Вперед россия. Патриотизм в русской истории - русский коммунист

"При посещении одной из школ я обратилвнимание на ученицу, читающуюкнигу пионерах-героях. Хорошо, что книгу сохранили, и ученики с удовольствием ее читают. Поговорив с девочкой, я отметилдля себя, что она знает о юныхгероях не из этой книги, но и из других. Радостно стало за ребёнка, которыйсоприкоснулся с великой и героической историей своего народа, примерил к себе поступок сверстников-героев. Уверен, что её посетила гордость за свою страну, за своих предков, а главное, она поняла, что тоже причастна к славному племени победителей".

В современных условиях патриотизму, воспитательным функциям отечественное истории отводится особое особая, объединяющая роль в решении важнейших проблем общества и государства, в защите национальных интересов Отечества. Так было всегда, когда возникала потребность в напряжении духовных сил во имя Родины.

Святое чувство-патриотизм, поистине является источником духовной силы русского человека, побуждает каждого из нас готовить себя к защите Отечества, начиная ещё со школьной скамьи; предполагает формирование, прежде всеготу подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества.

Так что же такое патриотизм? Какой смысл, вкладывается в это понятие? Патриотизм в России формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нём - яркий отсвет судьбы Отечества. Сущность патриотизма, т.е. глубокая, внутренне устойчивая связь личности со своим народом, со своей Родиной, проявляется в привязанности к родным местам, родному языку, к природе, к тем социальным отношениям, традициям, духовной культуре, которые функционируют на разных социальных уровнях, начиная с семьи, родного очага.

Происходит понятие патриотизм, от греческого "патрис"-родина, отечество. Под патриотизмом подразумеваются любовь человека к своей Родине, к своему народу, гордость за него, волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения, готовность приложить усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями.

Патриотизм-это высшее духовное состояние человека как личности, он развивается, наполняется содержанием, исходя из тех ценностных ориентаций, которые сформированы в нём начиная с детства. И формируется у школьников из отношения к истории Отечества как к личному достоинству и чести. Если этого нет, то и не будет патриотизма.

Что мы вкладываем в понятие Родина, Отечество? Родина- это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается, Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырс, живёт и которая слала для него родной и близкой. Малая Родина-это место рождения и становления человека как личности.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью ксвоим, родителям-отцу и матери. Потеря Родины, означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно и вечно сказал об этом А. С. Пушкин:

Два дивных чувства близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к отеческим гробам,
На них всегда, от века к веку,
По воле Бога самого
Самостоянье Человека,
Залог величия его!

По-особому, актуально, эти слова звучат в наши дни.

Любовь к Родине возникает, наверно, по-разному. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребёнок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знания, он постепенно осознаёт величайшую истину, свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за неё. Так рождается гражданин-патриот.

Патриотизм русского человека явление уникальное, своеобразное, настолько велика, глубока и бескорыстна в нём любовь к Отечеству. В России не прижились и, видимо, не приживутся многие западные ценности и ориентиры. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется?

Во-первых, ему присущи, глубоко сознательный народный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надёжную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.

Вспомним обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нём просто и ёмко сформулирована эта патриотическая идея. "Воины,- говорилось в обращении,- вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество:А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".

Во-вторых, она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Россию, высокую ответственность за судьбы мира на планете.

В-третьих, носит интернациональный характер. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина - Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай - де Толли, И.В.Гурко, И.И. Дибич - Забалканский, Р.Д.Радко - Дмитриев, П.И.Багратион, Н.О.Эссен и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В.Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.

В-четвертых, он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство. Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его - патриотизм. Российский историк и писатель Н.М.Карамзин отмечал: "Древняя и новая история народов не представляет нам ничего более трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницей бытия его".

Рост патриотизма относится к историческим победам Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.

Страна воспряла через воинство, руководимое Дмитрием Донским с благословения Сергия Радонежского - одного из величайших образов русской святости.

Реформы Петра I усилили любовь россиян к Родине, подняли интерес к Отечеству, к его развитию и гордость за свои дела и поступки. Безотчетное сознание того, что "теперь мы не хуже других", подняло народную гордость и любовь к России. Петр Великий добился того, что Россия, наконец, имела армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженной гордостью. За двадцать лет непрерывных военных действий выработалось национально - русское военное поколение.

С особой силой и непримиримостью боролся за сохранение отечественных порядков А.В.Суворов. Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за морально - психологические качества русского солдата. Всей русской армии, являвшей достойный пример патриотизма для общества. Являясь последователем А.В.Суворова, немало усилий для привития в войсках патриотизма, высокого морального духа, необходимых боевых качеств приложил талантливый военачальник М.И.Кутузов, который призвал к единению русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Героический, гигантский подъем народного духа и военного патриотизма в 1812 г., победа над лучшей армией мира, каковой считалась французская армия под руководством Наполеона, утвердили в наших соотечественниках чувство гордости за свою страну, свой народ, вселили уверенность в собственные силы и свою значимость.

XIX век, в истории России, насыщен значимыми для нее событиями.

