"ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ЖК РФ)
от 29.12.2004 N 188-ФЗ(принят ГД ФС РФ 22.12.2004)
(действующая редакция)Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
Одной из проблем, возникающих в процессе реализации действующих в Москве жилищных программ, является фактическое проживание в жилом помещении, подлежащем расселению, нескольких семей, каждая из которых в результате расселения хочет иметь отдельную квартиру.
Предметом рассмотрения настоящей статьи являются ситуации, когда граждане, проживающие в квартирах, подлежащих расселению, являются их нанимателями, т. к. в отношении собственников действует порядок, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ.
К гражданам, проживающим в квартирах, подлежащих расселению, на основании договора социального найма, применяются правила ст. 89 ЖК РФ и соответствующие Законы города Москвы.
Так, в силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов) на основании решений исполнительных органов государственной власти г. Москвы регулируются Законом г. Москвы N 21 от 31.05.2006 г. “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений”.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 указанного Закона города Москвы, переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в предусмотренных законом случаях путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность.
Размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами города Москвы.
На основании ч. 7 ст. 13 Закона г. Москвы N 21 от 31.05.2006 г. при предоставлении жилого помещения гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, не состоящим на жилищном учете и занимающим жилые помещения менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законом города Москвы, учитываются наличие иных жилых помещений, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования, все гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, а также действия, совершенные за последние пять лет, в том числе вселение иных лиц по месту жительства, в результате которых жилищные условия указанных граждан ухудшились. Перечень действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и действий, не являющихся ухудшением жилищных условий, устанавливается законом города Москвы. При наличии у граждан или членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования, или совершении ими сделок или действий, в результате которых жилищные условия граждан ухудшились, им предоставляются жилые помещения, равнозначные по общей площади освобождаемым.
В соответствии со ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 “Об обеспечении права жителей года Москвы на жилые помещения” жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Как видно, ни федеральное законодательство, ни законодательство г. Москвы не предусматривает предоставление гражданам, подлежащим расселению, нескольких квартир, соответствующих числу семей, проживавших в жилом помещении до расселения.
Единственная возможность для этого предусмотрена в ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», в соответствии с которой в квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключённых с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения.
Следуя этому критерию действующий в Москве Порядок учета граждан в целях реализации городских жилищных программ реализует следующий принцип: «Одна квартира (комната), являющаяся предметом договора социального найма - одно учётное дело». Разделение учётных дел действующим законодательством не предусмотрено.
Исключением из данного правила является действовавшее некоторое время Временное положение о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утверждённое Постановлением Правительства Москвы от 21.06.1994г. № 497, которым не запрещалось ставить на учёт граждан, проживающих в одном жилом помещении, объединённых признаками родства или свойства, но имеющих свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, как разные семьи.
В то же время, следует учитывать, что вышеизложенное не исключает на практике предоставление разным семьям при расселении отдельных квартир, т. к. запрета на это в действующем законодательстве не существует, и уполномоченный жилищный орган, при наличии соответствующей возможности, вправе улучшить гражданам жилищные условия при переселении.
Адвокат Панасюк В.И.
