал: "Я теперь буду всегда с отцами в храме". Никто не уразумел тогда этих слов».

За две недели до смерти отца Виталия его посетили сестры из Таганрога:
«Он был очень слаб, хлеба не ел уже шесть месяцев. Исповедовал нас сидя, потом пересел на диванчик и стал нам рассказывать, как совсем недавно, перед нашим приездом, ему был явлен мир горний: "Пришел Иоанн Богослов, взял меня и мы стали подниматься. Когда мы поднялись на Небо, там шла трапеза. За столами сидели святитель Николай, Святые, Апостолы, и Сам Господь сидел и трапезовал со всеми. Тогда Иоанн Богослов дал мне со стола сухарик, я положил его запазуху в подрясник, а Господь сказал Иоанну Богослову, что этому рабу Божию еще не время - отведите его на землю. Иоанн Богослов проводил меня на землю, и я почувствовал, как вошел в свое тело. Сразу же поспешил я достать сухарик, но его не оказалось..." Тут у Батюшки потекли слезы. Одна сестра сказала: "Отец, мы недостойны небесной части". Он промолчал. Никто из нас не верил, что отец Виталий скоро уйдет от нас. За всю жизнь никто не слышал, чтобы он стонал или тяжело вздыхал; он никогда не подавал вида, что ему плохо».

Схимонахиня Елизавета (Александра Орлова):

«Отца Виталия обследовали в военном госпитале, где я работала. У него оказались пораженными почки. Главный хирург сказал, что надо бы заменить почку, но больной может не выдержать этой операции.

Когда Александра молодой девушкой впервые увидела отца Виталия, он сказал ей: «У каждого человека в сердце как бы книжечка. Вот у тебя на одной стороне написано «Бог», а на другой - «врач». Значит тебе талант врача дан от Бога. Ты только не заносись». Ей, духовной дочери старца и его постриженице, суждено было находиться рядом с ним в его предсмертные дни, оказывая возможную врачебную помощь и облегчая его физические страдания.

Батюшку привезли в квартиру на Московском проспекте, и я стала ходить к нему каждый день. В один из вечеров он был очень возбужден, не мог понять, что с ним происходит. Я всячески старалась показать, что все будет хорошо, как он сам меня всегда учил ободрять больного, разговаривать добродушно и ласково, вселяя надежду на выздоровление, даже если дела его очень плохи.

Последними обращенными ко мне словами Батюшки были: "Следи за свечами". Как ему ни было плохо, он продолжал молиться за своих чад.

Мы с Анастасией вышли, чтобы приготовить теплую воду для ванны. Когда я вернулась в комнату, Батюшка лежал, но уже ничего не мог сказать -у него отнялась речь. Он попытался встать, чтобы что-то написать, но не смог. Оказалась парализованной правая сторона тела. Матушка Серафима побежала, чтобы по телефону сообщить о случившемся Патриарху, а я стала лихорадочно соображать, чем еще можно помочь Батюшке в данный момент: сделала кровопускание - ему стало немного легче.

Приехал Святейший Патриарх Илия, с ним врач - монахиня Евгения и другие врачи. Они привезли лекарства, которые отец Виталий послушно принимал. Только я каждый раз, прежде чем дать ему лекарство, спрашивала: "Отец Виталий, благослови. Святейший благословил". Батюшка не владел правой рукой и благословлял левой.
Так он лежал девять дней. Все это время у него было заметно ощущение внутренней радости. Он постоянно молился, четки из руки не выпускал, часто крестился. Потом он мне показал, чтобы я тоже его крестила. За три дня до смерти он уже не мог сам поднять руку; посмотрит на меня, а я подойду и спрошу: "Перекрестить"?" Он глазами скажет: "Да". Я старалась почаще его крестить.

Были такие моменты: Батюшка лежит, потом вдруг обернется, посмотрит в сторону и кого-то благословит. У меня тогда появлялось такое ощущение, будто кто-то просил его о помощи. Всех приходящих к нему отец Виталий благословлял крестом, иконами. Как и прежде, никто не уходил от него без гостинцев - здоровой рукой он сам старался раздавать фрукты с блюда, стоявшего рядом. В течение этих дней отец Виталий ежедневно принимал Святые Дары. Рано утром из Александро-Невского храма к нему обычно приходил отец Вячеслав, причащал его и шел на службу. Приходили и другие священники.

