Великие русские путешественники и их открытия. Великие русские путешественники, имена которых увековечены на географической карте Как звали первых русских кругосветных мореплавателей




Большой вклад в познание нашей планеты внесли русские путешественники и географы. Прежде всего, ими исследована колоссальная территория нашей Родины, составляющая шестую часть всей суши. Множество земель во всех частях света и островов мирового океана впервые нанесены на карту русскими. Они первыми побывали на Аляске, на маленьких суденышках совершали героические плавания в Арктике, первыми проникли в Антарктику, собрали сведения о пустынях Ирана и Индии, исследовали и описали Монголию, Тибет, Западный Китай, нанесли на карту значительную часть Африки и Южную Америку. Имена многих русских исследователей запечатлены в географических названиях на карте мира.

Открывается подборка рассказом об Афанасии Никитине. Время, к которому относится запись его путешествия «Хождение за три моря», было знаменательным для России - происходило объединение феодальных княжеств в централизованное Русское государство. Записки Никитина интересны не только как первое достоверное описание Индии ХV века, составленное европейцем, но и как документ, отразивший важные изменения, происшедшие на Руси.

Трудно сказать, к какому времени относится знакомство человека с полярными странами. Известно, что в ХII - ХV веках новгородцы разведали и освоили побережье Кольского полуострова и берега Белого моря. Поморы открыли ряд островов в Северном Ледовитом океане: Новую Землю, Колгуев, Медвежий, Шпицберген. После похода Ермака в 1581-1584 годах началось освоение русскими Сибири. В 1586 году на реке Туре был построен Тюменьский острог, затем воздвигнут Тобольский городок, ставший главным опорным центром первых переселенцев.В 1601 году, перейдя за Камень (Урал), русские основали Мангазею - крупный торговый город. В 1630 году на Лену двинулось несколько отрядов казаков-землепроходцев. Спустившись по Лене, они выходили к «Святому морю» (Ледовитый океан).

В 1684 году Федор Попов предпринял плавание из устья Колымы на восток, с ним пошел Семен Дежнев (путь Федора Попова был повторен только через 200лет Норденшельдом). В начале XIX века промышленник Я. Санников обнаружил старинные кресты на острове Столбовом. А на острове Котельном было найдено старинное зимовье-свидетельство того, что в ХЧII веке на своих лодках-кочах русские моряки предпринимали ледовое плавание далеко в глубь океана.

Новая страница в исследовании русскими морских путей была вписана в результате неутомимых трудов ряда экспедиций, снаряженных по замыслу Петра 1 1-я Камчатская экспедиция (1725 - 1730) подтвердила гипотезу, что Азня и Ахерика разделены проливом, но так как Берннг повернул обратно, не дойдя ло Аляскн, наличие пролива ставилось под сомнение. В 1732 году было решено послать на Тихий океан вторую, более значительную экспедицию. Двум кораблям надлежало пойти к Америке, а двум другим - к Японии. Одновременно была послана экспедиция на Ледовитый океан для выяснения возможности плавания вдоль берегов Сибнри. Эта экспедиция вошла в историю под названием Великой Северной экспедиции.

Русские мореплаватели В. Прончищев, С. Челюскин, П. Ласиниус, С. Муравьев, Д. Овцын, Д. Стерлегов, Ф. Минин, Харитон и Дмитрий Лаптевы довольно точно нанесли на карту северные районы Сибири и убедились в невозможности по тому времени регулярного судоходства на востоке Северного Ледовитого океана. Корабли же отряда Беринга и Чирикова - пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» впервые подошли к берегам Северо-Западной Америки и нанесли их на карту; открыли Алеутские и Командорские острова. 2-я Камчатская экспедиция окончательно подтвердила наличие пролива между Америкой и Азией.

В течение двухсот лет (до экспедиции кораблей «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах) гидрографические данные, составленные участниками Великой Северной экспедиции, оставались единственным наставлением для мореплавания по тем местам.

Объектом исследования являлись и острова Новая Земля, Вайгач, Колгуев. В 1767 году Новую Землю исследовал Ф. Розмыслов, а в 1821 - 1824 годах Ф. Литке. Дело, начатое Розмысловым и Литке, продолжили B 1832 году П. Пахтусов и А. Циволько. В 1912 году на судне «Св. Фока» вышел к полюсу Георгий Седов. Ему удалось обогнуть северную оконечность Новой Земли.

Достойное место в освоении Арктики принадлежит адмиралу С. Макарову, его теории покорения Ледовитого океана с помощью ледоколов. «К полюсу напролом»- был девиз Макарова. В целях улучшения навигации и налаживания регулярных рейсов русских судов из портов Прибалтики до берегов Тихого океана было предпринято кругосветное плавание И. Крузенштерна и Ю. Лисянского. В пути были проведены огромные исследовательские работы, собран богатейший научный материал, подробно изучены обширные малоизвестные районы Тихого океана.

После Крузенштерна и Лисянского кругосветное плавание на шлюпе «Диана» предпринял В. Головнин, он детально изучил Камчатку и прилегающие острова. Второе кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка», которое совершил В. Головнин, обогатило мировую науку крупными географическими открытиями.

B 1819 году после длительной и тщательной подготовки нз Кронштадта отправилась Южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов «Восток» и «Мирный» с Лазаревым и Беллннсгаузеном во главе. 29 января 1821 года с кораблей увидели берег, названный Землей Александра I. Это была Антарктида - величайшее открытие ХIХ века. Экспедиция, проведя в плаваннн 751 день, прошла более 90 тысячи километров и открыла 29 островов, а также коралловый рнф.

Целая плеяда ученых-географов исследовала горные хребты и пустыни Центральной Азии. Несколько особо в ряду географов стоит имя ученого-гуманиста Н. Миклухо-Маклая, ученого. поставившего целью проникнуть не в глубины океана и не пройти по нехоженным: землям, а проникнуть в глубины человеческого общества на земле.

