Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "путешествие в сказочную страну звуков". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы Конспект занятия согласные п

Цели занятия.

  • Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);
  • Закреплять умение отвечать на вопросы;
  • Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;
  • Упражнять в подборе определений к заданным словам;
  • Активизировать словарь;
  • Закреплять умение определять количество слогов в слове;
  • Развитие познавательной сферы;
  • Закрепление навыков ориентировки в пространстве.
  • Материалы и оборудование:

  • Изображения синего и зелёного грузовиков;
  • Картонный поезд;
  • Разноцветные плоскостные корзинки – карманы;
  • Демонстрационная таблица, «Какой? Какая? Какое?»;
  • «Буквенный конструктор»;
  • Набор предметных картинок;
  • Два разноцветных замка;
  • Папка «Разноцветные корзинки»;
  • Магнитная доска, 2 фланелеграфа;
  • Магнитофон, магнитофонная запись: «Голубой вагон».
  • Дети и воспитатель входят в зал.

    Воспитатель:

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну звуков. А какие бывают звуки?

    Дети: Гласные и согласные.

    Воспитатель: В этой стране звуки живут в двух замках.

    Воспитатель подводит детей к доске с замками

    Воспитатель : Ребята, какие звуки живут в этом замке?

    Показывает на красный замок

    Дети: Гласные звуки.

    Воспитатель:

    Дети: Потому что мы обозначаем их красным квадратом.

    Воспитатель: А почему дверь в этом замке открыта?

    Дети: Потому что гласные звуки – можно петь и тянуть и воздух выходит без преград.

    Воспитатель: Ребята, а какие звуки живут в этом замке?

    Показывает на сине-зеленый замок

    Дети: Согласные звуки

    Воспитатель: А почему они живут в этом замке?

    Дети: Потому что мы обозначаем их, синим и зеленым квадратами.

    Воспитатель: А почему дверь в этом замке закрыта?

    Дети: Потому что согласные звуки – нельзя петь и тянуть и воздух выходит с преградой.

    Воспитатель: А какие преграды встречает согласный звук, выходя из замка?

    Дети: Губы (П), язык (Н), зубы (С).

    Воспитатель: Ребята, какие согласные мы обозначаем, синим квадратом?

    Дети: Твердые согласные.

    Воспитатель: Какие согласные мы обозначаем, зелёным квадратом?

    Дети: Мягкие согласные.

    Воспитатель: А какой гласный звук смягчает согласные звуки?

    Дети: Гласный звук «И».

    Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Разноцветные грузовики». В синем грузовике «поедут» те пассажиры, названия которых начинаются с твердых согласных, а в зелёном грузовике «поедут» те пассажиры, названия которых начинаются с мягких согласных.

    Дети рассаживают пассажиров.

    Воспитатель : А ещё в этой сказочной стране живёт добрая волшебница.

    Входит волшебница под музыку (с папкой в руке), обходит весь зал и встаёт в центре зала.

    Воспитатель: Здравствуйте, добрая волшебница.

    Волшебница: Здравствуйте дети, здравствуйте гости.

    Дети: Здравствуйте.

    Волшебница: Добро пожаловать в сказочную страну звуков.

    Есть у меня игра для вас:

    Я начну игру сейчас.

    Я начну, а вы кончайте,

    Хором дружно отвечайте!

    Игра «Доскажи словечко»

  • Всех на свете он добрей,
  • Лечит он больных зверей,

    И однажды бегемота

    Вытащил он из болота.

    Он известен, знаменит,

    Это доктор…(Айболит).

  • Он плывёт по простыне,
  • Как кораблик по волне.

    Он хозяйкам добрый друг,

    Электрический…(Утюг).

  • Золотой и молодой,
  • За неделю стал седой.

    А денёчка через два

    Облысела голова.

    Спрячу-ка в карманчик

    Бывший…(Одуванчик).

  • Буду мастером таким,
  • Как наш дядя Евдоким:

    Делать стулья и столы,

    Красить двери и полы.

    А пока сестре Танюшке

    Сам я сделаю…(Игрушки).

  • На лучинке, в бумажке,
  • В шоколадной рубашке,

    В руки просится само.

    Что же это? ... (Эскимо).

  • В лесу под щебет и под свист
  • Стучит лесной телеграфист:

    «Здорово, дрозд-приятель!»-

    и ставит подпись:…(Дятел).

  • В реках Африки живёт
  • Злой зелёный пароход!

    Кто б навстречу ни поплыл,

    Всех проглотит…(Крокодил).

  • Ходит длинный, пасть с клыками,
  • Ноги кажутся столбами,

    Как гора, огромен он,

    Ты узнал, кто это? ... (Слон).

    Волшебница: Ой, ребята, какие вы молодцы. Как у вас хорошо получилось. Ребята, а я очень люблю играть со звуками, и принесла вам свою игру – вот она.

    Показывает папку на ней написано «Разноцветные корзиночки».