Когда отцу Виталию становилось совсем плохо, матушка Серафима шла звонить Патриарху, и Святейший обязательно что-нибудь присылал или приезжал сам. Как-то раз он привез масло от мироточивой Иверской иконы, Божией Матери из Канады, помазал Батюшку сам и оставил нам, чтобы мы потом помазывали его. Все это время Святейший постоянно укреплял отца Виталия и всех нас. Зайдет, лучезарно улыбаясь: "Отец Виталий, все будет хорошо!"Когда же Святейший выходил из комнаты, было видно, как он скорбел, но отцу Виталию он никогда этого не показывал. После его посещений отец Виталий всегда бывал радостным, бодрым.

Перед смертью Батюшка показал, что жить ему осталось три дня. Я сделала вид, что не поняла. Тогда он взял мою руку в свою и спросил одними глазами: "Ты понимаешь, что я говорю?" Тяжело было чувствовать свое безсилие. Я думала: "Господи, передай ему хоть немного моего здоровья, пусть мне будет плохо, а он еще поживет"».

Схиигумения Серафима:

«Врачи старались помочь ему чем могли, но воля Божия была иной. За день до смерти он вдруг рукой подал мне знак, чтобы я раскрыла штору на окне. Я спросила: "Кого видишь?" Он смотрел молча, потом поцеловал свою руку и показал на икону Божией Матери. Я подала образ и он всех им благословил.
Я спросила: "Приходила Матерь Божия?" Он кивнул головой и заплакал».

Схимонахиня Елизавета:

«В тот день, когда отцу Виталию явилась Божия Матерь, я спросила его, видел ли он владыку Зиновия, отцов Андроника и Серафима. Он дал понять, что они постоянно тут. Как-то в полночь Батюшка, очень взволнованный, стал показывать, чтобы я помогла ему встать на ноги. Я уговаривала его не вставать. Он пытался мне что-то сказать и сделал несколько попыток подняться сам. Вероятно он увидел то, что от меня было сокрыто. В эти последние дни его связь с Небесным миром была постоянной.

Ночь на 1 декабря была очень тяжелой -у отца Виталия было несколько приступов. Мы с матушкой Евгенией чувствовали, как дрожит пол. Было такое ощущение, будто весь ад, издеваясь, хлестал и терзал его, чтобы заставить его возроптать. Видно было, как ему трудно, но он не жаловался на боли, был спокоен и даже радостен. Весь день около него были матушка Серафима и Евгения, Лейла и я».

Схиигумения Серафима:

«Видя ухудшение состояния отца Виталия, мы стали читать акафист Успению Божией Матери. Я позвонила в Москву отцам, чтобы читали Канон на исход души, позвонила Святейшему. Он, предвидя скорый исход, сказал: "Мать, пойди к отцу Виталию, посмотри". Я вошла в комнату, дала Батюшке в руку свечу и попросила прощения. Он открыл глаза и дал знать, что прощает. По его щеке потекла слеза...»

Схимонахиня Елизавета:

«Батюшка никого не отпускал от себя без своего благословения. К вечеру я почувствовала, что очень устала и попросила благословить пойти на кухню, поесть. Он благословил одними глазами. Я чувствовала, что оставались считанные часы его жизни, и поэтому попросила: "Отец Виталий, дождись меня". Наскоро перекусив, мы с матушкой Евгенией быстро вернулись. Я снова взяла у него благословение, как мы обычно делали после трапезы. Поцеловала его руку, затем протерла его святой водой. После этого он тихо вздохнул и скончался, исполнив свое последнее "послушание" - дождался меня».

Было 1 декабря 1992 года, 18 часов 45 минут. Приехал Святейший Патриарх Илия попрощаться с любимым Батюшкой. Лейле он сказал: «Вы не знаете, кого мы потеряли». Поблагодарил всех, кто «досмотрел» Батюшку и, указав на комнату, где жил, молился и умер этот великий старец, сказал: «Идите туда, поклонитесь месту».
Гроб с телом схиархимандрита Виталия поставили в храме Святого благоверного князя Александра Невского, в кото ром Батюшка служил двадцать лет. Здесь, в приделе святителя Николая Чудотворца, покоился его духовный отец и друг - любимый им владыка Зиновий.

Народ шел прощаться со своим пастырем в течение нескольких дней. Несмотря на сложившуюся в то время тяжелую военно-политическую обстановку в Грузии, приехали его духовные чада из России, Украины... Но далеко не все в эти дни могли приехать - из-за разразившегося конфликта с Абхазией плохо работал транспорт, через Сухуми поезда не ходили. Многие добирались чудом, своими слезами и молитвами старца прокладывая дорогу - и отец Виталий не мог оставить их неутешенными.
Рядом с ним не было ощущения смерти. Каждый, кто отдавал Батюшке свое последнее целование, отмечал, что тело его оставалось совсем теплым, а мягкая рука приобрела цвет восковой свечи. Он сам уже был подобен жертвенной церковной свече, продолжавшей тихо и ровно гореть постоянной молитвой к Богу.
«И скорби было много, и необъяснимой радости» - вспоминает схимонахиня Елизавета.