Цель предлагаемой подборки открыток - кратко ознакомить читателя с деятельностью русских географов-исследователей и рассказать об огромном вкладе, сделанном нмн в мировую географическую науку, как по широте поставленных проблем, так н по количеству и значительности открытий.
П. Павлинов

Афанасий Никитин


Афанасий Никитин


«Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоанова века. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже путешествовал по берегам Малобара». Так отозвался Н. Карамзин о найденных им записках русского купца ХV века Афанасия Никитина «Хождение за три моря». Выйдя из Твери летом l466 года, караван торговых судов под предводительством Афанасия Никитина спустился по Волге и Каспию до Баку. Дальше путь лежал через Персию в Индию на Малобарское побережье.
Индийцы оценили дружественную расположенность к ним Никитина. Отвечая ему доверием, они охотно посвящали его в особенности их быта и обычаев. Афанасий Никитин за три года собрал интереснейшие сведения о «государстве Бахманиев», крупнейшей державе Индии ХV века. «Хождение за три моря» было высоко оценено современниками: в 1472 году дневник путешественника был вписан в Летопись Государства Российского.

Иван Москвитин


Иван Москвитин


После разгрома в 1598 году хана Кучума «Сибирская землица» (Западная Сибирь) была включена в состав Русского государства. И, естественно, возникло стремление исследовать области, богатые «мягкой рухледью» да «рыбьим зубом». Отряд казаков из 31 человека в 1639 году под началом Ивана Юрьевича Москвитина, выведав у местных жителей (евенов), что за горным хребтом Джугджур есть Лама (Охотское море), перетащили волоком через горы лодки и, спустившись на лодках по реке Улье, вышли к Охотскому морю. В устье Ульи они поставили несколько изб, огородили их и вырыли ров. Это было первое поселение русских на побережье Тихого океана. Первопроходцы осваивали суровое Охотское море, удаляясь от берегов временами на 500 - 700 километров.
Сведения о «новых землицах» были внесены в Якутские «Росписи рекам и имена людям на которой реке которые люди живут». Скромно описывали свой поход русские казаки: «До Ламы идучи кормились деревом, корою, кореньями, на Лама же по рекам можно рыбы много добыть и можно сытым быть».

Ерофей Хабаров
Поход на Амур


Ерофей Хабаров


Увлеченный рассказами о богатстве Амурской земли, Хабаров обратился к якутскому воеводе с просьбой послать его во главе отряда казаков на Амур. Воевода предложил Хабарову не только собирать ясак, но также описать жизнь тамошних народов, составить «чертежи» (карты) местности и описать природные условия. Добираясь вначале на лодках по рекам бассейна Лены, Хабаров записал: «В порогах снасти рвало, слопцы ломало, людей ушибало...». Еще тяжелей был перевал через заснеженный Становой хребет, когда, водрузив лодки на нарты, приходилось тащить их волоком. Хабаров совершил в 1649 - 1651 годах ряд походов в Приамурье и богатую Даурскую землю. В одном из донесений он пишет: «И по рекам живет многое множество тунгусов, а вниз по славной по великой реке Амур живут даурские люди пахотные и скотные, и в той великой реке Амур рыба калушка, и осетры, и всякой рыбы много против Волги. А в градах и улусах великие пашни есть, лесы по той великой реке темные, большие, соболя и всякого зверя много. А в земле золото и серебро виднеется».

Семен Дежнев
Открытие пролива между Азией и Америкой


Семен Дежнев


«Мангазейский ход» - путь из устья Северной Двины, Мезени в Обскую губу - яркая страница в истории русских морских путешествий. Этим путем устюжанин Семен Иванович Дежнев «пошел» в Сибирь. В 1643 году он возглавил отряд, отправившийся на кочах по Колыме и дальше - на восток. По донесению Дежнева, к «Большому каменному носу» (самой северо-восточной точке Азиатского материка) подходили три коча: Федота Алексеева (Попова), Семена Дежнева и Герасима Анкидинова. «А тот нос вышел в море гораздо дальше и живут на нем люди чухчи добре много...»,- замечает Дежнев в своей «отписке». Потеряв коч Анкидинова, Дежнев и Попов повернули суда на юг и вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки. Туман, частый в этих местах, не дал им возможности увидеть Аляску.
Благодаря этой экспедиции, на «Чертеже Сибирской земли» в 1667 году появилось изображение Северо-Восточной Азии. Имя Дежнева увенчано славой открытия пролива между Азией и Америкой, Чукотского полуострова, Анадырского края.

Витус Беринг и А.И.Чириков
1-я и 2-я Камчатские экспедиции


Витус Беринг и А.И.Чириков


Когда Российская империя протянулась ат Балтики до Тихого океана, пришла пора точно обозначить ее границы и очертания морских берегов. С этой целью Петр I решил послать экспедицию на Тихий океан. Нужно было выяснить не только вопрос границ и научного «куриозите», но и открыть морские пути для торговли с «золотообильной», по представлению того времени, Японией. Начальником 1-й Камчатской экспедиции (1725-1730) был назначен Витус Беринг, датчанин, много лет служивший в России, а помощником - Алексей Ильич Чириков.
Беринг обошел восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, открыл острова Св. Лаврентия. Пройдя в Чукотском море до широты 6718" и видя, что «земля более к северу не простирается», Беринг, несмотря на предложение Алексея Ильича Чирикова продолжать путь далее на север, счел вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой разрешенным положительно и повернул назад. В Петербурге результаты экспедиции были признаны неудовлетворительными. Беринг получил инструкцию для нового плавания. Инструкция определила объем и задачи 2-й Камчатской и связанной с ней Великой Северной экспедиций (1733 - 1743), которым поручалось произвести описание всего северного и восточного побережий Сибири, ознакомиться с берегами Америки и Японии и окончательно выяснить вопрос о проливе между Азией и Америкой. Основные задачи экспедиции были выполнены. Материалами съемок, произведенными во время экспедиций, пользовались картографы в течение двух столетий.

Х.Лаптев и С.Челюскин


Х.Лаптев и С.Челюскин


В 1730 году возвратившийся с Камчатки Беринг начал снаряжать расширсипую экспедицию (2-к> Камчатскую): одни суда послать по Тихому оксапу к Японии и Америкс, а другие по Ледовитому океану, чтобы описать и положить па карту побережье Северного Ледовито>ч> океана. Экспедиция на Севере России длилась 10 лст (с 1733 по l743 год) и по своим задачам, размерам охваченных территорий, результатам по праву названа Великой Ссверпой экспедицией. Экспедиция состояла из отдельных сухопутных и морских отрядов, которые имели базы в устьях крупных рск Севера Сибири. Ее участниками были Харитон и Дмитрий Лаптевы, С. Челюскин, С. Малыгин, В. Прончищев и многие другие. Все они проявили беспримерное мужество и упорство в достижении поставленной цели. В результате был собран огромный материал о природе северных морей, положены на карту тысячи километров побережья Северного Ледовитого океана, исследованы и описаны большие территории Севера России, жизнь и быт народностей их населяющих.