    Воспитатель: Добрая волшебница, ты, наверное, хочешь, чтобы мы тоже поиграли в твою игру. Ребята вам интересно, что это за игра.

    Дети: Да.

    Воспитатель: Давайте поиграем. А ты волшебница сядь, посиди и посмотри на нас.

    Игра «Разноцветные корзинки».

    Воспитатель: Ребята в красную корзинку нужно положить картинки, в названиях которых звук «К» находится в начале слова, в желтую – те картинки, в названиях которых звук «К» находится в середине слова. А в зелёную – те картинки, в названиях которых звук «К» находится в конце слова.

    Воспитатель : Молодцы ребята. Звуки образуют слоги, а слоги слова. Слова обозначают предметы (стол, стул), признаки (желтый, большой), действия (прыгать, бегать). А чем слова отличается от слогов?

    Дети: Слова – большие и понятные, а слоги – маленькие и непонятные.

    Воспитатель: Ребята, а слова, как и мы с вами, любят путешествовать. А путешествуют они по своей стране на волшебном поезде.

    Воспитатель подводит детей к стене с поездом.

    Воспитатель: Посмотрите на вагоны поезда, что вы на них видите?

    Дети: Номера, цифры.

    Воспитатель: Эти номера обозначают, то, что в первом вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 1 слог. Во втором вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 2 слога; в третьем вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 3 слога.

    Дети рассаживают животных в вагоны.

    Воспитатель: Вагоны у нас все заняты. Все отправились в путешествие. А что же мы стоим? Занимайте места в вагонах мы поедем путешествовать.

    Дети рассаживаются.

    Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что вы едете в поезде.

    Включает аудиозапись.

    За окном мелькают леса, поля, города,… Но вот поезд остановился у реки. Все выходим из поезда. Ой, какое яркое солнце! Так трудно смотреть. (Закрывает глаза). Давайте попробуем поморгать.

    Дети моргают то одни, то другим глазом.

    Воспитатель: Ребята, как же нам перейти нашу реку.

    Дети: Нужно её переплыть.

    Физкультминутка.

    К речке быстро мы спускались,

    Наклонялись, умывались.

    Раз, два, три, четыре –

    Вот как славно освежились!

    А теперь поплыли дружно,

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс,

    Одной, другой – это кроль.

    Все мы один поплыли.

    Мы похожи на дельфина.

    Дети выполняют соответствующие движения.

    Воспитатель: Ну, вот мы и перебрались через нашу речку. Посмотрите, стоит дерево, а около него сидят зверушки и не знают, что им делать. Давайте поможем им.

    Дети: Давайте.

    Воспитатель вызывает пятерых детей и раздаёт картинки со зверушками.

    Воспитатель: Птицу, название которой начинается со звука «С» посадить на дерево. Посадить на ствол дерева птицу, название которой начинается со звука «Д». Посадить под дерево справа птицу, название которой начинается со звука «У». Посадить под дерево слева животное, название которого начинается со звука «К». Закрепить над деревом насекомое, название которого начинается со звука «О».

    Дети выполняют задание.

    Воспитатель: Молодцы ребята.

    Вбегает ребёнок в платье волшебницы и плачет.

    Воспитатель: Ой, ребята посмотрите еще одна волшебница, но только маленькая.

    Маленькая волшебница: Я не волшебница, я только учусь.

    Воспитатель: Что с тобой случилось?

    Маленькая волшебница: Злой гном превратил звуки в буквы, и у каждой из них отнял один или несколько элементов.

    Воспитатель: Ребята, давайте поможем буквам, найти недостающие элементы. Но сначала вы мне скажите, чем отличаются буквы от звуков?

    Дети: Звуки мы слышим и произносим, буквы читаем и пишем.

    Дети восстанавливают буквы.

    Маленькая волшебница: Благодарю вас. Не знаю, что бы я без вас делала. А за то, что вы мне помогли, я дарю вам вот эту игру.

    Даёт воспитателю и уходит.

    Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Какой? Какая? Какое?». Вывешивает на доску демонстрационную таблицу.

    Воспитатель : Я буду называть, предметы, нарисованные на картинке, а вы скажите каким этот предмет, может быть. Например, сыр, какой? Что вы ответите?

    Дети: Сыр желтый, солёный, вкусный…

    Воспитатель: Молодцы, правильно.

    Игра продолжается.

    Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте попрощаемся со сказочной страной звуков и с доброй волшебницей. И прочитаем стихи, которые мы для неё подготовили.

    1-й ребёнок:

    Гласные тянутся к песенке звонкой.

    Могут заплакать и закричать.

    В тёмном лесу звать и аукать,

    Но не желают свистеть и ворчать.

    2-й ребёнок:

    А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть,

    Даже фыркать и скрипеть,

    Но не хочется им петь.

    3-й ребёнок:

    Буквы-значки, как бойцы на парад,

    В строгом порядке построены в ряд.

    Каждый в условном месте стоит,

    И называется всё Алфавит.

    4-й ребёнок:

    Прапрадедовской порой, встали буквы в чёткий строй

    Строй как строй, да не простой он зовётся Азбукой.

