Знаки препинания при прямой речи, цитировании и диалоге. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты. Повторение Цитаты в виде косвенной речи

Прямая и косвенная речь

Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.

Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения. Ср.:

Он сказал: «Я хочу пойти с вами».

Он сказал, что хочет пойти с нами.

Он сказал о своём желании пойти с нами.

В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменясь другими лексическими средствами:

Брат сказал: «Я приду поздно». Брат сказал, что он придёт поздно.

Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» Она восторженно говорила мне, что я очень хороший.

Вопрос, переведённый в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:

Я всё думал, кто бы это был.

Я всё думал: кто бы это был?

Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон, например:

Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».

Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»

«Я остаюсь дома», — сказал я решительно.

«Почему?» — удивился Антон.

«Пойду спать, — решил Мельников. — Очень тяжёлый выдался день».

«Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами». (В последнем примере в словах автора находятся два глагола со значением речемыслительной деятельности, первый из которых относится к предыдущей части прямой речи, а второй — к последующей; именно это вызывает такую постановку знаков препинания.)

Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.

Прямая речь может иметь форму диалога . Диалог оформляется двумя способами:

1. реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире:

Ты придёшь?

— Не знаю.

2. Реплики следуют в строку:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Цитаты

Цитата — это приведённое полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.

Цитата как прямая речь

1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:

Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умён».

2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):

Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

Цитата может быть приведена не с начала предложения:

Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности».

«...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

(подчёркнуто нами. — Е. Л. ) или (курсив наш. — Ред .).

«Он [Пушкин ], — писал Гоголь, — при самом начале своём уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:

Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).

Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

«Прямая и косвенная речь, диалог, цитата»

Вариант 2

1. Закончите высказывание.

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк кавычки… (7 балл)

2. В схеме «77? - а - Л» недостаёт:

Б) запятой;

В) вопросительного знака. (1 балл)

3. Укажите способ передачи чужой речи.

По радио сообщили о возможных осадках.

А) предложение с прямой речью;

Б) предложение с косвенной речью;

В) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

Г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. (1 балл)

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

Б) «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

В) «Гуси летят- С удовольствием говорит Ростовцев.- Сейчас целый косяк видел». (7 балл)

5. При замене прямой речи косвенной в предложении Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба». необходимо

Употребить:

А) союз что;

Б) союз-частицу ли;

В) союз чтобы. (7 балл)

6. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

А) Белинский утверждал, что всякая благодарная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

Б) Мария сказала, что летом она, возможно, выедет в деревню.

В) Учительница спросила ребят, что не забыли ли они на выставке. (1 балл)

7. Укажите способ цитирования.

«Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

А) Прямая речь;

Б) косвенная речь;

В) предложение с вводными словами;

Г) отдельные слова или словосочетание. (7 балл)

8. Укажите предложение, которое нельзя переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

А) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».

Б) «Труд будит в человеке творческие силы»,- писал Л. Н. Толстой.(1 балл)

9. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания при прямой речи:

А) «Чего же ты хмуришься, брат? - спросил его Кирилла Петрович,- Или псарня моя тебе не нравится?» (А. Пушкин)

Б) «Нам придётся здесь ночевать,- сказал Максим Максимыч,- В такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов).

В) «Что ж, милости просим»,- ласково сказала старуха, отворачивая засученные рукава (Л. Толстой).

Приведите пример предложения, в котором слова автора разрывают прямую речь.

10. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.

А) Ф. Искандер говорил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести».

Б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

В) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль... сквозит во всех его стихах».

Приведите пример предложения с цитатой. (2 балла)

Тестирование

І вариант

І уровень (м. 3б.)

1. Предложение с косвенной речью представляют собой :

А) простое предложение;

Б) сложносочинённое предложение;

В) сложноподчинённое предложение.

2. В схеме А. «П- а,- П» недостаёт :

Б) запятой;

В) вопросительного знака.

3. .

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

А) Предложение с прямой речью;

4. .

А) «От любви любви не ищут»,- сказано не мной.

Б) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - так поют в России, так поют.

В) «Дождь пойдёт,- возразил Калиныч,- утки вон плещутся.

5. «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. Необходимо употребить :

А) союз что;

Б) союз-частицу ли;

В) союз чтобы.

6. .

А) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

Б) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

В) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.

ІІ уровень (м. 3б.)

1. Закончите высказывание .

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется…

2. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой

речью :

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

А) «П»,- а.

Б) «П,- а.- П».

В) «П,- а,- п». (7 балл)

3 . Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью :

А) И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький)

Б) «Максимов не умрёт, он не смеет умирать - жизнь только начинается» - подумала она и повернула к вокзалу (К. Паустовский).

В) «Больше всего я люблю в Журавлихе запахи»,- зажмуриваясь от

блаженства, вспоминает Саша Косицын.- «Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов» (В. Солоухин).

ІІІ уровень (м. 3б.)

1. Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения.

Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков.

2.

1) Мы решили остаться здесь ночевать сообщила мама хозяину сторожки. 2) Дубровский промолвил Делайте, что хотите, я здесь не хозяин.