И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский
Первое русское кругосветное путешествие


И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский


К началу XIX века появилась необходимость наладить регулярные рейсы русских судов от портов Прибалтики до русских портов на Тихом океане. В 1802 году Морское министерство приняло предложение капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна организовать первую русскую кругосветную экспедицию (1803 - 1806). Целью экспедиции являлись: доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатку, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования в тропической части Тихого океана и близ русских владений. Помощником Крузенштерна был назначен Ю. Ф. Лисянский. Экспедиция располагала двумя кораблями «Надеждой» и «Невой». Во время путешествия была уточнена карта мира, открыт ряд островов, произведены многочисленные океанографические исследования. Особенного внимания заслуживают описания быта, нравов, хозяйства, социального строя жителей Сахалина и Камчатки. Крузенштерном был составлен «Атлас Южного моря» - самый точный для того времени.

Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев
Открытие Антарктиды


Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев


В 1819 году из Кронштадта вышли в кругосветное плавание два военных шлюпа: «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. Экспедиции предстояло решить древнюю загадку о Южном материке. Преодолев огромные трудности плавания под парусами в ледовой обстановке, корабли подошли к Антарктиде. По заявлению спутника Лазарева по экспедиции мичмана Новосильского, «русским предоставлена была честь впервые приподнять угол завесы, скрывающей отдаленный, таинственный юг, и доказать, что за ледяною стеною, его опоясывающей, таятся острова и земли». 10 января 1821 года моряки «Мирного» и «Востока» одновременно увидели остров, который назвали островом Петра I. Затем был обнаружен берег, названный Берегом Александра 1.

Ф.П.Литке
Исследование Новой Земли

Ф.П.Литке


Крупный вклад в дело изучения Новой Земли принадлежит мореплавателю адмиралу Федору Петровичу Литке, который во время экспедиций в 1821 - 1824 годах впервые после Баренца осмотрел и нанес на карту весь западный берег Новой Земли, Мурманское побережье, исследовал восточную часть Баренцева и Белого морей. В 1826 - 1829 годах на шлюпе «Сенявин» Литке, руководя кругосветной экспедицией, исследовал и положил на карту острова Каролинского архипелага, провел съемки острова Бонин. Федор Петрович Литке являлся одним из создателей русского географического общества. В его честь была учреждена золотая медаль.

Г.И.Невельской


Г.И.Невельской


В донесении адмирала Г, И. Невельского по итогам плавания в 1848-1849 годах на транспорте «Байкал» записано: «...нами открыто
1) что Сахалин - остров, отделяющийся от материка проливом в 4 мили шириной и имеющий наименьшую глубину в 5 сажень;
2) что вход в Амур с севера из Охотского моря и с юга из Татарского пролива, а так же сообщение через Амурский лиман морей Японского и Охотского доступно для морских судов;
3) что на юго-западном берегу Охотского моря находится обширный закрытый от всех ветров рейд, названный мною заливом Св. Николая...»
Многие увидели в поступке Невельскбго дерзкое нарушение инструкции. Ведь сам Николай 1 предписал: «Вопрос об Амуре, как реке бесполезной, оставить.» Особый комитет грозился разжаловать Невельского в матросы. Но все же он сумел доказать необходимость создания Амурской экспедиции (1850 - 1855), которая исследовала огромные пространства Приамурья и острова Сахалин. В 1854 году Приморский край был присоединен к России.

П.П.Семенов Тян-Шанский


П.П.Семенов Тян-Шанский


Путешествия великого русского исследователя Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского положили начало новому периоду изучения Средней и Центральной Азии. Результаты исследований ученого показали, что горы ТяньШаня не вулканического происхождения. Во время экспедиции он собрал большую минералогическую коллекцию, гербарий, коллекцию насекомых и моллюсков, ценный этнографический материал. Большую помощь ученому-географу в его исследованиях оказал художник П. Кошаров, сделавший огромное количество зарисовок тех мест, по которым прошла экспедиция.
Известный советский географ Ю. Шакальский писал: «Для нас, старых работников Общества, имена Петр Петрович и Географическое общество - неразделимы». Более 40 лет Семенов-Тян-Шанский возглавлял Русское географическое общество и был непосредственным организатором и идейным руководителем экспедиций Н. Пржевальского, Г. Потанина, П. Козлова и многих других.

Н.М.Пржевальский


Н.М.Пржевальский


«В истории науки есть ученые, идеи и труды которых являются целой эпохой. К таким ученым относится Николай Михайлович Пржевальский», - писал о путешественнике доктор географических наук Э. Мурзаев. Маршруты экспедиций великого русского путешественника (с 1867 по 1888 год) охватывают огромные пространства Центральной Азии. Пржевальский первым подробно описал пустыни Гоби, Ордоса, Джунгарии и Кашгарии, первым предположил, что Гобийская пустыня является громадной чашей с преобладанием каменистых и глинистых почв. Он опроверг теорию известного географа и путешественника Гумбольдта о сетчатом направлении центральных хребтов Тибетского нагорья, доказав их преимущественно широтное направление. Им впервые описаны хребты системы Куэнь Луня, открыта система хребтов Наньшаня, открыты ряд хребтов Гумбольдта, Колумба, Пржевальского и др.
В экспедициях ученый собрал замечательные коллекции флоры и фауны Центральной Азии. Его гербарии, среди которых были растения уникумы, насчитывали 15 - 16 тысяч растений. Пржевальский собрал громадную коллекцию животных. Им были обнаружены и описаны дикий верблюд и дикая лошадь, получившая имя Пржевальского.