Елена Орлова (г. Сергиев Посад):

«Мы прилетели 4 декабря вечером. Отцы всю ночь читали Евангелие. Ночь была необыкновенная. Храм пылал свечами. Состояние было удивительно легким. Утром все причащались».

Это состояние духовного подъема ощущалось всеми, особенно в день погребения схиархимандрита Виталия, которое состоялось 5 декабря. Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершал Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, в сослужении причта Ал ександро-Невского храма, тбилисского клира и священнослужителей, приехавших из России и Украины. На погребении Святейший произнес проникновенное слово о кончине праведника.

Слово Святейшего и Блаженнейшого Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, произнесенное на отпевании схиархимандрита Виталия в храме Святого благоверного князя Александра Невского 5 декабря 1992 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, веемы провожаем в последний путь нашего великого старца, схиархимандрита Виталия. Сегодня мы возносим наши молитвы, чтобы Господь упокоил его беземертную душу в селениях праведных, идеже ecu святии упокоеваются.

Тот, кто знал отца Виталия, кто имел радость общения с ним, - знает, насколько святой жизни был этот великий и дивный старец.

Удивительная и святая вера, необъятная любовь, удивительное и примерное смирение и послушание - все это создавало ту духовную атмосферу, которая несла любовь всем, кто хотел получить духовное утешение от него.

Действительно, братья и сестры, это был святой старец. И я, общаясь с ним, беседуя с ним, неоднократно видел эту святость, которую он источал вокруг себя.

Как говорил преподобный Богоносный Серафим Саровский: стяжи частицу благодати Божией, и вокруг тебя спасутся тысячи.

Действительно, есть духовные люди, которые и сами спасаются, и спасают очень многих. И удивительное свойство этих духовных старцев: иногда они могут даже ничего не говорить, но, находясь рядом с ними, человек, пришедший к старцу, получает Божественную благодать через невидимое и таинственное общение душ человеческих. Я очень многим пастырям указывал на схиархиманд-рита Виталия как на пример для подражания, как на пример смирения и послушания.

Сегодня, братья и сестры, мы провожаем его, но мы должны всегда помнить, что отец Виталий всегда с нами. И для того, чтобы все мы могли иметь ежедневное духовное утешение, мы приняли решение, чтобы погребение было совершено во дворе Александро-Не-вского храма. Это позволит всем нам часто приходить к нему, брать у него благословение. И как при жизни, он всегда будет помогать нам. Господь да упокоит его в селениях праведных.

Мы должны помнить, что это один из тех великих старцев, которых во времена тяжелых испытаний с любовью приняла благословенная Иверия, удел Пресвятой Богородицы. В этом храме покоится Высокопреосвященный митрополит Зиновий. Он мне особенно дорог, потому что когда я был студентом Духовной Академии, в этом святом храме, по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Мелхиседека III, Высокопреосвященный Зиновий постриг меня в монашество и нарек имя Илия в честь пророка Божия Илии. И я очень благодарен Высокопреосвященному владыке Зиновию за его любовь, за его пример, который он давал. Я с любовью вспоминаю схиархимандрита Андроника. Я с любовью вспоминаю игумена, а потом уже схиархимандрита Серафима, который находился в Сухуми. И вот, среди этих великих старцев пребывал и наш дорогой отец Виталий, молитвы о котором мы сегодня возносим. И мы должны помнить, что все они с нами. И все они молятся о нас, молятся о мире и благополучии России, молятся о мире и благополучии благословенной Иве-puu, Грузии. И мы верим, что их молитвами Господь умиротворит наши страны и наши Церкви. Их молитвами Господь приведет каждого из нас, каждого верующего человека к Богу. Господь да хранит вас всех их молитвами. Аминь».

Отец Павел Косач:

«Патриарх прочел разрешительную молитву и передал ее мне, чтобы вложить в руку отца Виталия. В это время большой палец на его руке отгибается, я вкладываю в ладонь лист с молитвой - и рука закрывается. Сама. Я был так потрясен, что от неожиданности вскрикнул: "Сам взял!" - и лишь позже осознал это как должное - ведь человек этот был не от мира сего».