3.

Оценивая поэму «Мцыри» В.Г.Белинский писал что это любимый идеал нашего поэта это отражение в поэзии тени его собственной личности .

IV уровень (м. 3б.)

1. Составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания.

А: «П».

2) Не обижайся, Лена.

3) Теперь я не пропаду.

Контрольная работа № 1 по теме: «Простое предложение. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата»

Тестирование

ІІ вариант

І уровень (м. 3б.)

1. Закончите высказывание .

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк кавычки…

2. В схеме «77? - а - Л» недостаёт :

Б) запятой;

В) вопросительного знака.

3. Укажите способ передачи чужой речи .

По радио сообщили о возможных осадках.

А) предложение с прямой речью;

Б) предложение с косвенной речью;

В) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

Г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой .

Б) «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

В) «Гуси летят- С удовольствием говорит Ростовцев.- Сейчас целый косяк видел».

5. При замене прямой речи косвенной в предложении Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба». Необходимо употребить :

А) союз что;

Б) союз-частицу ли;

В) союз чтобы.

6. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью .

А) Белинский утверждал, что всякая благодарная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

Б) Мария сказала, что летом она, возможно, выедет в деревню.

В) Учительница спросила ребят, что не забыли ли они на выставке.

ІІ уровень (м. 3б.)

1. Укажите способ цитирования .

«Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

А) Прямая речь;

Б) косвенная речь;

В) предложение с вводными словами;

Г) отдельные слова или словосочетание.

2. Укажите неправильный вариант оформления цитаты .

А) Ф. Искандер говорил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести».

Б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

В) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль... сквозит во всех его стихах».

3. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания при прямой речи :

А) «Чего же ты хмуришься, брат? - спросил его Кирилла Петрович,- Или псарня моя тебе не нравится?» (А. Пушкин)

Б) «Нам придётся здесь ночевать,- сказал Максим Максимыч,- В такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов).

В) «Что ж, милости просим»,- ласково сказала старуха, отворачивая засученные рукава (Л. Толстой).

ІІІ уровень (м. 3б.)

1. Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения.

2. Спишите. Замените, где это возможно, прямую речь косвенной, расставьте знаки препинания.

1) А вы девочки зачем пришли строго спросил он. 2) Все это пустяки Иван Гаврилович сказала Юлия не в этом счастье.

3. Какие знаки препинания ставятся при цитате, если она вводится в предложение не полностью? Расставьте знаки препинания (цитаты подчеркнуты).

Великого критика поражало разнообразие картин образов и чувств .

IV уровень (м. 3б.)

1. Составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания.

2. Вставьте в данные предложения слова автора в соответствии со схемой:

«П», - а.

1) Как здорово гулять золотой осенью в лесу.

2) Не обижайся, Лена.

3) Теперь я не пропаду.

Предложения с чужой речьюЧужая речь – это высказывание другого
лица, включённое в авторское
повествование. Слова, вводящие чужую
речь, называются словами автора.
Горбунова Ирна

Способы передачи чужой речи

Для передачи чужой речи существуют
следующие способы
Прямая
речь
Цитаты
Диалог
Горбунова Ирна
Косвенная
речь

Предложения с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Прямая речь – это передача чужой речи,
сохраняющая её содержание и форму. С
помощью прямой речи создаётся
впечатление подобия точности
воспроизведения чужой речи.
Горбунова Ирна

Прямая речь ПЕРЕД
словами автора:
ПРИМЕРЫ:
1. [« П », - а.]
1. «Спасибо, что всё это
рассказала», - глухим
голосом сказал Олег.
2. [« П? » - а.]
2. «Интересно, что будут
читать мои правнуки?»
- писал Лев Толстой.
3. [« П! » - а.]
3. «Ой, да тут глубоко!» со смехом сказала она.
Горбунова Ирна

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь ПОСЛЕ
словами автора:
ПРИМЕРЫ
1. А: « П ».
1. Тут Мишка говорит: «Не
надо спорить. Сейчас я
попробую».
2. А: « П? ».
2. Алёнка говорит:
«Спорим, не подойдёт?»
3. А: « П! ».
3. Мишка кричит: «Здорово
Горбунова Ирна
получается!»

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

ПРИМЕРЫ
Прямая речь
РАЗРЫВАЕТСЯ словами
1. «Послушайте, товарищ
автора:
Ложкин, - возмутился я, вы где-нибудь учились?»
1. «[ П, - а, - п? ]»
2. «[ П, - а. – П ]».
3. «[ П? – а. – П! ]»
4. «[ П! – а. – П
2.
3.
4.
«Гуси летят, - с
удовольствием говорит
Ростовцев. – Сейчас
целый косяк видел».
«Что вы говорите? –
воскликнула Марья. –
Как это странно!»
«Здравствуйте,
]».
товарищи! – крикнул он
Горбунова Ирна
им. – Здорово».