Богатый опыт патриотического воспитания с учетом классовых интересов был накоплен у нас в стране в период "советского патриотизма" - после октября 1917 г. До конца 80-х годов ХХ в. Советский патриотизм вырос, сформировался на основе русского патриотизма, он выбрал из него все лучшее. В общественном и индивидуальном сознании произошел процесс преемственности в развитии идей патриотизма.

Советский патриотизм на русской основе - это новое духовное состояние человека. В исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. советский патриотизм рассматривается как непобедимая сила. Это уникальное явление в духовно - нравственной истории человечества.

В настоящее время творческое развитие патриотизма с использованием опыта военной истории имеет особую значимость и актуальность. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.

И наша главная задача, обогатить наших детей, богатейшим историческим опытом и знаниями, воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к ближним, родному краю, Родине.

Ведь. Не зря говорят: "От правильного воспитания детей, зависит благосостояние всего народа" (Локк)

"Россия начиналась не с меча"

Россия начиналась не с меча.
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча.
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.
И стрелами звенящие бои
Лишь прерывали труд её всегдашний.
Не даром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне,
В руках веселых, только от труда,
По добродушью, иногда не сразу,
Возмездие вздымалось, это да!
Но жажды крови не было ни разу.
Но только подлость, радовалась зря,
С богатырем, не долговечны шутки!
Да, можно, обмакнуть богатыря,
Но победить, вот это уже дудки.
Ведь это было так же бы смешно,
Как скажем, биться с солнцем, иль луною.
Тому порукой озеро, Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев и Батыя
Нашли конец на Родине моей!
То нынешняя, гордая Россия!
В 100 крат еще прекрасней и милей!
И в битве с самой лютою войной
Она и ад сумела превозмочь
Тому порукой города - герои
В огнях салюта в праздничную ночь.
И вечно тем горда моя страна!
Что никого, нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, сем война,
Как бескорыстье действеннее - жала.
Встает заря, светла и горяча
И будет так во веки нерушимо
Россия начиналась не с меча,
И потому. Она непобедима.

Список литературы

  1. Журнал "Дошкольное воспитание" 2006г.
  2. Э.Асадов "Не проходите мимо любви" М.2001г.

Советский народ вел справедливую, освободительную войну. Победить в ней значило отстоять социализм в СССР и сохранить перспективу его развития во всемирной истории. Именно вследствие этого весь 200-миллионный народ, руководимый большевистской партией, поднялся на борьбу против фашизма, чтобы повергнуть его в прах.

На протяжении своей истории народы России не раз демонстрировали высокие патриотические качества в борьбе с иноземными захватчиками. Однако такой духовной стойкости, какую проявили советский народ и его армия, защищая Родину в годы Великой Отечественной войны, история еще не знала. Это было обусловлено рождением нового, социалистического государства.

Советский народ боролся за победу на фронтах войны, в тылу страны и в тылу врага. И это были не разобщенные друг с другом сферы борьбы, а единое целое. Советский народ заслужил право называться героическим. Об этом красноречиво свидетельствует каждая страница славной летописи социалистического государства: Великий Октябрь, изменивший весь ход мировой истории; индустриализация и коллективизация, овеянные революционной романтикой созидания; гражданская война и, наконец, Великая Отечественная война, явившие миру изумительные образцы мужества и стойкости.

Героические подвиги стали демонстрацией огромной духовной мощи строителей и защитников социализма, свидетельством высокой степени патриотизма в решении политических, социальных, экономических и оборонных задач.

Характерным было прежде всего то, что, воспитанные на идеях марксизма-ленинизма, советские люди в самые драматические дни и месяцы ожесточенного противоборства с фашистскими захватчиками не утратили глубокой уверенности в конечной победе над врагом. У них оставалась непоколебимой вера в мудрость политической линии партии. Коммунистические убеждения, выражающие глубокую слитность личных и общественных интересов, позволили сражающемуся народу сохранить способность и готовность вынести самые сложные испытания войны. «Итоги Великой Отечественной войны Советского Союза убедительнейшим образом показали, что в мире нет таких сил, которые смогли бы сокрушить социализм, поставить на колени народ, верный идеям марксизма-ленинизма, преданный социалистической Родине, сплоченный вокруг ленинской партии» {30} .

К моменту нападения на СССР на стороне агрессора оказались такие преимущества, как милитаризация экономики и всей общественной жизни Германии; длительная подготовка к агрессии и опыт военных действий на западе; превосходство в военной технике и численности войск, заблаговременно сосредоточенных в приграничных зонах; использование Германией материальных и людских ресурсов почти всей Европы. Действиям фашистской Германии благоприятствовала политика США и Англии. Сказался также и недостаток у советских войск опыта ведения крупных операций в условиях мировой войны.

Вероломно напавшая на Советский Союз фашистская армия была высокооснащенной в техническом отношении и хорошо вымуштрованной. Во всей истории человечества удар подобной силы еще никогда не обрушивался ни на одно государство. Опьяненное легкими победами на западе, гитлеровское руководство считало, что вермахт так же легко промарширует по территории СССР, как это ему удалось в странах Западной Европы.