«Сам взял!» - подтвердил стоявший рядом протоиерей Михаил Диденко. Святейший Патриарх молча утвердительно кивнул головой и продолжал службу. Это чудо, воспринятое видевшими его с благоговением и страхом, стало очевидным подтверждением Богоизбранности этого праведника, что давно уже было открыто его близким духовным чадам. За несколько лет до кончины отец Виталий сказал как-то своей духовной дочери схимонахине Ларисе (Вороновой): «За слезы сестер я из гроба протяну руку». Матушка Лариса эти слова запомнила и передала их сестрам, но тогда никто не придал им значения. Это чудесное событие и стало тем утешением, которое Господь ниспослал всем оплакивающим старца.

Не случайно и то, что произошло это в храме благоверного князя Александра Невского, в канун празднования преставления этого русского святого, которого особенно почитал отец Виталий. Ведь и кончина великого князя была ознаменована подобным чудесным явлением, описанным в его житии.

Погребен схиархимандрит Виталий по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии против алтаря Александро-Невского храма, внутри церковной ограды. На его могиле возжена неугасимая лампада, не потухают свечи и всегда живые цветы. К могилке отца Виталия приходят и те, кто раньше не знал о нем - приходят за благодатной помощью старца, которую они реально ощущают в своей жизни. При жизни Батюшка нередко говорил: «Когда умру, приходите ко мне на могилку и рассказывайте все, как живому. Я помогу». Вот лишь некоторые свидетельства чудесной помощи отца Виталия после его смерти: У Лии из Тбилиси дочь проживала с мужем в Америке. Пришло время ей родить, и мать очень переживала. Зная, что отец Виталий очень многим помогает, пошла она на могилку отца Виталия и как живому поведала ему свою скорбь. На душе у нее сразу стало спокойно и легко.

Возвращается домой, а ей звонят из Америки - у дочки благополучно родился мальчик, и произошло это в тот самый час, когда она была у отца Виталия. Монахиня Клавдия из Таганрога однажды легла спать с болезнующим сердцем и обидой на родственников, и вот приснился ей отец Виталий. Батюшка, стоя на амвоне, ласково и как бы уговаривая, произнес: «Надо прощать. Прощайте, прощайте всех». Потом быстро пошел к подсвечникам и стал возжигать свечи. Откуда-то появились дети, и отец Виталий стал давать им продукты, посылая отнести их нуждающимся и больным. Удивительно, что Батюшка называл имена людей, которых при жизни никогда не видел.

Анна Макарова (Москва):

«Мой муж много лет не мог справиться с недугом пьянства. Однажды вечером ему было особенно плохо. Я взяла фотокарточку отца Виталия и стала со слезами его просить: "Батюшка родненький, помоги, помолись за него, чтобы он не пил... " Наутро, как только открыла глаза, вижу - стоит отец Виталий в монашеском одеянии. "А он крещеный1?" - спросил Батюшка и сам ответил: "Некрещеный".

Для меня это было полной неожиданностью. Мой муж воспитывался в детском доме и сам не знал, крестили ли его в детстве, а когда я заводила с ним разговор на эту тему, избегал подробностей и просто говорил, что крещен. В этот же день я повела мужа в ближайшую церковь. Я все рассказала священнику, и он, поговорив с моим мужем, окрестил его. Это произошло в день празднования иконы Иверской Божией Матери».

Наталия (г. Таганрог):

«Я собиралась поехать в Тбилиси на могилку к Батюшке. Незадолго до отъезда снится мне, будто я занимаюсь гаданием, а потом вижу - стоит разгневанный отец Виталий и с возмущением говорит: "Как же ты после этого можешь называться моей дочерью?"
Через неделю я была в гостях, и хозяйка дома затеяла гадание на кофейной гуще. Я тоже искусилась погадать, смогу ли поехать в Тбилиси, а на следующий день сломала себе руку, да так серьезно, что два месяца была в гипсе. Так за молитвы Батюшки вразумил меня Господь».

Схиигумения Серафима:

«После смерти отца Виталия заболел юноша Мераби. Врачи сказали, что жизнь его на волоске, нужно срочно удалить почку. Ау родителей его тяжелое материальное положение. Я втайне молилась, просила Небесные силы, Отцов и отца Виталия спасти юношу. Является мне во сне отец Виталий и говорит: "Ищи бумаги ". Я спрашиваю: "Какие бумаги?" - "Отца Иннокентия", - отвечает он. Проснувшись, я позвонила в Москву отцу Иннокентию: "Прошу вас, спасите юношу. Мне отец Виталий велел вам позвонить". И вот чудо - отцы собрали помощь - три миллиона, необходимых на операцию. И до сего дня присылают из Москвы лекарства этому юноше».