    Не надо к маме приставать,

    Не надо бабушку трясти:

    «Прочти, пожалуйста, прочти!»

    Не надо умолять сестрицу:

    «Ну, прочитай ещё страницу!»

    Не надо звать, не надо ждать,

    Волшебница: Порадовали вы меня ребята. И я хочу подарить вам подарки.

    Достает большие цветные буквы на тесёмке и одевает каждому ребёнку на шею. И уходит.

    Воспитатель: Вот и закончилось путешествие в сказочную страну звуков. На память у вас останутся цветные буквы, подаренные доброй волшебницей. Вы можете их «оживить» превратив в веселых человечков, зверей, растения. Знаете как?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Нужно дорисовать глаза, косички, хвостики… Фломастеры и карандаши я разложила на столах в группе.


    Гришкина Вера Александровна

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25

    Конспект занятия по обучению грамоте
    в подготовительной группе ДОУ

    «Гласные звуки»

    подготовила учитель -логопед

    Бондаренко Лилия Владимировна

    Старотитаровская

    Темрюкский Район

    Краснодарский край

    Россия

    2013

    Гласные звуки

    Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.

    Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов III класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

    Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Логопед. Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди) , [С], [Т]…

    Дети: Алина, Алеша…

    Саша, Света…

    Таня... и т. д.

    II. Беседа по пройденному материалу.

    Что можно составить из звуков? (слоги, слова)

    Что можно составить из слогов?(слова) из слов? (предложения)

    из предложений? (текст)

    III. Объяснение нового материала.

    1. Сообщение темы занятия.

    Логопед. Давайте с вами произнесём звук «а» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

    Этот звук всегда поется,

    Этот звук, как песня, льется.

    Звук, свободно ты лети,

    Нет преграды на пути!

    Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

    2. Уточнение артикуляции гласных звуков.

    а) Логопед. Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

    Перед зеркалом дети разбирают артикуляции звуков:

    О, У, Ы, А, И.

    Звук А :горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

    Звук О : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик). Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

    Звук У легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает маленький круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

    Звук Ы : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

    Звук И : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает горизонтальную полоску..

    Как называются эти звуки? (гласные)

    б) Определить, какой звук логопед произносит по беззвучной артикуляции.

    А - О - У - Ы - И.

    Как вы догадались ?

    Звук А

    Губы сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает

    большой круг.

    Звук О : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

    Напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик ).

    Звук У : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

    Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

    Напоминает маленький круг.

    Звук Ы : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

    Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

    Напоминает нижнюю половинку круга .

    Звук И : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

    Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

    Напоминает горизонтальную полоску .

    Физкультминутка

    Медвежонок - топ-топ,

    А ежонок - хлоп-хлоп,

    А волчонок - щелк-щелк,

    А зайчонок - скок-скок,

    А лисенок - шмыг-шмыг,

    А бельчонок - прыг-прыг.

    (имитация движений)

    3. Определение начального и конечного гласного звука.

    Логопед. Назовите гласный:

    а) с которого начинается слово

    Аист (А ), ухо(У ), ослик(О), астра(А), иней(И), эхо(Э).

    б) которым заканчивается слово…

    Игла(А), шары(Ы), сова(А), кино(О), огни(И).

    4. Выделение гласного звука из середины слова.

    а) Логопед называет слово, воспитанники определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву.

    Сын(Ы), мак (А), ком(О), дуб(У), мэр(Э).

    б) Логопед показывает картинку, дети произносят гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимают соответствующую букву.

    Дом (О), рак (А), лук (У), мышь (Ы), пар (А), сом (О), суп (У), сыр (Ы).

    Логопед. Что вы называли? (Звук.)

    Что показывали? (Букву.)

    5. Смыслоразличительная роль гласных.

    Логопед. Перед вами слово, из которого убежала гласная. Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

    Какое слово получилось?

    Что оно обозначает?

    Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)

    Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)

    Что вставляли? (Букву.)

    Вывод: одна буква может изменить значение слова.

    Физкультминутка

    6. Деление слов на слоги. (закрепить понятие о слогообразующей роли гласных)

    Дети делят на слоги предложенные логопедом слова

    Логопед. Кубики (3), лапа (2), духи (2) , нога(2), машина (3) , улица (3), дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3).

    Сколько гласных звуков в этих словах?

    Это знает каждый из учеников -

    Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    6. Разбор слова «бак».

    Логопед. Сколько слогов в слове «бак»? (1)

    Сколько в этом слове звуков? (3)

    Сколько гласных? (1)

    Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом.

    IV. Итог.

    Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды .) Назовите их.(а, о, у, и, ы,э)

    Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?(изменится значение слова)

    Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

    Список используемой литературы:

    1. Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к

    обучению грамоте» -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

    2.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН, 2007.

    3.Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

    4. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию

    движений рук», М, ЭКСМО, 2007

    5. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

    Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.

    6.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить

    Звуки», Москва «МОЗАЙКА - СИНТЕЗ» , 2000.