Однако уже с первых часов войны на советской территории фашисты встретили упорное сопротивление, в котором лозунг «Победа или смерть!», выдвинутый В. И. Лениным еще в 20-е годы, выразил идею бескомпромиссной и беспощадной борьбы с, врагом. «Отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села!», «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!» - так формулировались общенародные задачи в призывах Центрального Комитета партии и приказах Народного комиссара обороны. Эти лозунги на разных фронтах трансформировались в форму, отражавшую задачи частей и соединений. Например, по время защиты Москвы по всей стране пронеслось: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва». В период обороны Сталинграда был лозунг «За Волгой для нас земли нет».

От стойкости личного состава Советских Вооруженных Сил, всего народа зависела судьба не только социалистического Отечества, но и всей мировой цивилизации. Уже в первый день войны насмерть стояли пограничники многих застав, началась легендарная оборона Брестской крепости. В критические моменты летчики применяли таранные удары по вражеским самолетам. Всего за годы войны совершено более 450 воздушных таранов. Сотни и тысячи воинов «ступали в единоборство с танками противника. Бились до последнего патрона гарнизоны многих дотов и тысячи солдат. На смену погибшим вставали новые бойцы. Даже те, кто получал ранения, спешили занять свое место в строю и после излечения снова шли в бой.

История бережно хранит примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, военно-морской базы Лиепая, Таллина, Моонзундских островов и полуострова Ханко, Одессы и Севастополя, Ленинграда и Москвы. Сталинграда и Новороссийска, Заполярья. Своеобразным символом и высшим проявлением стойкости советских воинов стали подвиг 28 панфиловцев у подмосковного разъезда Дубосеково, 58-дневная оборона Дома Павлова в Сталинграде, 225-дневные бои за плацдарм под Новороссийском. Л. И. Брежнев, бывший тогда начальником политотдела 18-й десантной армии, вспоминает, что на каждого защитника Малой земли пришлось по 1250 килограммов вражеских снарядов и бомб, не говоря уже об автоматно-пулеметном огне. «Горела земля, дымились камни, плавился металл, рушился бетон, но люди, верные своей клятве, не попятились с этой земли» {31} .

Многие сотни тысяч советских воинов награждены Родиной медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда», «За оборону Киева», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья». В тяжелых оборонительных боях они кровью и жизнью своей отстаивали социалистическое Отечество. В самых невероятно трудных условиях советские воины верили: «Наше дело правое - победа будет за нами!»

Героизм советских войной как высшее проявление морально-политических и боевых качеств ярко проявился и в наступательных боях. Такие качества, как целеустремленность и настойчивость, смелость и храбрость, стойкость и мужество, многократно усиливали наступательный порыв советских воинов. Эти качества стали нормой поведения солдат и матросов, сержантов и старшин, офицеров, генералов и адмиралов Советских Вооруженных Сил, которые понимали, что победу над врагом одной обороной не добудешь: одержать ее можно только в решительном наступлении. Сколько наступающим войскам пришлось прорывать заранее оборудованных, укрепленных противником оборонительных рубежей; какие только реки не пришлось форсировать и какие крепости не довелось штурмовать - и все это ради достижения победы.

И в обороне, и в наступлении многие советские воины шли на самопожертвование, которое является высшей нравственной категорией. Так, в августе 1941 г. под Новгородом политрук А. К. Панкратов, в начале декабря 1941 г., в период контрнаступления под Москвой, в бою за деревню Рябинки сержант В. В. Васильковский, в феврале 1943 г. в бою за деревню Чернушки, что под Великими Луками, рядовой А. М. Матросов совершили бессмертный подвиг: телами своими закрыли амбразуры вражеских дзотов, спасая жизнь своих товарищей и обеспечивая выполнение боевой задачи. Их величественный подвиг повторили более 200 советских воинов.

Высокий наступательный порыв проявили воины Ленинградского фронта, когда в январе 1943 г., разрывая кольцо блокады, форсировали под огнем врага покрытую льдом и снегом Неву. Геройски дрались советские танкисты под Прохоровкой в июле 1943 г. - в самом большом танковом сражении второй мировой войны.

Беспримерным в истории войн ратным подвигом явилось массовое форсирование Днепра в сентябре 1943 г. В те дни газета «Правда» писала: «Сражение за Днепр приняло поистине эпические размеры. Никогда еще не выделялось из множества храбрых советских воинов столько сверххрабрых. Красная Армия, давшая уже миру столько примеров воинской отваги, словно превосходит самое себя» {32} . В форсировании Днепра принимали участие десятки и сотни тысяч воинов - 2438 из них удостоены звания Героя Советского Союза.

Нарастание наступательного порыва советских войск наглядно проявилось в быстрой и умелой организации целого ряда больших и малых окружений немецко-фашистских войск. Массовым героизмом характеризовались бои 1944 г., в ходе которых была уничтожена значительная часть личного состава и военной техники гитлеровцев, а советская земля почти полностью освобождена от оккупантов. Это был великий вклад Советских Вооруженных Сил в достижение полной победы над врагом.