Филатова Тамара (23.05.2012 в 15:20:46)
Здравствуйте Екатерина! Порядок предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по в связи с выселением по основанию, связанному со сносом дома установлен Жилищным кодексом РФ и ЗАКОНом ГОРОДА МОСКВЫ № 21 ОТ 31.05.2006 Г. В соответствии со ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных , такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на или на помещения, состоящего из того же числа комнат, в . Таким образом, уполномоченный орган обязан Вам предоставить взамен Вашей квартиры равнозначную по площади благоустроенную квартиру. В соответствии с п. 2 и п. 7 ст. 13 ЗАКОНа ГОРОДА МОСКВЫ № 21 ОТ 31.05.2006 Г. Размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами города Москвы. При предоставлении жилого помещения гражданам, не состоящим на жилищном учете и занимающим жилые помещения менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законом города Москвы, учитываются наличие иных жилых помещений, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования, все гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, а также действия, совершенные за последние пять лет, в том числе вселение иных лиц по месту жительства, в результате которых жилищные условия указанных граждан ухудшились. Перечень действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и действий, не являющихся ухудшением жилищных условий, устанавливается законом города Москвы. При наличии у граждан или членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования, или совершении ими сделок или действий, в результате которых жилищные условия граждан ухудшились, им предоставляются жилые помещения, равнозначные по общей площади освобождаемым. Исход яиз смысла данной нормы, если в Вашей квартире площадь на одного проживающего меньше нормы (18 кв. м для г. Москвы), то Вы имеете право претендовать на получение квартиры большей площади, при этом будет учитываться, если у проживающих в данной квартире другие жилые помещения в собственности или пользовании. Кроме того, имеются законодательные рычаги, в соответствии с которыми при сносе можно получить либо вместо одной две квартиры, либо квартиру, которая будет по количеству комнат более той, на что вы можете рассчитывать. Это возможно, например, если 5 человек проживающих в одной квартире составляют две отдельные семьи. Для этого необходимо подать специальное заявление с приложением доказательств основания в терр. орган Департамента Жилищной политики. Смогу оказать помощь в составлении необходимого заявления со ссылками на законодательство, а также проконсультировать по процессуальным вопросам получения 2 жилых пом. взамен одного. С уважением Ф. Тамара
Снос ветхого жилья производится во многих городах – это неизбежность, продиктованная объективными причинами. Порядок сноса многоквартирных домов одинаков как для собственников, так и для нанимателей, получивших квартиры по договору социального найма.
Взамен утраченной в результате сноса квартиры гражданам предоставляется новое жильё. Подбирается оно в индивидуальном порядке, с учётом всех параметров прежней квартиры и количества прописанных в ней жильцов. За дополнительными разъяснениями можно обратиться в городской или районный совет к чиновнику, занимающемуся распределением и предоставлением жилья .
Снести дом могут исключительно в случаях, установленных в Жилищном кодексе. Это:
- физический износ здания, угрожающий безопасности жильцов (разрушение элементов конструкции, фундамента);
- расположение в опасных для проживания районах (например, на территории, ежегодно затопляемой во время паводков);
- разрушение строения в связи с аварией или природным катаклизмом (ураганом, землетрясением), если его невозможно отремонтировать;
- преждевременная деформация стен, крыши, фундамента, несущих конструкций (обычно строения эксплуатируются не меньше 125 лет);
- нахождение в зоне предполагаемой техногенной катастрофы.
Для признания здания аварийным производятся специальные осмотры, результаты которых фиксируются в актах различными службами – стройнадзором, санстанцией, пожарным надзором.
Также причиной для сноса могут служить письменные жалобы жильцов на ухудшение условий проживанияНа основании перечисленных документов специальная комиссия принимает окончательное решение о сносе.
Занимаются такими вопросами государственные органы, контролирующие жилищный фонд – администрации, муниципалитеты или непосредственно правительство РФ. В письменном заключении комиссия обязательно указывает сроки отселения физических и юридических лиц, а также особенности дальнейшего использования дома.
Изъять без всяких оснований, даже находящееся в найме, никто не имеет права. В том числе и на так называемые нужды государства. Если действительно предполагается строительство нового дома на месте ветхого здания, прокладка трубопровода, дороги или возведение другого социально значимого объекта, в городской администрации должны находиться строительные проекты, на основании которых принимается решение о сносе.
Что получат жильцы?
Особенности получения жилья при сносе дома отражены в 89 статье ЖКСогласно установленным нормам жильцы, переселяются в квартиры равнозначные по площади и находящиеся в этом же населённом пункте. Цена недвижимости не учитывается!
Собственникам предлагается выкуп квартир. Но так как инвесторы стремятся сэкономить и сознательно занижают цену (делают её ниже рыночной), многие владельцы отказываются от такой сделки. В этих случаях выходом из ситуации будет также переселение. Собственнику предлагаются квартиры на выбор. Обязательно заключается договор мены или купли-продажи, то есть, новая квартира также предоставляется в собственность.
Следует напомнить, что по действующему законодательству обжаловать решение о сносе здания можно в течение трёх месяцев с момента получения уведомления о выселении (сносе). Уведомление присылается из городской администрации или муниципалитета в письменной форме за год до предполагаемого сноса. То есть, у граждан достаточно времени для обращения в суд.