    7.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.

    8.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

    Старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2010.


    Конспект занятия по обучению грамоте

    (для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет)

    Тема: Звуки гласные – согласные.

    Цель: Познакомить детей с понятиями

    гласных – согласных звуков и их графическим изображением.

    Задачи:

    Образовательные:

      Учить различать на слух звуки гласные-

    согласные,

      Познакомить дошкольников со схематическим изображением звуков на письме, с новым правилом определения количества звуков в словах: сколько в слове гласных, столько и слогов;

      Учить работать с моделями слов, определять начало, середину и конец слова, выделять звук из слова.

    Развивающие: развивать внимание, память, фонематический слух, речь, логическое мышление.

    Воспитательные: воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету.

    Тип занятия: Изучение нового материала.

    Форма занятия: занятие – игра.

    Оборудование: схемы модели звуков, слов; плакат с иллюстрациями для игры «Четвертый лишний», плакат с буквами, карточки для индивидуальной работы; для детей: цветные карандаши.

    План занятия:

    I . Орг. момент.

    II . Актуализация знаний

    IV . Объяснение нового материала.

    V . Закрепление.

    VI . Подведение итогов.

    Ход занятия.

    I . Орг. момент. ( Приветствие, проверка явки воспитанников, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания).

    Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

    II . Актуализация знаний.

    Дети вы любите путешествовать? (ответы) Куда бы вы хотели совершить путешествие?

    Мы сегодня отправимся на планету звуков и букв.

    Как вы думаете, кто живет на этой планете? (буквы и звуки)

    Но там живут не только звуки и буквы, там живут слова, игры, в которые вы любите играть, сказки.

    Но прежде, чем отправиться в путь, давайте проверим, с какими знаниями мы собрались в дорогу.

    Игра-викторина.

    Детям задаётся вопрос, за правильный ответ ребята получают фишку. А это значит, что они готовы к путешествию.

    Сколько всего букв в русском алфавите? (33 буквы)

    Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносят и слышат, а буквы видят и пишут)

    Как узнать, сколько в слове слогов? (сколько раз откроешь рот, столько и слогов; сколько раз прохлопаешь, столько и слогов).

    Во время нашего занятия-путешествия мы познакомимся с тем, какие бывают звуки, чем они отличаются друг от друга, как их можно обозначать.

    III . Изучение нового материала.

    Мы с вами знаем, что слова, когда их произносят, состоят из звуков. Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки? Хотите проверить себя?

    Хорошо. Но сначала сами найдите слово, в котором будем слушать звуки. Этим словом названа птица, о которой рассказывается в предложениях. Слушая их, определите, сколько предложений я скажу.

    Иногда на крыше дома можно увидеть аиста. У птицы там бывает гнездо .

    Хором назовите первый звук в этом слове. А теперь – последний. Как вы думаете, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо… Теперь громче..., ещё громче... Что происходит со ртом? (Открывается.) Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук...

    Получилось?! Почему не вышло? Хотите, объясню?

    Нам помогает произносить звуки воздух. Когда мы говорим звук [а], воздух проходит свободно, не встречая преград. Проверьте... А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился. Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали г л а с н ы

    м и. (Термин хором проговаривается.). Гласными их назвали потому, что они всегда говорятся с голосом; от слова голос ( глас ) и произошло название звуков – гласные .

    Гласным звукам учёные придумали своё обозначение: внутрь значка звука договорились помещать изображение пустой трубочки, показывающей, что воздух проходит свободно, не преодолевая никаких преград.

    Теперь послушаем последний звук в слове аист: аист-т-т-т. Ещё раз произнесите его и постарайтесь заметить: воздух тоже проходит свободно или встречает преграду? Где же эта преграда, чем она создана – понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга... Проверим. Попробуйте произнести звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался... Получилось?

    Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, назвали с о г л а с н ы м и. (Термин хором повторяется.) Такие звуки одни не могут составить слово, так как его будет очень трудно произнести. Попытайтесь вместе со мной сказать, например:

    [кртшк]... А теперь: картошка.

    Согласные звуки в русской речи всегда идут рядом с гласными – вот потому они и согласные. Их будем обозначать так:

    Какими являются два других звука слова? (После наблюдения за тем, возникает преграда или нет, делается вывод).

    Ребята, обратите внимание. Что в этом слове две гласные и два слога. Гласные звуки образуют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    Физминутка.

    Жил-был маленький гном.

    С большим колпаком.

    Он был путешественник – гном.

    На лягушке он скакал.

    Прыг-скок. Ква-ква.

    И на стрекозе летал-

    У-ух, высоко.

    По реке плыл в чайной чашке.

    Буль-буль, Буль-буль.

    Ехал он на черепашке.

    Топ-топ, топ-топ.

    И протопав все тропинки,

    Гном качался в паутинке.

    Кач-кач, кач-кач.

    Утро придет - гном опять в поход пойдет.

    IV . Закрепление.

    Итак, ребята, давайте повторим, чем отличаются гласные звуки от согласных?