Мераби Гогинишвили:

«Это было зимой, после смерти отца Виталия. Во сне я увидел мать Марию и отца Виталия. Он передал ей сверток и сказал, что это для Мерабика на операцию. Там, видимо, были деньги. Тогда никто еще не знал, что мне предстоит тяжелая операция по пересадке почки. Потом нашлись люди, помогли деньгами - и мне удачно сделали операцию в Москве. Отец Виталий помогал, он молился за меня. Однажды вечером после молитвы я оставил гореть свечу. Ночью проснулся оттого, что услышал голос дедушки. Мне стало страшно, ведь он умер. Я перешел в другую комнату к матери и там уснул. А утром в моей комнате мы увидели на полу черные следы от потушенного кем-то огня. Я понял: если бы отец Виталий не помог, случился бы настоящий пожар. Он охраняет нас и всех, кого знал. Я знаю, что он непрестанно молится за нас».

Анзор Гогинишвили:

«Когда матушка Мария в 1997 году лежала в больнице, мы очень переживали. Ей должны были делать операцию. Ночью я не спал. Вижу - в черной монашеской одежде входит в нашу квартиру отец Виталий и спрашивает: "А где матушка"?"Я растерялся и только повторяю: "Матушка, матушка..." Тогда он говорит: "А, я знаю, где она. Она в больнице, и ей надо помочь ", - и выходит, как обыкновенный человек. Утром прихожу я к матушке Марии в больницу, а она сидит на кровати довольная - операцию делать не стали. Вскоре ее выписали».

Лидия (г. Таганрог):

«Умоего мужа Ивана болели ноги - полиартрит и кожное заболевание. После смерти отца Виталия Ваня поехал к нему на могилку. Там он снял носки и намазал ноги влажной землей с могилы. После этого все коросты сошли и ноги перестали болеть».

Схимонахиня Елизавета (Орлова) и монахиня Инна:

«У духовной дочери отца Виталия Клавдии (в схиме Виталии) была открытая форма рака груди. Когда она заболела, Батюшка спросил ее: - Хочешь в рай?
- Хочу! - ответила раба Божия.
- Тогда не лечись.
Но он сам помогал ей переносить страдания. Матушка пережила своего духовного отца на два года. И когда ее спросили, как она выносит боли, она ответила: "Отец Виталий помогает. Ночью, когда нестерпимо больно, он является, прижимает меня к груди - и боль сразу отпускает"».

Отец Серафим Косарев, священник Никольского храма в Таганроге:

«В августе 1996 года к нам в храм пришли недавно уверовавшие люди. Случайно в библиотеке храма они увидели фотографию отца Виталия и были очень удивлены. Дело в том, что одной из них приснился сон, будто стоят в храме соборные священники, а из алтаря в ослепительно белом облачении выходит отец Виталий, подходит к одному из священников и подает ему три шоколадки.
Удивительно то, что отца Виталия в жизни эта женщина никогда не видела, а священник, к которому он подошел в сонном видении, оказался духовным чадом Батюшки».

Монахиня Инна (г. Батуми):

«Однажды мне пришлось ехать на междугороднем автобусе. Была нестерпимая жара, градусов под 50 на солнце. И сделалось мне так плохо с сердцем, что чувствую - дальше ехать не могу. Стала я молиться: "Отец Виталий, помоги!"
Вдруг у автобуса одновременно лопнули две шины, мы остановились. Недалеко оказался сад, я пошла туда и легла под деревьями. За те три часа, что чинили автобус, стало заметно прохладнее. Я почувствовала себя значительно лучше и благополучно доехала домой».

Схимонахиня Виталия (f 1994) погребена в Ольгинском монастырю в Мцхете. По свидетельству монахини Елизаветы (Орловой), когда сняли крышку гроба, от тела пошло тепло и дивное благоухание, так что одна послушница даже вскрикнула: «Она же живая!» Схимонахиня Виталия, подвижница высокой духовной жизни, была на послушании у Батюшки примерно 12 лет; отличалась смирением, кротостью, молчаливостью; й любовью ко всем. Перед смертью у нее были благодатные видения.

Лейла Гогинишвили:

«Я ездила в Турцию со знакомыми. Собрались мы возвращаться домой. Ночью во сне является мне отец Виталий и говорит: "Сегодня ехать не надо". Я удивилась - откуда здесь, в Турции, отец Виталий? Утром моя знакомая стала уговаривать меня ехать в этот день на автобусе, но я твердо решила: "Сегодня никуда не поеду ". А потом мы узнали, что автобус перевернул-" ся, и были жертвы. Отец Виталий нас тогда спас».