Н.Н.Миклухо-Маклай


Н.Н.Миклухо-Маклай


Превосходно сказал о Н. Миклухе-Маклае академик Л. Берг: «В то время, как другие географы открывали новые, доселе неизвестные земли, Миклухо-Маклай стремился прежде всего открыть Человека среди исследованных им «первобытных», то есть не затронутых европейской культурой народов». Едва ли можно вернее охарактеризовать ту цель, которой была посвящена жизнь выдающегося русского путешественника.
В 1871 году русский корвет «Витязь» высадил ученого на берег Новой Гвинеи (ныне Берег Маклая), где он прожил среди папуасов 15 месяцев. «Человек с луны», как назвали его туземцы, смелостью и доверием, отбросив оружие, добивался расположения и любви папуасов. МиклухоМаклай стал их верным другом, с которым они расставались со слезами.
Путешественник привез на родину дневники, зарисовки, коллекции, которые содержали ценный этнографический материал. Дневники Николая Николаевича Миклухо-Маклая были опубликованы лишь после Октябрьской революции.

С.О.Макаров


С.О.Макаров


Среди знаменитых русских флотоводцев выделяется имя Степана Осиповича Макарова - адмирала, талантливого ученого, неутомимого полярного исследователя. 33-летний Макаров, командуя пароходом «Тамань», по личной инициативе занялся изучением течения в проливе Босфор. Он сделал более 5 тысяч наблюдений изобретенным им прибором - флюктометром и доказал наличие двух противоположных течений: верхнего, из Черного моря, и нижнего, из Средиземного моря. Плавая на корвете «Витязь», Макаров продолжил гидрологические наблюдения по всем маршрутам плавания: измерял температуру и плотность воды в различных глубинах, исследовал течения в разных слоях. Ученый систематизировал исследования экспедиций в Тихом океане в двухтомном труде «Витязь» и «Тихий океан» (1894), который был удостоен премии Академии Наук и золотой медали Русского географического общества. Степану Осиповичу Макарову принадлежит также идея создания первого в мире мощного ледокола «Ермак».

П.К.Козлов


П.К.Козлов


Пятнадцать лет провел выдающийся исследователь в экспедициях по пустыням и городам Центральной Азии. На лошадях, пешком и на верблюдах пробирался он в самые отдаленные и труднодоступные районы. Протяженность его путешествий составляет свыше 40 тыс. км. Петру Кузьмичу Козлову принадлежит одно из самых выдающихся археологических открытий ХХ века: находка мертвого города Хара-Хото в песках Монголии и курганов-могильников древних гуннов в Монгольском Алтае; он исследовал и описал крупнейшую реку Азии - Меконг, в 1905 году первый из европейцев встретился и беседовал с далай-ламой, находившимся тогда в Монголии. Незабываемое впечатление осталось у Козлова при открытии Хара-Хото. Раскопки прославили русского географа на весь мир. Здесь были обнаружены рукописи, книги, картины, предметы обихода и культа XI - XII веков нашей эры. Во время экспедиций ученый собрал ценнейшие материалы о геологии, климате, растительности и животном мире Тибета и о малоизвестных или совсем неизвестных восточнотибетских племенах.

Г.Я.Седов
Путь к Северному полюсу


Г.Я.Седов


2 февраля 1914 года уже тяжело больной знаменитый полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов покинул последнюю зимовку в бухте Тихой острова Гукера. Почти полтора года экспедиция Седова, вышедшая нз Архангельска на судне «Св. Фока» в августе 1912 года, стремилась пробиться сквозь льды к Северному полюсу. Но попытка кончилась неудачей. 20 февраля 1914 года, не дойдя до острова Рудольфа, Седов умер и был погребен на мысе Аук этого острова.
Однако, по словам Нансена, уже одни материалы, полученные отважным исследователем на Новой Земле, вполне окупили всю экспедицию, настолько велика их научная ценность.





Афанасий Никитин (XV век)

Афанасий Никитин - русский путешественник, тверской купец и писатель. Совершил путешествие из Твери в Персию и Индию (1468-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» - ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.


Семен Дежнёв (1605 -1673)

Выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири. В 1648 году Дежнев первым среди известных европейских мореплавателей (на 80 лет раньше, чем Витус Беринг) удалось пройти Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки. Казачий атаман и торговец пушниной, Дежнев активно участвовал в освоении Сибири (сам Дежнев женился на якутке Абакаяде Сючю).


Григорий Шелихов (1747 - 1795)

Русский промышленник, проводивший географические исследования северных островов Тихого океана и Аляски. Основал первые поселения в Русской Америке. Его именем названы пролив между о. Кадьяк и североамериканским материком, залив в Охотском море, город в Иркутской области и вулкан на Курилах. Замечательный русский купец, географ и путешественник, прозванный с

легкой руки Г. Р. Державина «Русским Колумбом», родился в 1747 года в г. Рыльске Курской губернии в мещанской семье. Преодоление пространства от Иркутска до Ламского (Охотского) моря и стало его первым путешествием. В 1781 году Шелихов создал «Северо-Восточную компанию», которая в 1799 году была преобразована в Русско-Американскую торговую компанию.


Дмитрий Овцын (1704 - 1757)

Русский гидрограф и путешественник, руководил вторым из отрядов Великой Северной экспедиции. Произвел первую гидрографическую опись побережья Сибири между устьями Оби и Енисея. Открыл Гыданский залив и Гыданский полуостров. Участвовал в последнем плавании Витуса Беринга к берегам Северной Америки. Его имя носят мыс и остров в Енисейском заливе. В

русском флоте Дмитрий Леонтьевич Овцын находился с 1726 года, принимал участие в первом плавании Витуса Беринга к берегам Камчатки, а к моменту организации экспедиции дослужился до чина лейтенанта. Значение экспедиции Овцына, как и остальных отрядов Великой Северной экспедиции, чрезвычайно велико. На основании составленных Овцыным описей карты исследованных им мест готовились вплоть до начала ХХ столетия.


Иван Крузенштерн (1770 - 1846)

Русский мореплаватель, адмирал, руководил первой русской кругосветной экспедицией. Впервые нанес на карту большую часть побережья о. Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Его имя носят пролив в северной части Курильских островов, проход между о. Цусима и

островами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле. 26 июня 1803 года корабли «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта и направились к берегам Бразилии. Это был первый переход русских кораблей в южное полушарие. 19 августа 1806 года во время стоянки в Копенгагене русский корабль посетил датский принц, пожелавший встретиться с русскими моряками и послушать их рассказы. Первое русское кругосветное плавание имело большое научное и практическое значение и привлекло к себе внимание всего мира. Русские мореплаватели исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся тогда самыми точными.