С первых дней Великой Отечественной войны было ясно, что каждый удар по гитлеровской военной машине, нанесенный на советско-германском фронте, имеет большое значение не только для СССР, но и является существенной помощью для всех борющихся против фашизма народов. С весны 1944 г. Советские Вооруженные Силы приступили к непосредственному освобождению стран Центральной и Юго-Восточной Европы от ига оккупантов. Все еще сильный враг отчаянно сопротивлялся. Но советские воины дрались за освобождение европейских народов так же смело, решительно, не щадя своей крови и жизни, как и за освобождение своей Родины. Весь мир воочию убедился в благородстве и величии советского солдата, его готовности к самопожертвованию за свободу народов других государств. Миллионы советских воинов-освободителей награждены медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Вены», «За взятие Берлина», «За освобождение Белграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», а также другими наградами; воины, наиболее отличившиеся за рубежами СССР, удостоены звания Героя Советского Союза.

Одним из показателей массового героизма личного состава Вооруженных Сил явились подвиги Советской гвардии. Первыми гвардейскими соединениями в боях под Ельней в 1941 г. стали 100,127, 153 и 101-я дивизии. К концу войны в Европе гвардейских званий были удостоены 11 общевойсковых и 6 танковых армий, 82 корпуса, 215 дивизий, большое число отдельных частей, а также многие соединения и корабли Военно-Морского Флота. Советская гвардия стала олицетворением высоких морально-политических и боевых качеств, присущих армии социалистического государства.

Подвиги фронтовиков получили глубокое признание Коммунистической партии, Советского правительства, народа. Многим соединениям и частям присвоены почетные наименования освобожденных ими городов. За годы войны советские полки и дивизии были награждены орденами свыше 10 900 раз, а 29 частей и соединений удостоены пяти и более орденов. Произведено 5 300 тыс. награждений военнослужащих орденами и 7 580 тыс. награждений медалями. Более 11 тыс. человек удостоены высшей степени боевого отличия - знания Героя Советского Союза; примечательно, что среди них представители ста наций и народностей СССР. Всего за годы войны орденами и медалями СССР награждены более 7 млн. советских, воинов.

Как символ глубокой любви и благодарной памяти Родины о бессмертном подвиге воинов, павших на полях сражений минувшей войны, горит Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у стоп древнего Кремля в Москве, на Пискаревском мемориальном кладбище в Ленинграде, Мамаевом кургане в Волгограде, Малаховом кургане к Севастополе, у памятника Неизвестному матросу в Одессе, на площади Победы в Туле, у обелиска боевой славы на горе Митридат в Керчи, на площади Героев в Новороссийске, на братских могилах в Киеве, у памятников погибшим воинам в Минске, Брестской крепости, а также во многих других городах Советского Союза.

«И если гитлеровское варварство не затопило мир, разве не обязаны мы этим в значительной мере жертвам и героизму Советской Армии и народов Советского Союза?! В самом деле, совершенно ясно, что ни армии западных союзников, ни движение Сопротивления... все же не смогли бы уничтожить чудовищную военную машину гитлеровцев без тех гигантских битв... которые привели их от ворот Ленинграда и Сталинграда в Берлин... Народы Советского Союза сражались не только ради себя, они сражались, они работали ради трудящихся всех стран мира» {33} - так оценил героизм советских людей известный деятель международного коммунистического движения Ж. Дюкло. Высокая оценка героических подвигов воинов Вооруженных Сил СССР при освобождении стран Центральной и Юго-Восточной Европы, некоторых стран Азии нашла свое отражение в первых конституциях этих государств, в установлении дат национальных праздников в связи с освобождением от фашистского ига, в возведении величественных монументов в честь советского воина-освободителя.

Накануне третьей годовщины Октября В. И. Ленин с гордостью говорил: «Да, мы одержали гигантскую победу благодаря самоотверженности и энтузиазму русских рабочих и крестьян, нам удалось показать, что Россия способна давать не только одиночек-героев... что Россия сможет выдвинуть этих героев сотнями, тысячами» {34} . Так было в гражданскую войну. В годы Великой Отечественной войны героизм стал правилом, нормой поведения советских людей - и на фронте, и в тылу.

Непоколебимая уверенность рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции в том, что они отстаивают власть, которую создали и укрепили, без которой нельзя обеспечить свободной жизни ни себе, ни детям, лежала в основе их готовности отдать все силы для победы над агрессором. Под руководством Коммунистической партии советские люди в тылу страны самоотверженным трудом отвечали на призыв партии «Все для фронта, все для победы!».

Как и всегда, в первых рядах был рабочий класс - ведущая сила советского общества. В годы суровых военных испытаний еще ярче раскрылись и проявились его революционная энергия, глубокое осознание им своей исторической роли в защите социалистических завоеваний. Рабочий класс показал пример героического труда, который наполнился новым содержанием. Плечом к плечу с ним с полной отдачей физических и духовных сил трудились колхозное крестьянство и интеллигенция.