Также может быть обжаловано предоставление квартиры с меньшей площадью – это незаконно. Сейчас инвесторы и администрации стараются выдать квартиру с большим метражом, что позволяет жильцам оказаться в выигрыше (пусть иногда и небольшом).
Выселение необязательно проводится с сохранением прежнего района проживания. Однако в крупных городах действуют решения местных администраций, согласно которым выселяемых граждан поселят в том же районе. Такое правило, например, соблюдается в Москве.
Дорогостоящий ремонт, проведённый в квартире после получения уведомления, никак не компенсируется. А вот траты на переезд учитываются при выкупе жилья инвестором (у собственников).
Сроки
Получив уведомление о сносе дома, жильцы могут выселиться из него в течение года. Именно за год выдаются соответствующие уведомления. Более поздняя выдача – нарушение законодательства.
В этот срок включён:
- сбор информации о жилье (метраж, количество прописанных человек и т. п.);
- подбор новой квартиры (выполняется инвестором или администраций, муниципалитетом);
- рассмотрение судебных исков, если таковые имеются.
Исключение составляют здания, угрожающие жизни жильцов. В таких случаях выселение может проводиться в кратчайшие сроки.
Приватизация перед сносом
Универсального совета касательно проведения приватизации жилья в доме, подлежащем сносу, не существует. Всё зависит от конкретной ситуации.
При выселении из муниципальной квартиры, есть шанс улучшить жилищные условия. По закону на каждого прописанного человека полагается площадь в 18 кв. метров. Также разнополые жильцы (не состоящие в браке, или дети старше 14 лет) должны иметь отдельные комнаты. Если по факту проживает две семьи (например, родители с детьми и дедушка с бабушкой) могут дать две отдельных квартиры.
Но если метраж большой, а проживает в квартире всего один человек – её выгоднее приватизировать. В этом случае собственник получит равнозначное жильё. Также приватизация удобна в плане получения денежной компенсации. Собственник может отказаться от переселения, а взамен получить выкуп. Кроме того, собственникам компенсируются траты на переезд.
Неприятной неожиданностью при выселении из приватизированного жилья может оказаться получение квартиры на окраине города. К сожалению, если нет постановления администрации о расселении в том же районе, от выселения в другой район собственник не застрахован.
Специальные государственные программы, действующие на территории Российской Федерации, направлены на обеспечение граждан жильём, если они лишаются его по причине сноса жилого многоквартирного дома. Ответственность за подобные действа возложена на местную власть и осуществляются они за счёт федерального бюджета. При этом стоит учитывать, что на сегодняшний день программу продлили только до окончания сентября 2017 года. Если решение правительства не изменится, и её не продлят, она прекратит действовать.
Учитывая тот факт, что никто не может гарантировать дальнейшее продление государственной программы и финансирования, жильцы и владельцы квартир в ветхих и аварийных домах должны начинать действовать уже сейчас. Поскольку здание в первую очередь следует признать непригодным для проживания, сама процедура с экспертизой и переселением займёт не один день и это нужно учитывать.
Не менее важно иметь в виду и то, что на срок рассмотрения вопроса влияет не только тот факт, когда жильцы начали активную деятельность, поскольку вся основная работа возложена на межведомственную комиссию. Свои решения комиссия принимает, ссылаясь на статьи Жилищного кодекса Российской Федерации.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Когда такое возможно
Действующие нормы российского законодательства определяют жилое здание ветхим при определённом износе его несущей конструкции. В процентном соотношении угрозу человеческому здоровью и жизни, опасность обрушения строение несёт при износе более чем на семьдесят процентов. При этом не всегда жильцы могут рассчитывать на получение новой квартиры, так как помимо сноса здание могут реконструировать.
Прежде, чем рассматривать, как дают квартиры собственникам при сносе дома, следует чётко понимать, что визуальные признаки аварийности, деформации и видимые повреждения строения должны быть зафиксированы документально. Чем выше опасность для проживающих в доме лиц, тем скорее это нужно сделать.
Основания признать дом непригодным для проживания:
Межведомственная комиссия и ее роль
Чтобы признать жилье подлежащим сносу и получить другую квартиру взамен, сначала нужно подать заявление и прилагаемый к нему перечень документов в местный орган самоуправления. Требованием заявления должно выступать проведение соответствующей экспертизы. После рассмотрения обращения администрация назначает межведомственную комиссию, задачей которой служит принять решение о сносе здания и расселить жильцов по новым квартирам.