Фаддей Беллинсгаузен (1778 - 1852)

Фаддей Беллинсгаузен - русский мореплаватель, участник первого русского кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна. Руководитель первой русской антарктической экспедиции, открывшей Антарктиду. Адмирал. Его имя носят море у берегов Антарктиды, подводная котловина между материковыми склонами Антарктиды и Южной Америки, острова в Тихом, Атлантическом океанах и Аральском море, первая советская полярная станция на о. Кинг-Джордж в архипелаге Южные Шетландские острова. Будущий открыватель южного полярного материка родился 20 сентября 1778 года на острове Эзель близ г. Аренсбург в Лифляндии (Эстонии).


Федор Литке (1797-1882)

Федор Литке - русский мореплаватель и географ, граф и адмирал. Руководитель кругосветной экспедиции и исследований на Новой Земле и Баренцевом море. Открыл две группы островов Каролинской цепи. Один из основателей и руководителей Русского географического общества. Имя Литке носят 15 пунктов на карте. Литке возглавил девятнадцатую русскую

кругосветную экспедицию для гидрографических исследований малоизвестных районов Тихого океана. Путешествие Литке было одним из самых успешных в истории русских кругосветных плаваний и имело большое научное значение. Были определены точные координаты главных пунктов Камчатки, описаны острова - Каролинские, Карагинские и др., чукотский берег от мыса Дежнёва до устья р. Анадырь. Открытия были настолько важными, что Германия и Франция, споря за Каролинские острова, обращались к Литке за консультацией по поводу их расположения.

7 августа 1803 г. из Кронштадта вышли в дальнее плавание два судна. Это были корабли «Надежда» и «Нева», на которых русским морякам предстояло совершить кругосветное путешествие.

Начальником экспедиции был капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн — командир «Надежды». «Невой» командовал капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский. Оба были испытанными моряками, которым уже раньше приходилось участвовать в далеких плаваниях. Крузенштерн совершенствовался в морском деле в Англии, принимал участие в англо-французской войне, был в Америке, Индии, Китае.
Проект Крузенштерна
Во время путешествий у Крузенштерна возник смелый проект, осуществление которого имело целью способствовать расширению торговых сношений русских с Китаем. Нужна была неутомимая энергия, чтобы заинтересовать проектом царское правительство, и Крузенштерн этого добился.

Во время Великой Северной экспедиции (1733-1743), задуманной Петром I и проведенной под начальством Беринга, были посещены и присоединены к России громадные области в Северной Америке, получившие название Русской Америки.

Полуостров Аляску и Алеутские острова начали посещать русские промышленники, и слава о пушных богатствах этих мест проникла в Петербург. Однако сообщение с «Русской Америкой» в то время было крайне затруднительным. Ехали через Сибирь, путь держали на Иркутск, затем на Якутск и на Охотск. Из Охотска плыли на Камчатку и, дождавшись лета, через Берингово море — в Америку. Особенно дорого обходилась доставка необходимых для промысла припасов и корабельных снастей. Приходилось разрезать длинные канаты на части и после доставки на место снова скреплять их; так же поступали с цепями для якорей, парусами.

В 1799 г. купцы объединились, чтобы создать крупный промысел под надзором доверенных приказчиков, которые постоянно жили вблизи промысла. Возникла так называемая Русско-Американская компания. Однако прибыль от продажи мехов в значительной мере шла на покрытие дорожных издержек.

Проект Крузенштерна заключался в том, чтобы вместо трудного и длительного пути по суше установить с американскими владениями русских сообщение морем. С другой стороны, Крузенштерн предлагал более близкий пункт сбыта пушнины, именно Китай, где меха имели большой спрос и ценились очень дорого. Для осуществления проекта надо было предпринять большое путешествие и исследовать этот новый для русских путь.

Прочитав проект Крузенштерна, Павел I буркнул: «Что за чушь!» — и этого было достаточно, чтобы смелое начинание похоронили на несколько лет в делах Морского департамента. При Александре I Крузенштерн снова стал добиваться своей цели. Ему помогло то обстоятельство, что Александр сам имел акции Русско-Американской компании. Проект путешествия был утвержден.

Приготовления
Надо было приобрести корабли, так как в России подходящих для дальнего плавания судов не было. Суда были куплены в Лондоне. Крузенштерн знал, что путешествие даст много нового и для науки, поэтому он пригласил для участия в экспедиции нескольких ученых и живописца Курляндцева.

Экспедиция была сравнительно хорошо оборудована точными приборами для ведения различных наблюдений, имела большое собрание книг, морских карт и других пособий, необходимых для дальнего плавания.

Крузенштерну советовали взять в плавание английских матросов, но он энергично протестовал, и команда была набрана русская.

Крузенштерн обратил особое внимание на подготовку и снаряжение экспедиции. Как снаряжение для матросов, так и отдельные, главным образом противоцинготные, продукты питания были приобретены Лисянским в Англии.
Утвердив экспедицию, царь решил использовать ее для отправки в Японию посла. Посольство должно было повторить попытку установления сношений с Японией, которую в то время русские почти совершенно не знали. Япония вела торговлю только с Голландией, для других стран ее порты оставались закрытыми.

Кроме подарков японскому императору, посольская миссия должна была отвезти на родину нескольких японцев, случайно попавших в Россию после кораблекрушения и довольно долгое время живших в ней.
После долгих приготовлений суда вышли в море.

Русские кругосветные мореплаватели Нозиков Николай Николаевич

1. КРУГОСВЕТНЫЙ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

1. КРУГОСВЕТНЫЙ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Федор Петрович Литке осиротел при своем рождении 17 сентября 1797 г. Отец его вскоре женился вторично и, по настоянию мачехи, мальчик был отдан 8 лет в пансион. Воспитывали его там очень небрежно. 11 лет он остался круглым сиротою, и его приютил дядя, также мало заботившийся об его воспитании. Уже в это время начал складываться характер мальчика, всю жизнь стремившегося к науке. Целыми днями он сидел в библиотеке дяди, читая все без разбора. Кроме большого количества всякого рода знаний, правда, бессистемных и отрывочных, он приобрел в те годы и знание иностранных языков.