    Посмотрите на модель слова.

    Что вы можете сказать об этом слове? (в нем один слог, т.к. одна гласная, два согласных звука).

    Придумайте слова, которые подойдут к этой схеме, кто больше? (кот, дом, рак, сон…).

    Напомню, что мы на планете звуков и букв, а помимо звуков и букв тут живут разные игры. В них мы сейчас и поиграем.

    1. Упражнение на распознавание звуков гласных – согласных.

    Игра «Кто внимательней».

    Я называю слово - вы определяете первый звук: гласный или согласный. Находите соответствующую схему и показываете. Выигрывает тот, кто не допустит ошибки.

    Слова: арбуз, улитка, самолет, забор, эхо, стул, машина, жук, очки, юла, дом.

    2. Упражнение на развитие внимания, фонематического слуха, памяти.

    А сейчас буквы предлагают нам поиграть в новую игру. Я покажу вам плакат с буквами, а вы постарайтесь запомнить все, что на нем увидите. Как только я уберу его, вы расскажите, какие буквы запомнили. Выигрывает тот, кто назовет больше всех букв.

    (см. приложение № 2)

    Какая буква лишняя? Почему? (буква Ш, так как она согласная, а остальные гласные)

    Совершенно верно. Вот с ней мы и поиграем.

    Игра «Зажигаем огоньки».

    На схеме модели слова определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова; в зависимости от расположения звука в слове зажигаем огонек в соответствующем окошечке.

    Слова: шуба, кошка, душ, шалаш, шапка, мартышка, каша, Шура, шарф.

    3. Задание для развития слуховой памяти, звукового анализа.

    Задали жители планеты звуков и букв нам такую задачку: догадайтесь, какая картинка в каждом ряду лишняя. Помните: надо обращать на первый звук каждого слова в называемом ряду. Объясните свой ответ. (см. приложение №1)

    4. Загадка-сюрприз.

    Разгадайте, что нарисовано на картинке: нужно закрасить все фигуры с гласными буквами. Если все сделаете правильно, то получиться картинка. (см. приложение № 3)

    Что у вас получилось? (телефон).

    V . Подведение итогов.

    Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось?

    Приложение №1.

    Приложение №

    Приложение №3.

    Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

    «Путешествие по стране «Пиши-Читай»

    Занятие №6

    Тема: «Гласные и согласные звуки»

    Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.

    Задачи:

    Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Формировать понятие «слог».

    Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.

    Воспитательная задача : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

    Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай»,разрезная азбука для демонстрации и для индивидуальной работы детей, презентация, карточки красного, синего и зеленого цвета, колокольчики, волшебный мешочек, предметные картинки, макет трехэтажного дома, зашифрованные слова, картинки-схемы, наклейки с изображением животных.

    Ход занятия:

    Воспитатель раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный.

    Воспитатель:

      Что это? (Это буквы)

      А это что? Послушайте: [а],[о], [м], [с], [и], [г]»? (Это звуки)

      Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы )

      Найдите к каждой букве нужную звуковую карточку. (Дети кладут под гласной буквой красную карточку, под звонкой согласной - синюю с колокольчиком, под глухую – синий символ без колокольчика)

    Воспитатель: Сегодня нас ждет новое путешествие по волшебной стране «Пиши-Читай» и наш путь лежит через лес. Но этот лес необычный, так же как и все в этой стране. (воспитатель обращает внимание детей на карту страны). Он называется «Фонетический» . «Фонема» – в переводе на русский язык обозначает «звук». В этом «Фонетическом лесу» живут существа, которые напоминают гномиков, но это не совсем гномики, их зовут Звуковички .

    Мы с вами уже многое знаем и про буквы и звуки, поэтому вы сегодня мои главные помощники в путешествии по лесу.

    В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо».

    Воспитатель: Большое спасибо. (зачитывает письмо вслух…)

    Письмо Пиши-Читая .

    Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Она пробралась в «Фонетический лес» и заколдовала его жителей, они совершенно забыли свои имена . Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь Звуковички никогда не смогут помочь детям научиться читать.

    Дорогие ребята! Мне известно, что вы готовитесь стать школьниками и, уже знакомы с буквами и звуками. Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.

    Воспитатель: Бедные Звуковички , нужно им помочь! Вы, согласны, ребята? (Да). Не испугаетесь? (Нет). Тогда отправляемся в «Фонетический лес».

    Воспитатель: Вот мы и в лесу, посмотрите ребята, как здесь красиво! (Слайд2) Смотрите, красный домик. (Слайд 3) В домике кто-то поет. Какие чудесные звуки! Как поют! Давайте постучим и войдем. (Слайд 4) Посмотрите это же Звуковички ! Ребята, они хотят нам, что-то сказать, но не могут, потому, что забыли свои имена. Давайте поможем им вспомнить, как их зовут. Внимательно посмотрите на их губы и попробуйте догадаться, какой звук пытаются произнести Звуковички .

    (По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки; ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква.)