Рожденное социализмом новое отношение к труду, умноженное на стремление все сделать для достижения победы, стало фактором огромного значения. Наиболее ярким его проявлением было социалистическое соревнование. Не было ни одного завода, колхоза, стройки или научного учреждения, которых бы не коснулось ото историческое движение. Размах его был огромен. Основанное на высокой сознательности и инициативе масс, социалистическое соревнование помогало вскрывать и приводить в действие резервы производства, повышать производительность труда и увеличивать количество выпускаемой продукции, необходимой прежде всего фронту. Так, производительность труда в ходе Всесоюзного соревнования (1942 - 1944 гг.) в среднем по промышленности поднялась на 40 процентов {35} . Широко развернулось движение за выпуск сверхплановой продукции. Один из примеров - деятельность рабочих коллективов крупнейших артиллерийских заводов, которые только в 1943 г. дали фронту сверх плана танковых пушек для вооружения 22 бригад, дивизионных и противотанковых пушек для вооружения 76 полков. В ходе соревнования рождались ценные патриотические почины, новые, более совершенные методы труда, становившиеся достоянием всех.

Труженики села по примеру рабочего класса развернули Всесоюзное социалистическое соревнование за сбор высокого урожая, досрочное выполнение обязательств перед государством. Колхозники, рабочие совхозов и МТС добивались выдающихся результатов. Самоотверженно трудились на производстве подростки и пенсионеры.

В соревнование включалась и интеллигенция, которой принадлежит исключительная роль в применении новейших научно-технических достижений в интересах победы. Великий творческий порыв охватил ученых всех областей советской науки.

На общем фоне выделяется трудовой подвиг населения Одессы, Севастополя, Москвы, Сталинграда, других городов-героев и всех прифронтовых городов. Весь мир был потрясен небывалым в истории подвигом Ленинграда. В условиях блокады, под постоянными обстрелами и бомбежкой, когда тысячи ленинградцев умирали, оставшиеся в живых продолжали изготовлять оружие, и не только для Ленинградского фронта. В начале декабря 1941 г., когда советские войска перешли в контрнаступление под Москвой, туда на самолетах и по ледовой Дороге жизни отправлялись техника и вооружение, изготовленные ленинградскими предприятиями.

Патриотический порыв охватил не только старшее и среднее поколение, но и молодежь и подростков. Каждый стремился внести свой посильный вклад в общее дело скорейшего разгрома врага.

На фабриках и заводах, на колхозных и совхозных полях, в научных институтах и лабораториях советские люди работали так, что казалось, нет предела человеческим возможностям.

Небывалым в истории было массовое участие женщин как непосредственно в вооруженной защите социалистического Отечества, так и в оказании всесторонней помощи фронту. В рядах Советской Армии находилось около 600 тыс. женщин, причем только офицеров более 80 тыс. Совместно с организациями Российского Общества Красного Креста (РОКК) комсомол подготовил за годы войны сотни тысяч медицинских сестер, сандружинниц и санитарок, выполнявших героическую работу на поле боя, в медико-санитарных батальонах, полевых госпиталях, военно-санитарных поездах.

Замени» ушедших на фронт отцов и братьев, мужей и сыновей, женщины вынесли на своих плечах основную тяжесть труда в промышленности, сельском хозяйство, строительстве, на транспорте. «Если бы удалось найти такие весы, - говорил Л. И. Брежнев, - чтобы на одну их чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую - трудовой подвиг советских женщин, то чаши этих весов, наверное, стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические советские женщины» {36} .

Сформировавшиеся в процессе строительства социализма новые движущие силы советского общества - советский патриотизм, социально-политическое, идейное и интернациональное единство - породили невиданное в истории единство фронта и тыла. Каждый советский человек в тылу страны думал о Советской Армии как о родной армии и помогал ей чем мог. Материнской заботой Родины были окружены в тылу раненые воины.

Ярким проявлением советского патриотизма явилась добровольная финансовая помощь трудящихся государству, позволившая дополнительно направить на фронт 2505 самолетов, несколько тысяч танков и много другой военной техники. Широкое распространение получило движение по сбору теплых вещей и подарков для воинов. В этом патриотическом движении принимали активное участие и отдельные лица, и коллективы предприятий, учреждений, учебных заведений, колхозов и совхозов. В целом поступления денежных средств от населения в фонд обороны, на строительство военной техники составили по займам и лотереям более 118 млрд. рублей. Советский патриотизм проявился и в донорском движении. За годы войны в нем участвовали 5,5 млн. человек {37} .

Родина высоко оценила трудовой подвиг рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции: только медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» были награждены более 16 млн. человек.