Обращаться с заявлением и документами имеет право не только владелец жилого помещения самостоятельно. Также можно подавать коллективное обращение. Кроме того, обратиться с заявлением могут наниматели, арендаторы, федеральные органы, управляющие компании и государственные инстанции по надзору.
Рассматривают запрос не более десяти дней. Если в поданных документах всё правильно, не обнаружено никаких ошибок и несоответствий в поданных сведениях, направляется комиссия для проведения обследования. По результатам осмотра будет вынесено зафиксированное актом решение. Если в нём будет сказано, что данный многоквартирный дом для проживания непригоден и подлежит сносу, жильцы будут выселены. При этом важно иметь ввиду, что выселят их в добровольно-принудительном порядке, независимо от того, согласны они с таким решением или нет.
Инициатива жильцов
Каждый гражданин, проживающий в жилом помещении, представляющем угрозу для здоровья и жизни человека, должен понимать, что государственные структуры не могут одновременно контролировать каждый объект. Даже для плановых проверок есть графики, и ждать, что ответственные службы явятся по велению шестого чувства не стоит. Оценивая ситуацию, жильцы аварийных домов должны проявить инициативу самостоятельно путём подачи соответствующих заявлений. К таким запросам прилагается:
В зависимости от обстоятельств каждого отдельного случая, указанный список документов может быть дополнен. Кроме того, подавать их вместе с заявлением разрешено не только при личном визите, но также используя почтовое отделение или электронный портал государственных услуг.
Когда будут расселять
После того как межведомственной комиссией будет принято окончательное решение о том, что дом подлежит сносу, акт будет подписан и передан администрации. Далее всё будет зависеть от местного органа самоуправления. Иными словами, роль комиссии заключается только в освидетельствовании необходимости переселить жильцов, но сама она этим процессом не занимается.
По результатам рассмотрения акта местная власть должна издать распоряжение о том, что многоквартирный дом будет снесён в определённый временной период. В этом же документе фиксируются и сроки, в которые граждане должны получить другую квартиру. Затем о принятом решении и сроках рассылаются официальные почтовые уведомления по каждому адресу, независимо от того, приватизировано жильё или находится в муниципальной собственности. Отправить уведомления должны в течение 5 дней после подписания соответствующего распоряжения.
Стоит отметить, что при особенно опасных ситуациях рассылка уведомлений осуществляется в тот же день, когда подписывается распоряжение. Соответственно и сроки переселения существенно сокращаются.
В соответствии с распоряжениями, которых на самом деле в местной администрации немало, составляется очередь граждан на переселение. Сроки, отведённые на данный процесс, не бывают и по закону не обязаны быть чёткими. При этом на расселение не может быть отведено более одного года.
Что взамен
После завершения всех формальный действий, то есть после рассмотрения запроса, акта обследования комиссией, подписания распоряжения и рассылки уведомлений, возникает вполне логичный вопрос – что же местная власть обязана дать переселяемым гражданам взамен прежнего жилья. В соответствии с нормами российского законодательства, расселяемые лица вправе претендовать на:
Местная власть будет давать гражданам на выбор три варианта в порядке очереди. То есть, предложат один, если не подходит, предложат второй и так далее. Из этих трёх можно будет выбрать оптимальное жилье. Однако стоит помнить, что после отказа в третий раз государство лишает человека права на получение иного жилья, взамен оставшегося в доме под снос.
Как происходит процесс
Получив официальное уведомление о сносе дома, каждый владелец или наниматель жилья, если оно муниципальное, должен самостоятельно явиться в жилищный отдел местного органа самоуправления. Там на месте необходимо достичь согласования по дальнейшим действиям, а также заключить договор об изъятии нынешней квартиры.