«Отец Виталий, помоги!», «Батюшка, дорогой, дай облег-чение!» - призывают его чада - и скорби отходят, душа наполняется радостью, душевные и телесные недуги отступают. После смерти Батюшки один епископ сомневался, неужели отец Виталий был таким великим подвижником? И вот он видит во сне: стоят у престола Божия святой Пророк Иоанн Креститель и Преподобный Серафим Саровский и говорят: «Позовите отца Виталия! Ему нужно служить с нами Богу».

А одной рабе Божией, которая очень сомневалась в том, как это мертвый человек может взять в руку листок с молитвой, отец Виталий явился во сне с разрешительной молитвой в руке и сказал: «А вот так - взял и держу». Чудесное ощущение живого присутствия Батюшки дано было узнать очень многим. Он никогда не расставался с теми, кого любил. Маленькая жительница города Тбилиси Луиза сильно скорбела после его смерти: «Дедушка, мы скучаем без вас - вас нет». Он явился ей во сне: «А я с вами, детка. Каждый день свечи ставлю». Истаяла свеча земной жизни старца Виталия. Но Любовь истинная, Господня, не умирает. Так и Батюшка не умер, но его любовь по отшествии его в Горний Иерусалим неотлучно пребывает с нами на земле по слову святого Апостола Павла: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8).

Об исполнении Заповедей Божиих

Надо раздавать, а мы приобретаем, надо слушать, а мы ропщем, надо отсекать волю, а мы ею живем, надо возненавидеть сей мир и все его утехи, а мы его любим – и в итоге мы идем наперекор заповедям Божиим. И тогда везде тяжело.

Поминая смерть, суд, ад, мы приходим в Божий страх, а страх как уздой удерживает на пути заповедей Божиих.


О спасении

«На первом месте у человека должно стоять спасение души», – учил Батюшка. Одна его духовная дочь после длительного плавания поехала домой, а не к Батюшке. На что он сразу написал ей письмо, в котором указывал, что надо спешить туда, где «можно услышать слово спасения. Отец Андроник из ссылки не домой пошел, а прямо в Дом Спасения * Схиархимандрит Андроник (Лукаш) в 1939 году был сослан на Колыму. После освобождения в 1948 году он сразу приехал в Глинскую пустынь. . Надо отсекать свою волю».

Легкий путь спасения – это не осуждать никого, – и Господь не осудит.


О терпении

Лучше потерпеть боли и очиститься от греха, нежели быть здравым и быть обреченным на муки огня.

Если благодати нет, то человек не может сам по себе терпеть.

Одна духовная дочь старца вспоминает: «Я прожила с неверующим супругом, богохульником, 23 года. Много раз думала разойтись, а отец Виталий не благословлял. Он говорил: «Кто терпит свой крест до конца, тому венец готовится, а награда на Небесах такая от Бога, что человек даже не может себе представить»».


Об Иисусовой молитве

Надо не помыслы принимать, а молитву совершать.

Молитву творите во всякое время и положении – вот будет Вам моление, бдение, чтение и благодарение.

Творите молитву – она все восполнит.

Всегда надо читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Сидишь, кушаешь, беседуешь, идешь, стираешь, стряпаешь, моешь, копаешь, носишь – всегда надо читать Иисусову молитву. Тогда не будет тоски. Говоря так, и Господа радуем, живых и почивших, и свою душу обогащаем, и в рай вселяемся о Христе Бозе.

Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай – и получишь спасение.

Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое.

Когда будешь безпрестанно творить молитву, будет благо, а ежели не радостно, так потому, что не творим молитву.

Во время тоски и других изменений надо безпрестанно творить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас грешных». Отец Андроник говорил: «Кто молитву не читает, тот тоской заболевает, с нею и уныние приходит – и тако себя отягощает».

Хотя бы ты находился в смятении ума, когда он бывает увлечен чем-нибудь, и тогда не оставляй молитвы Иисусовой.

Эта молитва избавит от печати антихриста, испросит прошение грехов, украсит добродетелями и с Богом соединит.

Люби Иисусову молитву, а она тебя оденет, яко ризою, добродетелями, поведет путем спасения, ободрит, обвеселит и жребий спасения со избранными дарует.

С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство.

Отец Виталий говорил, что к молитве надо относиться с большим рассуждением, дабы не впасть в прелесть. В письме к одному архимандриту он так отвечал на его вопрос: «Почему Отцы не велят заниматься Иисусовой молитвой? Это в области сердца. Кто прежде времени берется за сей подвиг, а не стяжал молчания, терпения, отсечения своеволия, и емлется за великий подвиг, оттого бывает прелесть. Поэтому Отцы, остерегая от сего дела, строго говорят не входить в сие делание прежде времени» * Здесь отец Виталий говорит о третьей степени Иисусовой молитвы – об умно-сердечной, к которой Святые Отцы не рекомендовали приступать без опытного духовного руководства. .