Диалог

Диалог – это разговор двух, реже нескольких лиц
(диалог – от греч. «диалогос» - разговор, беседа).
Диалог состоит из реплик.
Реплика – это слова, обращённые к собеседнику.
На письме реплики разных лиц обычно даются с
новой строки. Перед каждой репликой ставится
тире.
Горбунова Ирна

Пример диалога

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
Горбунова Ирна

Цитаты и способы цитирования

Цитата – дословная выдержка из какого – либо
текста или в точности приводимые чьи – либо
слова.
В письменной речи цитаты, как правило,
заключаются в кавычки или выделяются
шрифтом. Если цитаты приводятся не
полностью, место пропуска обозначается
многоточием.
Цитаты из стихотворений в кавычки не
заключаются, если соблюдена стихотворная
строка.
Горбунова Ирна

Оформление цитат

Предложение с прямой речью.
Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг,
отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
Предложение с косвенной речью.
А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь
не может быть чистою».
Предложение с вводными словами.
По словам А. М. Горького, «искусство должно
облагораживать людей».
Горбунова Ирна

Косвенная речь

Косвенная речь – это чужая речь, переданная в
форме придаточного предложения.
Представляет собой разновидность
сложноподчинённых предложений с
придаточными дополнительными.
Косвенная речь передаёт содержание чужой
речи без сохранения всех особенностей речи
говорящего.
Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной

Союз ЧТО употребляется, если прямая речь
представляет собой повествовательное
предложение:
«Я буду ждать тебя», - сказала Валя. – Валя
сказала, ЧТО будет ждать меня.
Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной

Союз ЧТОБЫ употребляется, если прямая речь
представляет собой побудительное предложение:
Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех
членов штаба и охарактеризуй их». – Иван
Фёдорович попросил, ЧТОБЫ Люба назвала всех
членов штаба и охарактеризовала их.
Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной

Союз-частица ЛИ употребляется, если прямая речь
представляет собой вопросительное предложение и
имеет частицу ЛИ или вообще не имеет
вопросительных слов:
«Уж не думаешь ЛИ ты со мной в прятки
играть?» - сказал Ваня с досадой. – Ваня сказал с
досадой, не думаю ЛИ я с ним в прятки играть.
Горбунова Ирна

Практика

Упражнение №1.
Вставьте пропущенные
знаки препинания в ниже
приведённые предложения.
Составьте схемы 2 и 5
предложений.
Горбунова Ирна

Упражнение №1. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений.

1. « А где мой товарищ?- промолвил Олег. Скажите, где конь мой ретивый? »
2. « Да… - сказал он и резко повернулся ко мне,да… ну что, посмотрим » .
3. И говорю ей:« Как вы милы! - но мыслю: Как тебя люблю!»
4. « Что же, ты рад?- спрашивала Наташа. - Я так
теперь спокойна, счастлива».« Очень рад, отвечал Николай. - Он отличный человек ».
5. Ромашов насторожился и, глядя не на
Петерсона, а на председателя, ответил
грубовато: « Да, бывал, но я не понимаю,
какое это отношение имеет к делу ».
2. [«П… - а, - п»].
5. [А: «П»].
Горбунова Ирна

Практика

Упражнение №2.
Прочитайте. Составьте с этими
высказываниями предложения,
оформив их как цитаты.
Горбунова Ирна

Упражнение №2. Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты.

1. Кто про дела свои трещит всем без умолку, в
том, верно, мало толку. (И. А. Крылов)
2. Все талантливые пишут разно, все бездарные–
одинаково. (Илья Ильф)
3. Правильный путь таков: усвой то, что сделали
твои предшественники, и иди дальше.
(Л. Н. Толстой)
4. Наука борется с суевериями, как свет с
потёмками. (Д. И. Менделеев)
5. Смех – великое дело… (Н. В. Гоголь)
6. Лженаука – непризнание ошибок.
(П. Л. Капица)
Горбунова Ирна

Вариант ответа к упражнению № 2

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Безусловно, прав Крылов: «Кто про дела
свои трещит всем без умолку, в том, верно,
мало толку».
Илья Ильф говорил мудрые вещи: «Все
талантливые пишут разно, все бездарные –
одинаково».
Толстой считал: «Правильный путь таков:
усвой то, что сделали твои предшественники,
и иди дальше».
Менделеев утверждал: «Наука борется с
суевериями, как свет с потёмками».
По словам Гоголя, «смех – великое дело…»
Капица считал, что «лженаука
– непризнание
Горбунова Ирна
ошибок».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
ДО СВИДАНИЯ.
Горбунова Ирна

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

УпражнениЕ

    И ему сказал отец_
    _ Ты, Гаврило, молодец!_
    (Ершов)

    Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).

    Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

    Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

    Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

    Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .

    О, судьба моя плачевна! _
    Говорит ему царевна_
    Если хочешь взять меня,
    То доставь ты мне в три дня
    Перстень мой из окияна_ .
    (Ершов)

    Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

    Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Говорит ему девица_
    _ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
    Мне пятнадцать только лет:
    Как же можно нам венчаться?
    Все цари начнут смеяться,
    Дед-то, скажут, внучку взял!_
    (Ершов)

    Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

    Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

    Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

    Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

    Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)

    На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).