Договор содержит в себе нюансы и условия будущей сделки с обменом жилой площади, включая тот вид компенсации, который человек выбрал. Учитывая тот факт, что на выселение обычно даётся год, не следует спешить с решением, взвешивая преимущества и недостатки предоставленных вариантов. Для лиц, которые желают получить компенсацию не в виде другой квартиры, имеет смысл подойти к расчётам выкупной стоимости особо внимательно. Лучшим вариантом для оценки нынешнего жилья будет независимая экспертиза, от частных оценщиков, поскольку государственные специалисты от муниципалитета возьмут самый минимум. Кроме того, важно учитывать выкупную стоимость, расходы в связи с переездом, наймом иного жилого помещения, упущенные выгоды и потраченное время. Если муниципальная власть не согласна с независимой оценкой и намеренно занижает оценочную стоимость, а компромисс найти сторонам не удаётся, придётся обращаться в суд.
Альтернатива по закону
Если дом признан подлежащим сносу, а квартира приватизирована, необходимо ссылаться в своих правах на Гражданский кодекс Российской Федерации. Согласно с ним, собственникам жилья, после того, как его приватизация оформлена, волноваться не о чем. Несмотря на то, что их ожидает беспокойство с выбором новой квартиры и переездом, в никуда и без компенсации их выселить по закону не могут.
В соответствии с 239 статьей Гражданского кодекса и 32 статьей Жилищного кодекса Российской Федерации, изъять объект недвижимости можно лишь при условии равноценной компенсации. Определяется она путём согласования между сторонами или по решению суда.
Иными словами, человек, получивший уведомление о том, что его дом будет снесён и приватизированная квартира будет изъята, может рассчитывать либо на аналогичную квартиру, либо на возмещение её в денежном эквиваленте. Разумеется, во втором случае также будут учтены и понесённые в связи с выселением затраты.
В некоторых регионах страны вместо жилья сразу предлагают деньги, поскольку очередь на жильё не маленькая, а муниципальный жилищный фонд не имеет необходимого количества квартир. Важно иметь в виду и то, что предложенная сумма компенсации будет ниже рыночной цены, поэтому не всегда представляется возможным приобрести на эту сумму аналогичное жильё. В таких ситуациях можно обратиться, опять же, в суд.
После согласования
Предпочитая денежной компенсации, обмен на новую жилую площадь, следует ожидать от местной власти предложенных на выбор трёх вариантов. Это должна быть недвижимость преимущественно в том же жилом районе, где и прежде, но может быть и в другом, в пределах того же населённого пункта. Предложить квартиру в другом городе, да ещё и без согласия гражданина, не имеют права.
Выдают при сносе многоквартирных домов обычно жильё с вторичного рынка. При согласовании и подписании договора можно оговорить условия, согласно которым местная администрация выдаст новую квартиру, но физическое лицо должно будет доплатить её стоимость.
Передаётся новая квартира в виде сделки с куплей-продажей, после чего должен быть подписан договор об изъятии прежней недвижимости. Освободить прежнюю квартиру, получив новую, человек обязан будет в указанные договором сроки. Зачастую для этого предоставляется один месяц. Обязанность по переселению полностью возложена на местную администрацию.
С каждым владельцем, переселяемым из дома под снос, оговаривается, в каком районе он получит жилье, какой площади, с каким количеством комнат и в какой срок. После того, как будет предоставлен подходящий вариант, физическому лицу выдадут ордер для осмотра квартиры.
Если жилье не приватизировано
Рассматривая ситуацию, когда квартира в доме под снос не была приватизирована, и человек проживал в ней по договору социального найма, можно рассчитывать на выдачу другого жилья по договору о социальном найме. Независимо от того, какой была площадь жилья в сносимом здании, площадь нового будет рассчитана по 18 метров квадратных на одного проживающего. Данные социальные нормы направлены на улучшение условий проживания. Однако после того как были внесены изменения в закон о приватизации, активно используются новые нормы. Согласно им, квартиросъёмщики, так же как и собственники, могут рассчитывать на равнозначную компенсацию по площади и количеству комнат. При этом нет гарантий того, что граждане останутся проживать в том же районе, где жили прежде.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что прямые выгоды от оформления приватизации более не актуальны. Это значит, что разумнее приватизировать не ту квартиру, которая находится в здании, предназначенном под снос, а ту, которая будет предоставлена по договору социального найма взамен. В таком случае её стоимость и условия проживания будут выше. Приватизировав же старую квартиру, рассчитывая на денежную компенсацию, можно оказаться в ещё более невыгодном положении.
Дорогие читатели!
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).