Мы горды, потому и молитвы Иисусовой нет.

За гордость молитва не дается. Молитва с гордостью не принимается Богом.

Раз есть тщеславие исполнением правила, много не бери, а тяни четки с Иисусовой молитвой, не считая, но только смиренно и со вниманием.


О молитвенном правиле

Батюшка учил не скорбеть и не унывать, если не успеваешь вычитать утреннее правило, а неустанно читать в течение дня Иисусову молитву, 150 раз «Богородице Дево, радуйся» и Пяточисленные молитвы. Он говорил, что Иисусовой молитвой можно заменить все правило, а кто каждый день читает 150 раз «Богородице Дево, радуйся», того Матерь Божия спасет.

Если после молитвы попьешь чаю или покушаешь, заново надо читать молитвы на сон грядущим.

Всегда читайте «Богородице Дево, радуйся» по 150 раз с поклонами – и Матерь Божия совершит спасение.

Батюшка советовал утром, выходя из дома, прочитать 26, 50 и 90 псалмы, а между ними, в начале и в конце по одной молитве «Богородице Дево, радуйся». После этого, он говорил, если рядом разорвется снаряд или пролетит пуля, или случится пожар – никакая беда тебя не коснется.

Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости.

Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи. Слава Тебе, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Господи, защити мя. Господи, буди врач души и телу. Господи, научи мя творити волю Твою». Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай – они не Божии.

При крайнем затруднении к прочтению правила ко Причащению позволял прочитать 5 четок Иисусовых молитв.

Требовал молиться за всех, но при крайней занятости позволял даже так: «Благослови, Господи, всех здравием и помяни всех усопших во Царствии Твоем. – Вот и помолились, тогда не будете унывать».


О церковной молитве

Отвечая духовным чадам о важности частого посещения Церкви, отец Виталий говорил: «Домашняя молитва за несколько дней не заменит одного «Господи помилуй!» и поклона, сделанного в Церкви».

«Внимайте, как вы креститесь: махаете, как мух гоняете», – предупреждал он своих чад, обращая внимание на то, что перенося руку с плеча на плечо нужно делать прямую линию, а не гнутую дугу.

Батюшка считал важным совершать крестное знамение и поклоны не самочинно, а в согласии с церковным уставом, который должен знать каждый православный христианин.


В Страстную Пятницу Батюшка совсем не разговаривал. Так он почитал день страданий Спасителя.

Учил всю Страстную седмицу ходить в храм, суетой не заниматься, только приготовить пищу разрешал. Он говорил, что днями Страстной седмицы освящаются дни всего года. Великим Понедельником освящаются понедельники всего года, Великим Вторником – все вторники года и т.д.


О христианских добродетелях

Терпение, благодарение, молитвенный труд – все недоумения, препятствия и скорби сотрут, и в тихое пристанище приведут...

Будете любить – ни тоски, ни уныния не будет.

Господь учит нас быть подобно детям, не осуждать, не обижаться, всех любить, терпеть, благодарить, на промысел Божий возлагаться.

Никогда не должно падать духом, а всегда уповать на помощь Божию и на милость Его.

Знайте, что за послушание Господь подаст терпение, великую милость и спасение.

Смиряйтесь, терпите, любите. Любовь будет – и стены разойдутся.

Любовь – единственное, что надо стяжать.

Учил со всеми жить в мире, говорил: «Лучше пусть дело разорится, чем нарушать мир».


О неосуждении

В письмах Батюшка постоянно повторял, чтобы никого не осуждали, ибо от сего греха «благодать уходит, а тогда – тоска, уныние, леность, ожирение, похоти, алчность, жадность, шутки, многословие находят, а также нетерпение, неделание ничего доброго».

Чтобы научиться любить, надо молиться так: «Господи, благослови всех, кого я осудил (имена), и их святыми молитвами и мя, окаянного, помилуй». – С этой молитвой 12 поясных поклонов. Так учил нас отец Серафим * Духовник Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Романцов). , и мы все ежедневно сие совершаем.

Когда не можешь отстать от осуждения, тогда надо совершать 150 раз «Богородице Дево, радуйся», – и Матерь Божия поможет никого не осуждать.

Одна духовная дочь отца Виталия вспоминает: «Как-то Батюшка на ходу, как бы между делом, сказал: «Лучше бы вы объелись, чем осудили человека»».