В 1810 г. сестра Литке вышла замуж за моряка капитан-лейтенанта Сульменева, и Литке попал в среду моряков. При помощи зятя он поступил в 1813 г. волонтером во флот и. вскоре был произведен в гардемарины. Плавая в отряде Сульменева на корабле «Аглая» в эскадре адмирала Гейдена, он много раз участвовал в боях с французами под Данцигом, где укрылись некоторые французские части после отступления из России. Молодой Литке особенно отличился храбростью, находчивостью и блестящим выполнением боевых приказов в трех сражениях под Вейнсельмюнде, был награжден орденом и произведен в мичманы.

В 1817 г. Литке был назначен в кругосветное плавание на военном шлюпе (корвете) «Камчатка», под командой известного Василия Михайловича Головнина. Под его руководством Литке получил прекрасную подготовку к дальнейшей практической и ученой деятельности. Плавание на «Камчатке» выработало из него искусного и неустрашимого мореплавателя и возбудило желание посвятить свою жизнь науке.

Головнин оценил талантливого подчиненного. Вскоре по возвращении «Камчатки» из плавания (в 1819 г.) по рекомендации Головнина Литке был назначен в 1821 г. начальником экспедиции для описи берегов Новой Земли и одновременно командиром брига «Новая Земля». Необходимо заметить, что о Новой Земле были тогда очень поверхностные сведения, никаких научных описаний ее не существовало.

В течение четырех лет неутомимой работы экспедиции (1821, 1822, 1823 и 1824 гг.) Литке определил географическое положение главнейших пунктов и произвел подробное описание северной и средней частей Белого моря, всего западного и южного берегов Новой Земли, пролива Маточкин Шар, северной части острова Колгуева и значительной части Лапландского берега (от Белого моря до Рыбачьего полуострова). Плавать и работать приходилось в чрезвычайно тяжелых условиях, в суровом полярном климате, в частых штормах, в борьбе со льдом и т. д.

В виде иллюстрации можно привести следующий, подобный многим случай. 18 августа 1823 г. ночью при входе в Карское море во время сильного шторма бриг «Новая Земля» ударился о камни, и его тотчас начало жестоко бить о них. Все предвещало полное крушение и гибель экипажа: вышибло руль из петель, расщепило корму. Море кругом покрылось обломками. Бриг стоял неподвижно и трещал так, что, казалось, развалится на части. Потеряв всякую надежду спасти судно, Литке стал думать только о спасении экипажа. Оставалось только одно - срубить мачты. Но едва было сделано несколько ударов топорами по мачтам, сильное волнение сбросило бриг с камней на глубокую воду. Тут, как и во всех подобных случаях, Литке выказал необычайную энергию. При его личном участии корабельные плотники принялись укреплять руль. Кому известна хлопотливость и трудность этого дела даже в тихую погоду, тот легко поймет, чего это стоило при большом волнении. После дружной полуторачасовой работы руль был укреплен. Тогда взялись за исправление других повреждений. Работать приходилось в условиях еще более усилившейся бури. С громадным трудом ремонт был сделан, и можно было сравнительно безопасно держаться в чистом без льдов море и надеяться дойти до ближайшего порта.

Ненадежное состояние брига побудило Литке отложить исследование Карского моря и вернуться в Архангельск для ремонта судна средствами порта. Направившись в Белое море, Литке сделал по пути в Архангельск астрономические определения некоторых мысов острова Колгуева и Канина носа и их гидрографическую опись.

В Архангельске, работая круглые сутки со своею командою и портовыми мастерами, Литке в несколько дней совершенно исправил все повреждения и вышел тотчас же в море продолжать прерванные работы.

Исследуя подробно Белое море и его побережье, Литке исправил старую, имевшую много неправильностей карту: некоторые места были нанесены на нее с ошибкой в 1,5°.

Это плавание Литке, во время которого было сделано много ценных наблюдений, пролило новый свет в географические представления о всем крайнем севере Европы. Работы Литке дали богатейший материал для (более близкого знакомства с Новой Землей, послужили фундаментом для картографии островов и до сих пор считаются одними из замечательнейших исследований северных морей.

Вернувшись по окончании работ в Архангельск осенью 1824 г., Литке немедленно приступил к обработке материалов за все четыре года плавания. Труд его издан под заглавием: «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821–1824 гг.» Книга привлекла большое внимание европейской науки и была переведена на немецкий и английский языки. Этот замечательный труд содержит в начале исторические сведения о прежних иностранных и русских плаваниях в северные воды, с подробным критическим разбором этих плаваний. В самое описание путешествия вошло, помимо гидрографических исследований, много разнообразных сведений из области других наук.

После окончания этого труда Литке был назначен командиром военного шлюпа «Сенявин», отправленного в кругосветное плавание для гидрографических и ученых исследований в мало известном тогда Великом океане. Для производства естественно-исторических наблюдений на «Сенявине» была послана экспедиция Академии наук, состоявшая из известных ученых Мертенса, Постельса, Китлица и др. Литке со своими помощниками, главным образом офицерами, занимался астрономией, статистикой и пр. Он же был начальником научной экспедиции.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Вечные следы автора Марков Сергей Николаевич

ПЕРВЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КУРИЛ Осенью 1711 года в Большерецкий острог, что на Камчатке, вернулись храбрые исследователи, пробывшие в походе около пятидесяти дней.Этому предшествовали следующие события.Годом ранее землепроходцы обнаружили японцев, принесенных морской бурей

Из книги Вечные следы автора Марков Сергей Николаевич

ДЕКАБРИСТ - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АНГАРЫ Строители одной из крупнейших в мире Братской гидроэлектростанции с признательностью вспоминали имя декабриста Петра Муханова (1799–1854), внесшего свой вклад в дело изучения Ангары.…Склонность к научным занятиям П. А. Муханов проявил

Из книги Вечные следы автора Марков Сергей Николаевич

ДЕКАБРИСТ-МОРЕПЛАВАТЕЛЬ В 1851 году в глухом Селенгинске, вблизи китайской границы, умер декабрист Константин Петрович Торсон. Он был похоронен на берегу быстрой Селенги, неподалеку от каменных курганов древних обитателей Забайкалья.Константин Торсон окончил Морской