Великую силу патриотизма проявили советские люди к тылу врага. Надеясь сломить волю тех, кто оказался на оккупированной территории, немецко-фашистское командование установило режим беспощадного террора, широко используя социальную демагогию, провокации, обман. Однако даже под угрозой смерти подавляющее большинство советских граждан не покорились захватчикам, участвовали в саботаже и срыве экономических и политических мероприятий германских военных и оккупационных властей. Десятки тысяч боролись в подполье. На место замученных в застенках гестапо вставали новые борцы. Сотни тысяч сражались с врагом в партизанских отрядах. В ряде западных районов и областей усилиями народа, действиями партизан и подпольщиков сохранялась Советская власть, а в отдельных случаях существовали партизанские зоны и края, куда вообще не ступала нога оккупанта. Летом 1943 г. под полным контролем партизан находилось свыше 200 тыс. кв. км советской земли. Создание и существование партизанских краев и зон было символом жизнестойкости и непобедимости Советской власти.

Медалью «Партизану Отечественной войны» награждены свыше 127 тыс. человек, а другими медалями и орденами - более 184 тыс. человек. 248 наиболее отличившихся участников всенародной борьбы в тылу врага удостоены звания Героя Советского Союза.

Великий подвиг, свершенный советским народом и ого Вооруженными Силами во второй мировой войне, явился торжеством марксизма-ленинизма, его учения о защите социалистического Отечества. Под руководством Коммунистической партии советский народ не только отстоял с оружием в руках свободу и независимость своей Родины, завоевания Октябрьской социалистической революции, по и внес решающий вклад в спасение цивилизации от уничтожения ее фашистскими варварами.

Патриотизм в русской истории January 18th, 2015


Где находятся истоки русского патриотизма и что можно считать его историческим словесным выражением? Какие произведения должен прочитать "юноша, начинающий жизнь", и с чтения каких книг ему эту жизнь начинать?

Первыми памятниками русских патриотических произведений можно смело считать "Слово о полку Игореве " и "Повесть временных лет " Нестора. Не смотря на различия в литературном стиле оба произведения имеют и историческую, и художественную, но и патриотическую ценность, что особо важно для нас сегодня. Разные на первый взгляд произведения говорят о славе русского государства, о воинской доблести, о русских правителях, героях и победах. Да, не было в то время внятной, проработанной и разделяемой народом и властью идеологии, но был патриотизм, любовь к Родине, как необходимая почва для возрастания и идеологии, и государства и народа.

Следующими знаковыми русскими патриотическими произведениями являются работы Николая Михайловича Карамзина. Да, много времени прошло между жизнью Нестора и НМ.Карамзина. Но все это время были другие патриотические работы, малоизвестные или не дошедшие до нас (например, вспомним Павла Ивановича Фонвизина). Величайшая работа Н.М. Карамзина "История государства Российского" являет пример не только исторической серьезности, но и патриотизма и сильнейшей любви автора к России.

В 19м веке патриотические труды в России начали появляться, можно сказать, массово. Свою лепту внесли славянофилы, например Иван Аксаков . Не могу не процитировать сегодня сверхакртуальную работу И.Аксакова "В чем сила народности? ":
"Точно с тою же целью предполагается постройка церкви и в Женеве, где в настоящее время до 200 русских семейств воспитывается в разных швейцарских пансионах... И это наши будущие вожди народа! Это будущий состав русского народного общества!

Ни презрение иностранцев , так громогласно высказавшееся недавно во французском сенате и английском парламенте устами принца Наполеона, Бонжана, Генесси и других, ни оскорбления, наносимые ежедневно и ежечасно русской не только государственной, но и народной чести всеми органами европейской публичности, ни положение самой России, трудное, исполненное опасностей, России, вступившей в критический период существования, России, богатой делом всякого рода, не правительственным только, но и общественным, -- ничто не вразумляет, ничто не возмущает наших заграничных русских, продолжающих тратить в пользу иноземцев наши русские деньги! "

Славянофильство, серьезно наполненное религиозным и мессианским содержанием, можно считать одной их русских идеологий и при всем разнообразии публицистов - славянофилов, все они сходились на мысли, что будущее русского народа - великое будущее, а Запад будет падать и загнивать. Что это, как не пример патриотизма?

Интересны взгляды Константина Леонтьева , славянофила (критиковавшего славянофильство), который служил России всю жизнь, был очень религиозным человеком, отрицал национализм, считая его идеей западной и модернистской, а будущим России считал государственный социализм.

Николай Данилевский , автор популярного труда "Россия и Европа", так же верил в загнивание западной цивилизации и в долгую борьбу между Россией и Европой, и в русскую экспансию, основанную на всемирно - исторической миссии России.

Нельзя обойти вниманием Ф.М.Достоевского , русского гения, тонкого и сверхглубокого. Но нельзя и рассказать о нем достойно в формате заметки. Поэтому укажу только на историческую актуальность, политическую остроту и русскую метафизическую глубину его "Дневников писателя". Весь нерв жизни России того времени и ее перспектив в этой работе Достоевского. Примером высшего, метафизического русского патриотизма Достоевского есть его вера в русский народ, как единственны народ - богоносец, спаситель мира, воплощение Бога.

Нельзя идеализировать славянофилов и говорить об отсутствии проблем и перегибов в их работах. В частности, на это указывал Владимир Соловьев , обвиняя славянофилов в "зоологическом патриотизме", утрате учением религиозного и гуманистического содержания и ростом национального эгоизма, как влияния национализма.