Одна из его духовных чад поехала в Сочи. В храме она соблазнилась тем, что на престоле не горели свечи и сокращают службу, и не стала причащаться. На это Батюшка ответил: «Причащаться надо, и надо самому гореть свечой. За то, что привыкли осуждать, покоя нигде не находят люди».

«Осуждай себя каждый человек... Все грехи нас борют потому, что мы горды».

При злопамятности, когда зло внутри гнездится, тогда скажи себе: «Бог – Любовь, а я не люблю, значит меня Бог отринет!» – и сим помыслом выгонишь злопамятство.

Не осуждай, люби, себя вини, всех за Ангелов считай – и будут слезы.

Батюшка приучил в общении с людьми постоянно думать: «Все как Ангелы, а я хуже всех».


Об отношении к обидчикам

Если кто на тебя обижен или недоволен, ты за него поклончики положи, а то и гостинчик пошли.


О нестяжании и милостыне

Нищим всегда помогай. Хоть копеечку подай, если больше нет – и она возносится на Небо.

Старайтесь все раздавать, оставьте только самое необходимое – тогда отрада будет на душе.

Говорю: все надо раздавать, но не слушают. Всего имею аки склад – вот мне и ад.


Дом освятите непременно. Где человек живет – там и обитель святая.

Ежедневно кропите квартиру святой водой.

Нельзя говорить, что в доме грязно. Бог все сотворил чисто и свято.

Берите икону Божией Матери утром и вечером, и все четыре стороны крестите, читая «Богородице Дево, радуйся». И придет помощь от Господа.


Об отношении к родителям

Приехала одна женщина к Батюшке, целует ему руки. А он ей говорит: «Тебе легко мне целовать руки, а ты дома матери целуешь руки?»

– Значит, твоя любовь лицемерная.


Часто спрашивал тех, кто к нему приходил: «Как ты с матерью обращаешься? Берешь ли у нее благословение?» И учил брать у родителей благословение, целовать у них руки, слушаться, смиряться перед ними.

Дочь после размолвки с родителями умерла без примирения. Матери часто снился ее гроб, стоящий в доме. Тогда отец Виталий дал такой совет: пойти на могилку и сказать: «Прощаю от всех руганий, проклятий и обид, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», – крестя при этом могилу. После того, как это было исполнено, такие сновидения прекратились.

И в письмах Батюшка постоянно учил почитать родителей: «Маму простите, и если она жива, пойдите к ней и просите прощения, а если не жива, пойдите на могилку, поклонитесь до земли и скажите: «Мама, прости меня во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». И сами скажите: «Прощаю, мама, Вас, когда ругала или кляла. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Перекрести могилку, поцелуй землю».

Люби маму, ежедневно бери у нее благословение.

Непокой от неповиновения родителю. Всегда берите у папы благословение и целуйте руку.

Любите детей, всех благословляйте, не укоряйте, а ласково обращайтесь. Ласковое слово, аки вода: вода мягкая, а камень пробивает.


О пристрастии к земному

Не ищи вкусной, сладкой, жирной пищи. Надо всем пользоваться так, чтобы была сила на труды, а прочее не во спасение.

Чтобы победить врага, надо победить свое тело, себя победить. А мы, то и дело, даем себе поблажку – то переели, то переспали. А надо помнить: переел – капкан, переспал – капкан. У нас ни у кого нет решимости.

Когда получаем телесные удовольствия, прогоняем благодать. Например, если спим в мягкой постели.

Отец Виталий учил, что всякое пристрастие к земному удаляет от нас благодать Божию.

Одна раба Божия покрасила дома балкон, приехала к Батюшке и говорит:

– Отец Виталий! У меня теперь такой красивый балкон, сижу – не налюбуюсь.

– Правильно. Благодать прогнала и сидит любуется.

Одна женщина пришла к отцу Виталию и говорит:

– Отче, я ни в чем не согрешила, но молитва ушла от меня. Чувствую какую-то сухость, как будто благодать ушла.

– А что ты сделала? Чем дома занималась?

– Уборкой. Стирала занавески, покрахмалила, погладила.

– Вот тебе и благодать ушла.

Особо выделяя дни больших церковных праздников, отец Виталий строго запрещал в эти дни заниматься уборкой, стиркой и другими делами. Он говорил: «Все, что сделано в праздник, придется исправлять в будни».

Батюшка учил во время повседневных дел и забот не оставлять в уме Господа: «Что ни делаете, помышляйте, наблюдая за сердцем, что все делаете Господеви. Вот и пойдут дела Ваши во славу Божию. И Иисусову молитву творите – и будет двойное дело: и молитва, и труд и тако всегда с Господем будете».