Из книги Вечные следы автора Марков Сергей Николаевич

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТИБЕТСКОГО НАГОРЬЯ Детство и юность Всеволода Роборовского прошли на берегах Невы и на лесном приволье неподалеку от Вышнего Волочка.Школьным товарищем его был Федор Эклон, офицер Ростовского гренадерского полка, разделявший с Н. М. Пржевальским славу

Из книги Люди, корабли, океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания автора Ханке Хельмут

Народ-мореплаватель из Ливана В горах Ливана есть одна труднодоступная долина. И по сей день шумят там под ветром кроны могучих древних кедров. Около четырехсот деревьев составляют эту уникальную рощу. По числу годовых колец можно заключить, что первые побеги

Из книги Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов автора Баландин Рудольф Константинович

Кругосветный пират Френсис Дрейк вышел из бедной семьи деревенского священника, был юнгой, неудачно пытался торговать, в конце концов стал пиратом и благодаря этому получил высокий государственный пост, имея возможность влиять на международную

Из книги Флот Людовика XV автора Махов Сергей Петрович

Глава 6 Кругосветный вояж Джорджа Энсона В конце лета 1739 года английское правительство, помимо эскадр Вернона и Огля, направлявшихся в Карибское море, решило снарядить экспедицию к тихоокеанскому берегу Южной Америки. Задачей экспедиции был грабеж испанских колоний

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Петр-мореплаватель До Петра русский народ был народом-рекоплавателем. Плавали русские весьма отважно, купаясь летом в реке. Плавали недурно и на спине, и на животе. Но о суднах имели понятие весьма слабое.Однажды Петр, осматривая амбары Никиты Ивановича Романова, увидел

Из книги Всемирная история в лицах автора

8.8.2. Давид Ливингстон - исследователь и друг Африки А что представляли собой внутренние районы Африки, как жили люди на территориях за великими пустынями? К югу от Сахары северная часть Восточного Судана, Эфиопия, страны побережья Красного моря были населены народами,

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Глава 2. Исследователь и исторический источник 2. Историю пишут историки История представляет собой сокровищницу опыта, накопленного предыдущими поколениями. Исторические знания возникли в глубокой древности, передавались в устной форме, получили отражение в

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Исследователь Амазонки Крюков Борис А. (Казань, 1898–1983, Нью-Йорк), русский ботаник, куратор Нью-Йоркского ботанического сада, специалист по южноамериканскому каучуку. В 1928–1955 годах совершил 8 (восемь) походов в джунгли Амазонки (Бразилия). Исследовал Африку и остров Суматра

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Палльманн как исследователь монет Чивобаг упоминает работу «Находки старинных монет в Болгарии за сорок один год (1910–1950)», написанную Табовым вместе с еретиками Климентом Василевым и Асеном Велчевым. В ней представлено исследование совокупности монет, совокуплявшихся

Из книги Архитекторы компьютерного мира автора Частиков Аркадий

ГЕРМАН ГОЛЛЕРИТ Первый исследователь обработки данных Описанный метод составления статических данных, который заключается в записи отдельных статистических параметров по каждому отдельному человеку, посредством отверстий или набора отверстий, пробитых в листах из

Из книги Под русским флагом автора Кузнецов Никита Анатольевич

Полярный исследователь Отто Свердруп На старой эмблеме Норвежского Полярного института, ведущей научной организации королевства Норвегия, были изображены три силуэта знаменитых полярников этой страны – Фритьофа Нансена, Руала Амундсена и Отто Свердрупа. Два первых

Всякий образованный человек без труда вспомнит имя того, кто совершил первое кругосветное путешествие и пересек Тихий океан. Это сделал португалец Фернан Магеллан около 500 лет тому назад.

Но нельзя не отметить, что такая формулировка не полностью верна. Магеллан продумал и спланировал маршрут плавания, организовал его и руководил им, но ему суждено было погибнуть за много месяцев до того, как оно было завершено. Так что продолжил и завершил первое кругосветное путешествие Хуан Себастьян дель Кано (Элькано), испанский мореплаватель, отношения с которым у Магеллана были, мягко говоря, не дружеские. Именно дель Кано в конечном итоге стал капитаном «Виктории» (единственного корабля, вернувшегося в родную гавань) и получил славу и богатство. Однако же Магеллан совершил во время драматического плавания великие открытия, о которых речь пойдет ниже, и потому его считают первым кругосветным путешественником.

Первое кругосветное путешествие: предпосылки

В 16 веке португальские и испанские мореплаватели и купцы соперничали друг с другом за контроль над Ост-Индией, богатой пряностями. Последние делали возможным консервирование продуктов, и обойтись без них было сложно. Уже существовал проверенный путь к Молуккским островам, где находились самые большие рынки с самыми дешевыми товарами, но путь этот был неблизким и небезопасным. Из-за ограниченности знаний о мире открытая не так давно Америка представлялась мореходам препятствием на пути в богатую Азию. Никто не знал, есть ли пролив между Южной Америкой и гипотетической Неведомой Южной Землей, но европейцам хотелось, чтобы он был. Они еще не ведали, что Америку и Восточную Азию разделяет огромный океан, и думали, что открытие пролива обеспечит быстрый доступ к азиатским рынкам. Поэтому первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, наверняка был бы удостоен королевских почестей.

Карьера Фернана Магеллана

Обедневший португальский дворянин Магеллан (Магальянш) к своим 39 годам успел неоднократно побывать в Азии и Африке, был ранен в битвах с туземцами и собрал немало информации о путешествиях к берегам Америки.

Со своей идеей попасть на Молукки западным путем и вернуться обычным (то есть осуществить первое кругосветное путешествие) он обратился к португальскому королю Мануэлю. Тот совершенно не заинтересовался предложением Магеллана, которого к тому же недолюбливал за недостаточную лояльность. Зато он позволил Фернану сменить гражданство, чем тот немедленно воспользовался. Мореплаватель поселился в Испании (то есть во враждебной португальцам стране!), обзавелся семьей и соратниками. В 1518 году он добился аудиенции у молодого короля Карла I. Король и его советники заинтересовались поисками короткого пути за специями и «дали добро» на организацию экспедиции.