Слово «Патриот» сегодня звучит повсюду. Развиваются российские флаги, звучат призывы о целостности и единстве нации, а народ хором исполняет «Катюшу», «Калинку» в метро и торговых центрах. Все это было бы прекрасным, если бы не одно «но». Само понятие «патриотизм», все ли понимают его правильно? Все ли те, кто гордо именует себя «патриотами» на самом деле ими являются.

– термин новый, а все, что за ним стоит – плохо и даже опасно.

Перед вами яркий пример ложного патриотизма, если:

  • Вы слышите оскорбительную речь в адрес других стран, народов, культур, на фоне которого слова «Россия» и «русский» выделяется, как образец превосходства;
  • Вы слышите оскорбления в адрес тех, кто выбирается на отдых за границу, или (того хуже) уезжает жить в другую страну;
  • Вы слышите пропаганду к использованию только российских продуктов, товаров, предложения о прекращении рыночных отношений с другими странами;
  • Вы слышите оскорбления в адрес тех, кто вступил в брак (отношения) с представителем другого народа.

Знайте, патриотизм – есть любовь к своему народу, культуре и к Родине . Все вышеперечисленное не имеет к нему никакого отношения.

«Позор изменникам родины»

После падения «железного занавеса», россияне открыли для себя целый мир, богатый культурами, вкусами, красками и звуками. Тяга к познанию нового, к исследованию других стран – нормальное желание грамотного, духовно развитого человека. Почерпнуть что-то новое от иноземной культуры, оставив в замену частичку своей, любимой – это развитие. Именно так росла и развивалась человеческая цивилизация, заимствуя и экспортируя.

Беда в том, что не каждый может позволить себе посещение других стран. Причины у каждого свои – у кого –то экономические, у кого-то социальные. Эта проблема породила зависть, которая, как известно, ни к чему доброму не приведет. Отсюда появились гневные и полные злобы высказывания в адрес путешествующих россиян, обвинения их в отсутствии патриотических чувств. «Тетя Зина», каждое лето отдыхающая в деревне или на даче, считается истиной патриоткой страны, а те, кто посмел погреться у турецких берегов, едва ли ни изменниками родины.

Отдельной мишенью для «психологического расстрела» являются те, кто по той или иной причине, временно или постоянно проживают за границей. Здесь приговор окончательный, и обжалованию не подлежит – измена Родине. Никого не интересуют причины переезда. Аргумент из серии «Весь мир – наш дом» не принимается в расчет. Высказывания в адрес таких «предателей», как правило, жесткие и болезненные. «Сбежали от проблем», «продались западу», «слиняли», «продали родину». При этом, всегда подчеркивается патриотическая святость некоего Петра Петровича, который всю жизнь живет в своем городе, в своем доме на своей улице.

Такие Петры Петровичи часто те, кто, на самом деле, терпеть не могут ни сам город, не свою страну. Они не имеют ни малейшего желания сделать что-то полезное для своей Родины, для народа. А порой просто встать, пойти поработать руками и головой. Зачем? Они ждут, что Родина им должна. Конечно, должна. Он же патриот!

А на самом деле еще стоит задуматься, кто приносит больше пользы своему народу: россиянка, преподающая русский язык в Лондоне, с любовью несущая свою культуру в мир; композитор, пишущий добрые детские песни для российских детских садов, из Италии, или тунеядец Петя, неуемно ругающий страну, власть и весь мир? Кто из них больше патриот?

Даешь российское производство

Отдельный класс лжепатриотов — те, кто призывает россиян отказаться от всех товаров иностранного производства «ибо они есть зло». Призыв к отказу от всего заграничного – одежды, техники, продуктов питания. То же самое распространяется на все нематериальное – фильмы, язык, песни, танцы. Касаются даже использования заимствованных слов в лексиконе. Истинный патриотизм для таких людей означает использование только лишь отечественных товаров народного потребления. С одной стороны, поддержка собственного производства похвальна, а само его развитие необходимо. Это факт. Но всему есть разумный предел. Полный отказ от импортных товаров невозможен просто физически. Потому как тогда, для полной справедливости предстоит признать, что многие необходимые вещи есть изобретения иностранных компаний. Отказываемся от всего? Компьютеры, телефоны, бытовая техника, парфюмерия, косметика, бытовая химия, туалетная бумага – все это было придумано не нами. Готовы ли «патриоты» отказаться от всех этих благ?

Патриотизму – «да» — нацизму – «нет»

В отличие от других, этот пример просто ложный, но и еще опасный. Здесь мы говорим о том, чему так стараются научить нас с экранов ТВ, а чаще с наших мониторов – неприязни на национальной почве.

«Все страны, которые не именуются «Россия» — враги, цель которых разрушить нашу Родину, а все остальные народы – некие недочеловеки, по уму, талантам и способностям явно уступающие великим русским» — вот примерный смысл диванных лжепатриотов.

Разве, думая о ваших матерях вы считаете, сколько другие мамы дают своим детям (денег, любви, свободы)? Разве вы перестаете любить маму, если у нее появляются временные трудности?