    Воспитатель: Какие это звуки? (это гласные звуки). Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте!

    Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.

    Физкультминутка .

    Дети встали, закрыли глаза.

    Открываем мы глаза,

    Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

    Утром солнышко взошло,

    Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)

    Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

    Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, синий домик. (Слайд 5) Песенку не слышно. Зато, слышные другие звуки, послушайте, в домике кто-то рычит (как? – р-р-р…дети определяют 1-й звук в слове «рычит») шипит (как?…), жужжит (как?), фыркает (как?..). . Как вы думаете, какие звуки мы там встретим? (мы встретим согласные звуки.)

    Воспитатель: Давайте войдем и проверим. (Слайд 6) Действительно Звуковички одеты в синие костюмчики, значит это согласные звуки. Молодцы, ребята.

    Но посмотрите, согласные звуки расстроены, Опечатка и здесь навредничала. Посмотрите, ребята, у некоторых Звуковичков на груди висят колокольчики, а других колокольчиков нет. Я поняла! Они забыли, кто из них звонкие согласные звуки, а кто глухие согласные звуки, и никак они не могут найти свои места. Надо им помочь. Как вы думаете, у каких звуков есть колокольчики? (у звонких согласных звуков, а у глухих согласных звуков колокольчиков нет)

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что получится, если подружить гласные и согласные звуки? (дети высказывают свои предположения ). Звуки объединяются и образуют слоги. А слоги образуют слова. (Слайд 7). Посмотрите, наши звуки подружились, потому что только вместе можно справиться со всеми трудностями. И никакая Опечатка не справится с дружными и неразлучными Звуковичками .

    Давайте попробуем прочитать получившиеся слоги. Выложите у себя на столе слог «до». Какая буква будет первая? «д». Какой звук она обозначает? [д]. Какая буква будет второй? «а». Какой звук она обозначает? [а]. Давайте попробуем прочитать получившийся слог. (такая работа проводится и с другими слогами).

    А теперь давайте превратим слоги в слова. («до» - м, получается дом, «ма» - к, получается мак и т.д.) К слогам добавляются буквы. (работа ведется и на доске и на местах)

    Воспитатель: Мы с вами помогли Звуковичкам вспомнить, кто они такие. Даже подружили их. А это значит, они смогут и дальше помогать людям. В благодарность за нашу помощь Звуковички хотят с нами поиграть в интересные игры.

    Игра «Хитрый гласный звук»

    Воспитатель предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить, и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Звуки произносятся отчетливо и громко: [а], [о], [с], [у], [т], [к], [и], [ы], [п].

    Игра «Ушки на макушке»

    Воспитатель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:

    ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

    Игра “Волшебный мешочек”

    Воспитатель предлагает достать картинку из «Волшебного мешочка» и четко назвать, изображенный предмет. Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове. В зависимости от количества слогов в слове, дети распределяют картинки по домикам в 1,2 и 3 этажа, которые помогают наглядно дифференцировать слова с разным количеством слогов.

    Физкультминутка

    Игра: «Гласные звуки»

    Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:

    Гласных звуков только шесть,

    Их легко пропеть, прочесть:

    [А] – на Астре расцветает,

    [И] – на Иволге летает,

    [О] – на Ослике сидит,

    [У] – на Улицу глядит,

    [Э] – на Эхо отозвался,

    [ы] - во внутрь слов забрался,

    СЫром тЫкву закусил

    И добавки попросил!

    Игра " Подскажи звук "

    Воспитатель сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны подсказать дети.

    Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком.

    На солнышке грелся черноухий котёно... На него смотрел белоухий щено... Охотники развели в лесу костё... Ученик держал в руке каранда... Малыш попросил маму завязать красный шар... На лесную полянку выскочил зая... В зоопарке жили ено..., бегемо..., крокоди... По стволу стучал пёстрый дяте... Белочка спрятала орешки в дупл... По двору бродили петух..., куриц..., утк...

    Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Прочти слово».

    Перед нами - «заштрихованное слово», и чтобы его прочесть, нужно знать правило: в каждой картинке-схеме нужно выделить первый звук и записать букву. Давайте попробуем: колобок, облако, тигр - получается слово «кот».

    Дети читают слова по картинкам-схемам .

    Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие по «Фонетическому лесу»? (Да). А что больше всего вам понравилось? (ответы детей) Чем мы занимались в нашем путешествии? (ответы детей)

    Вы молодцы, победили вредную Опечатку и помогли Звуковичкам. Они приготовили вам подарки. (наклейки с изображением животных)

    Спасибо вам за вашу помощь, активность, за ваши знания. Наше путешествие закончилось.

    Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков А, И, У.

    Задачи :

    Образовательные :

    • Закрепить умение четко артикулировать гласные звуки А, У, И и производить их слухо-произносительную дифференциацию;
    • Учить делить слова на слоги и определять ударный гласный звук в слове;
    • Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.
    • Закрепить графические образы букв А, У, И.
    • Закрепить понятия «дикие» и «домашние» животные, упражнять в их дифференциации.