Вдоль побережья. Бунт

Первое кругосветное путешествие Магеллана, для большинства членов команды так и не завершившееся, началось в 1519 году. Из испанской гавани Сан-Лукар вышло пять кораблей, на которых находилось 265 человек из разных стран Европы. Несмотря на шторма, флотилия относительно благополучно добралась до берега Бразилии и стала «спускаться» вдоль него на юг. Фернан надеялся отыскать пролив в Южное море, который должен был находиться, согласно его сведениям, в районе 40 градуса южной широты. Но в указанном месте оказался не пролив, а устье реки Ла-Плата. Магеллан велел продолжать движение на юг, а когда погода совсем испортилась, корабли встали на якорь в бухте Св. Юлиана (Сан-Хулиан), чтобы перезимовать там. Капитаны трех судов (испанцы по национальности) подняли мятеж, захватили корабли и приняли решение не продолжать первое кругосветное путешествие, а взять курс на мыс Доброй Надежды и от него - на родину. Людям, верным адмиралу, удалось сделать невозможное - отвоевать корабли и отрезать мятежникам путь к бегству.

Пролив Всех Святых

Один капитан был убит, другой - казнен, третий - высажен на берег. Рядовых бунтовщиков Магеллан помиловал, чем еще раз доказал свою дальновидность. Только на исходе лета 1520 года корабли вышли из бухты и продолжили поиски пролива. Во время шторма судно «Сантьяго» затонуло. И вот 21 октября моряки наконец-то обнаружили пролив, более напоминающий узкую расщелину между скал. По нему корабли Магеллана плыли 38 дней.

Берег, оставшийся по левую руку, адмирал назвал Огненной Землей, так как на нем круглые сутки горели костры индейцев. Именно благодаря открытию пролива Всех Святых Фернан Магеллан стал считаться тем, кто совершил первое кругосветное путешествие. Впоследствии пролив был переименован в Магелланов.

Тихий океан

Из пролива в так называемое «Южное море» вышли только три корабля: «Сан-Антонио» исчез (попросту дезертировал). Новые воды мореходам понравились, особенно после неспокойной Атлантики. Океан был назван Тихим.

Экспедиция направилась на северо-запад, потом на запад. Несколько месяцев мореходы плыли, не видя никаких признаков земли. Голод и цинга стали причиной смерти почти половины команды. Только в начале марта 1521 года суда подошли к двум еще не открытым обитаемым островам из группы Марианских. Отсюда уже было недалеко до Филиппин.

Филиппины. Смерть Магеллана

Обнаружение островов Самар, Сиаргао и Хомонхон очень порадовало европейцев. Здесь они восстанавливали силы и общались с местными жителями, которые охотно делились пищей и сведениями.

Слуга Магеллана, малаец, свободно изъяснялся с аборигенами на одном языке, и адмирал понял, что Молукки совсем близко. Кстати, этот слуга, Энрике, в конечном итоге стал одним из тех, кто совершил первое кругосветное путешествие, в отличие от своего хозяина, которому не суждено было высадиться на Молукках. Магеллан и его люди вмешались в междоусобную войну двух местных князьков, и мореплаватель был убит (не то отравленной стрелой, не то абордажной саблей). Более того, через некоторое время в результате вероломного нападения дикарей погибли его ближайшие соратники - опытные испанские моряки. Команда так поредела, что один из кораблей, «Консепсьон», было решено уничтожить.

Молукки. Возвращение в Испанию

Кто руководил первым кругосветным путешествием после смерти Магеллана? Хуан Себастьян дель Кано, мореход из народа басков. Он был в числе заговорщиков, которые предъявили Магеллану ультиматум в бухте Сан-Хулиан, но адмирал простил его. Дель Кано командовал одним из двух оставшихся судов, «Викторией».

Он позаботился о том, чтобы корабль вернулся в Испанию, загруженный пряностями. Сделать это было нелегко: у берегов Африки испанцев поджидали португальцы, которые с самого начала экспедиции делали все, чтобы расстроить планы своих конкурентов. Второй корабль, флагман «Тринидад», был взят ими на абордаж; моряки попали в рабство. Таким образом, в 1522 году в Сан-Лукар вернулись 18 участников экспедиции. Доставленный ими груз окупил все расходы на дорогостоящую экспедицию. Дель Кано был удостоен личного герба. Если бы в те времена кто-нибудь сказал, что первое кругосветное путешествие совершил Магеллан, его осмеяли бы. На долю португальца приходились только обвинения в нарушении королевских указаний.

Итоги путешествия Магеллана

Магеллан исследовал восточный берег Южной Америки и открыл пролив из Атлантики в Тихий океан. Благодаря его экспедиции люди получили весомое доказательство того, что Земля действительно круглая, уверились в том, что Тихий океан гораздо обширнее, чем предполагалось, и что плавать по нему на Молукки невыгодно. Также европейцы поняли, что Мировой океан един и омывает все материки. Испания удовлетворила свои амбиции, объявив об открытии Марианских и Филиппинских островов, и предъявила претензии на острова Молуккские.

Все великие открытия, сделанные во время этого плавания, принадлежат Фернану Магеллану. Так что ответ на вопрос о том, кто совершил первое кругосветное путешествие, не так уж очевиден. Фактически этим человеком был дель Кано, но все-таки главным достижением испанца стало то, что мир вообще узнал об истории и итогах этого плавания.

Первое кругосветное путешествие русских мореплавателей

В 1803-1806 российскими мореходами Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским было совершено масштабное путешествие через Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Их целями были: исследование дальневосточных окраин Российской Империи, нахождение удобного торгового пути в Китай и Японию по морю, обеспечение русского населения Аляски всем необходимым. Мореплаватели (отправившиеся на двух судах) исследовали и описали остров Пасхи, Маркизские острова, побережье Японии и Кореи, Курильские острова, Сахалин и остров Иессо, посетили Ситку и Кадьяк, где жили русские поселенцы, а кроме того, доставили в Японию посла от императора. Во время этого плавания отечественные суда впервые посетили высокие широты. Первое кругосветное путешествие русских исследователей имело огромный общественный резонанс и способствовало повышению престижа страны. Его научное значение не менее велико.