Теперь о других мамах. Их много. Они могут быть и красивее и хуже. Но все они – чьи-то мамы, и о них нужно уважительно отзываться. Ведь их детям неприятно слышать от вас негативные высказывания.

Другие мамы тоже могут нравиться. Мы охотно общаемся с мамами наших друзей, соседей, порой признавая их красоту, доброту и умение вести хозяйство. И кухня у них прекрасная, и дом ухожен. При этом любовь к нашим матерям ничуть не страдает. Общаясь с другими, восхищаясь ими, мы все равно любим родных матерей больше всех. Потому, что это естественно.

А еще мы уезжаем. Случается и такое. Любить мать — не значит постоянно сидеть у ее юбки. Случается, что мы оказываемся далеко от дома. Но разве от этого страдают наши сыновьи чувства? Разве мы их меньше любим? Скорее наоборот. Те, кто находится в тысячах километрах от своих матерей, страдают вдвойне. И любят вдвойне. Вот что такое – любовь к матери».

А теперь, замените слово «мать» на слово «Родина». Прочитайте еще раз. Ведь это, практически тоже самое. Это отличный пример, чтобы понять, что такое «любовь к Родине», что такое «истинный патриотизм».

Патриотизм русских людей в войне 1812 г. по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Полумиллионная армия, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, под предводительством крупного полководца Наполеона внезапно обрушилась на русскую землю. Но она натолкнулась на мощное противодействие. Против завоевателей сплоченно встала армия и весь народ, защищавшие до последней капли крови свою Родину, свою независимость.
«В войне 1812 года решался вопрос жизни и смерти Отечества. Для всех русских людей тогда было общее желание – изгнание французов из России и истребление их армии… Цель народа была очистить свою землю от нашествия».

Французы стремительно продвигались вглубь страны от западных ее границ. Жители всех городов и деревень героически отстаивали свою землю. В городе-герое Смоленске при приближении неприятеля начались сильные пожары. Жители бросали все свое имущество, поджигали дома и уходили из города. В романе Толстой показывает одного зажиточного торговца из Смоленска, который раздает товары из своей лавки солдатам. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам», - кричал Феропонтов. «Решилась Россея!.. Сам запалю. Решилась» и побежал к своему дому.

После взятия Смоленска наполеоновская армия продвигалась к Москве. Наполеон был твердо уверен своей победе. Но русский народ не сдавался. Крестьяне ни за какие деньги не продавали продукты французской армии. «Карпы и Власы не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его». Чувство патриотизма, охватившее всех русских людей при возникшей опасности, объединило весь народ в единое целое. Сознание правоты своего дела придавало всему народу огромную силу.

По всей стране организовывались партизанские отряды. Старостиха Василиса побила сотни французов, а сельский дьячок возглавил партизанский отряд. На счету отрядов Долохова и Денисова было тоже немало французов. Простой русский крестьянин Тихон Щербатый ловил «мародеров» под Гжатью и был «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова.

«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Такого мужества и стойкости, которые были проявлены русскими солдатами на Бородинском поле, Наполеон не видел во все годы войны и завоеваний. Бойцы знали, что именно здесь решается что-то очень важное, от чего зависит их дальнейшая жизнь. Перед боем солдаты прекратили пить водку, надели чистые рубахи. Лица у всех были напряженные, и в каждой черте этого лица сквозила неумолимая твердость, и глаза как-то странно, неестественно блестели.

Наполеон сидел на складном стульчике и наблюдал за ходом сражения. Впервые за все эти годы победоносного шествия его армии по Европе у него зародилась мысль о поражении. В его голове стремительно проносились все события, которые постигли его при вступлении в Россию. Ему стало жутко. Он все сильнее чувствовал свой провал, который начинался именно здесь, на Бородинском поле. Несмотря на то, что русская армия была почти уничтожена, героизм Кутузова, Багратиона, офицеров и солдат одержал моральную победу над французской армией.

Русской армии пришлось отступить, и Наполеон был у цели своего нашествия. Он стоял на Поклонной горе и ждал делегацию москвичей с ключами Москвы, любуясь прекрасным синим небом и блеском золотых куполов столичных церквей. Но не дождался. «Для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего… Все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства».

Героически вели себя как простые москвичи, так и богатые дворяне. Ростовы оставили все свои дорогие картины, ковры и гобелены, все ценности, и на освободившихся от вещей повозках разместили раненых. Граф Безухов, добродушный и мягкий Пьер, остался в Москве, чтобы защитить столицу и убить Наполеона.

Москва встретила Наполеона страшным огнем пожарищ и пустынными улицами. В Москву вошло войско, которое еще можно было назвать армией, но через пять недель оттуда уходили толпы грязных, оборванных грабителей. Моральный дух армии был подорван и никакими силами нельзя было его поднять. Мудрость и дальновидность великого полководца, отца народа Кутузова, общенародный патриотизм русских людей решил судьбу Наполеона и его армии. Наполеон понял, насколько велики в русском человеке дух независимости и свободы, любовь к своей Родине.