    Коррекционно-развивающие :

    • Развивать фонематическое восприятие и слух;
    • Развивать мимическую, артикуляционную и общую моторику.

    Воспитательные :

    • Воспитывать у детей уверенность в своих силах, желание выступать перед аудиторией;

    Оборудование : собачка-рукавичка, «звукарики», символические обозначения трех поросят, бейджик «сова», три дорожки для шагов, экран с 9 карманами, буквы гласных звуков; картинки демонстрационные: рысь, белка, зайка, барсук, лис, лось; сюжетная картинка (волк лежит у пенька на перднем плане, а на заднем – зайчонок, ежонок и бельчонок идут в школу); картинки раздаточные: лис, лиса, лисенок, кот, кошка, котенок, волк, волчица, волчонок, конь, лошадь, жеребенок,; материал на каждого ребёнка: по три ритмических рисунка из трех элементов, указка-колечко, буквы А, У, И, пакетики с цветными конфетками, спрятанные в разборный белый шар.

    Ход занятия

    Дети стоят перед ширмой кукольного театра. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Удивитесь такому событию – У, обрадуйтесь – А, улыбнитесь им – И. постарайтесь больше не отвлекаться, хорошо заниматься, чтобы не огорчать гостей.

    Жили-были в лесу три поросенка…

    Как вы думаете, так может начинаться сказка или быль?

    Почему вы так считаете? (В лесу поросята не живут, потому что это домашние, а не дикие животные или звери, которые живут в лесу).

    Так начинается сказка «Три поросенка». А вы любите придумывать сказки? А давайте сочиним сказку, про то, как в одной школе учились вместе детеныши домашних и диких животных.

    Где может стоять такая школа? На опушке леса животные устроили школу для своих детенышей.

    Кто из домашних животных не боится ходить в лес? (собака) Отважный пес бегал утром по лесу и приглашал зверей в школу. Он так старался, что однажды потерял голос. Может, вы поможете ему громко позвать зверей? Ребенок, надев на руку собачку-рукавичку, уходит за ширму и произносит слово громко, открывая рот собачки на ударный звук: - За йка!

    Какой гласный звук прозвучал в слове громче и дольше остальных? (А)

    Да, зайка сначала испугался, услышав собаку, и широко открыл рот, но потом понял, что его зовут в школу и, успокоившись, произнес: А.

    Ло сь обрадовался, открыл, округлив рот, и произнес: О!

    Барсу к удивился и, вытянув губы трубочкой, произнес: У!

    Бе лка, сидя высоко на ветке дерева, слегка подразнила собаку, произнеся: Э!

    Ры сь, спрыгнула с ветки под ноги пса и чуть не напугала его: Ы!

    Лис, хитро улыбнулся, потянув уголки губ к ушам и произнес: И!

    Пёс вспомнил, что три поросенка боялись проспать первый урок, и помчалась к их домикам. Вспомните, как зовут поросят и помогите их позвать по кличкам. (дети произносят: Наф!, Нуф! Ниф!) Выбежали из домиков поросята. (выставляются символические поросята) Как же узнать, как кого зовут? (У поросят по-разному открыты рты, как у звукариков).

    Поросята завизжали от радости, узнав, что в школе животные собираются изучать гласные звуки, которые есть в их именах. Какие это звуки? (А,У,И) Дети выбирают символы звуков. Давайте и мы сходим с ними в школу на уроки. Дети подходят к партам и садятся. - Сядьте красиво, спинку держите прямо, слушаем внимательно, продолжаем сочинять нашу сказку.

    Урок в школе вела мудрая сова: Лиза, давай ты начнешь за сову вести урок. (надеть бейджик) Расскажи, какие это звуки.

    Звуки А, У, И – гласные звуки. Они поются голосом, воздушная струя не встречая преграды, свободно проходит через рот.

    Продолжит вести урок сова – Арина. (надеть бейджик)

    Из звуков состоят слова. Звук в слове может находиться в начале, середине или конце слова. Какой из этих звуков есть в слове книги? Где он находится? (урок, школа).

    Звуки А, У, И, как и все гласные, можно тянуть и произносить коротко. Пододвиньте к себе такие же дорожки. Наденьте на указательный палец красное колечко и проведите по верхней дорожке звук А, по средней звук – У, а по нижней дорожке звук - И. Дети выполняют задание, проводя пальчиком по схемам.

    Никита продолжи урок, расскажи, о чем нам говорят схемы в этой клетке?

    Слова делятся на части (слоги). В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

    В слове важен гласный звук –

    Это знают все вокруг.

    Он с согласными играет,

    В слоги их объединяет.

    Слова делим мы на слоги

    По дорожкам дружно ходим!

    Возьмите в руки картинки с портретами животных (лис, лиса, лисенок, кот, кошка, котенок, конь, лошадь, жеребенок, волк, волчица, волчонок) и подойдите к дорожкам.

    Встаем у ковра, расстилаем на ковре дорожки с клетками.

    Мамы и папы решили проводить своих малышей в школу. Малыш шагал по центральной дорожке, слева от него шел папа, а справа – мама. Подойдите к началу дорожек представители лисьей семьи, прошагай по дорожке папа – лис, мама – лиса, детеныш – лисенок. Положите картинку справа от дорожки.

    Подойдите к дорожкам представители волчьей семьи прошагайте по дорожке, положите картинки. Заем кошачьей и лошадиной семьи.

    Кто больше лис или лисенок?

    Какое слово длиннее лис или лисенок?

    В каком слове больше слогов, чем в остальных?

    Собери, Максим, картинки с домашними животными, а Даша, с дикими.

    Зазвенел в классе звонок, позвал животных на урок.

    Раз, два, три, четыре - зверей грамоте учили.

    Прочитайте букву с той интонацией, о которой сообщает нам знак после буквы. У! А? И.

    Восклицательный стоит – звук громко, радостно кричит! (прочитай Даша (Илья) У!)

    Изогнулся вопросительный – спросить, о чем-то, не хотите ли? (прочитай Максим (Аркаша) А?)

    Спокойно что-то скажет звук, значит, точка стоит тут. (прочитаем все вместе И.)

    Три поросенка сели в ряд – свои буквы изучать. (Надеть маски)

    И сказала им сова, очень мудрые слова:

    Это дети буква И, ты, Ниф-Ниф, ее бери. (выходит ребёнок с маской Ниф-Нифа и берёт буква И)

    Это всем известно – А, она, Наф-Наф, твоя. (выходит ребёнок с маской Наф-Нафа и берёт буква А)

    Нуф-Нуф сказал: «Осталось У, я её себе беру!» (выходит ребёнок с маской Нуф-НУфа и берёт буква У)

    Если буквы встанут в ряд - можно слово прочитать.

    Те поросятки встаньте в ряд, чьи звуки в слове Иа звучат. (Держа буквы встают Ниф и Наф. Дети проверяют, правильно ли составлено слово).

    Все в лесу АУ кричат, встаньте буквы в новый ряд. (Встают Наф и Нуф. Дети читают получившееся слово.)

    Перемена. (проводит Соня, показывая движения по тексту)

    Три смелых поросенка купаются в пруду:

    Три пухлых поросенка играют в чехарду.

    Три ловких поросенка роют пятачком,

    Затем они виляют хвостиком-крючком.

    Три умных поросенка на урок идут

    Весело шагают и песенку поют:

    Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк…

    Зазвенел звонок опять, надо научить зверей предложенья составлять.

    Гласные А,И,У могут быть отдельными словами, пусть маленькими, но очень нужными помощниками для объединения значимых слов в предложение.

    Рассказать у какой мамы кто детеныш нам поможет слово-гномик У. Дети составляют предложения по схеме с предлогом У в начале предложения. (У лисы лисенок.)

    Подружить слова в предложении нам помогает слово-гномик И.

    Дети по картинке составляют предложение, отвечая на вопрос:

    Кто идет в школу? (Зайчонок и ежонок идут в школу.)

    Слово-гномик А, наоборот любит сравнивать. Посмотрите на картинку и расскажите, что делает бельчонок, а что делает волк?

    (Бельчонок идет в школу, а волк лежит под деревом.) Поросята хотят учиться, а волк любит … (лениться)

    Сделаем волка из пальцев рук. Рассердился волк: Я злой и страшный серый волк, зубами щёлк!

    Закончились уроки, побежали поросята домой, напевая свою песенку: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк…» По дороге они решили поиграть в снежки. А один снежок нам с вами бросили, давайте посмотрим, что там внутри. (пакетики с конфетками: 2синие, 1 красная, 1 зеленая).

    Вспомните первое слово в песенке поросят. (НАМ) Составьте схему слова НАМ. Назовите первый звук в слове. (Н) Он какой? (согласный, звонкий твердый) Какого цвета кружок мы поставим первым? (синий) После звука Н в слове НАМ слышится какой звук? (А) Он какой? (гласный) Кружок какого цвета мы поставим вторым? (красный) Какой звук последний в слове НАМ? (М) Он какой? (согласный, звонки, твердый) Кружок какого цвета поставим третьим (синего) Сколько звуков в слове НАМ? (В слове нам три звука) Какого цвета круг остался? (зеленого). Какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (мягкие) Какое слово получится, если заменить твердый звук Н на мягкий НЬ? (НЯМ).

    Итог: Эти конфетки в пакетиках поросята дарят вам, в благодарность за помощь. Понравилась вам наша сказка? После занятия можно будет съесть конфетки, только не забудьте вымыть руки, мы же не поросятки. Занятие закончено, всем спасибо.

    Маски-подвески поросят (Наф, Нуф, Ниф)

    Модели «Звукарики» (гласные звуки) с магнитными ручками

    Экран с карманами для схем, используемых в ходе занятия

    «Снежок» с конфетками для звукового анализа слов

    Литература:

    1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.

    3. Три поросёнка. С. Михалков.