Зарайская икона николая чудотворца. Чудотворная икона николы зарайского Чудотворная икона николы зарайского история

На самом краю Московской области, в 170 километрах к югу от столицы, расположился небольшой городок Зарайск. Неудобное с практической точки зрения расположение вдали от железной дороги и ближайших Рязанского и Каширского трактов позволило городу сохранить уездный дух: преобладают одно- и двухэтажные дома, многие из которых построены купцами еще в конце XIX века, а высотными ориентирами города, как в старину, являются колокольни и кресты церквей. Сегодняшний Зарайск мало отличается от того города, который видел Достоевский. Есть здесь и памятники и более древних времен. Город свидетель трех разных историй: нашествия Батыя, Смутного времени и детства писателя Ф.М. Достоевского. Для того чтобы познакомится с этими тремя историями Зарайска, вполне хватит и одного дня, если выехать рано утром из Москвы.

Традиционно в Зарайск из Москвы ездили по Рязанскому тракту. Так, например, ездила семья Достоевских в свое имение. Но сегодня удобнее на своей машине ехать по трассе «Дон», где меньше пробок и дорога лучше. От Москвы почти до самой Каширы нужно ехать все время по трассе. Затем свернуть в районе Сайгатово с трассы и, переехав по мосту Оку, через Каширу ехать на Аладьино. После железнодорожного переезда в Топканово нужно двигаться прямо до поворота на Журавну, где стоит одна из старейших церквей района — церковь Спасо-Преображения. За Журавной вскоре будет поворот на Моногарово и Даровое - лучше сначала посетить их, а уже потом ехать в Зарайск.

Добраться до Зарайска из Москвы можно и на автобусе, он ходит от станции метро Котельники до самого центра города. Оттуда до усадьбы Достоевских в Даровом можно доехать на такси или на автобусе (примерно 15 км от города).

Детство Достоевского

В 1831 году отец будущего писателя штабс-лекарь Михаил Андреевич Достоевский покупает небольшую деревню Даровое в Тульской губернии Каширского уезда в 160 верстах к югу от Москвы. Причин для такой покупки у не очень богатого служащего было две. Во-первых, летом, конечно, нужно было вывозить детей из душной Москвы. Надо было чтобы дети, а тогда их уже было шестеро, отдохнули от обстановки больницы для бедных, в помещениях при которой жила семья врача. Вторая причина была важнее. Если бы Михаил Андреевич умер или потерял место, его домочадцы оказалась бы на улице, потому что жили они в служебной квартире.

По пути к деревне находится село Моногарово. Недавно к нему была сделала хорошая асфальтовая дорога, по которой, свернув у плотины, вы подъедете прямо к церкви Сошествия Святого Духа. К приходу этой церкви относилась деревня Достоевских Даровое, и летом мать писателя Мария Федоровна водила его сюда к литургии.

«Помню еще около дома огромные деревья, липы кажется, потом иногда сильный свет солнца в отворенных окнах, палисадник с цветами, дорожку, а вас, мама, помню ясно только в одном мгновении, когда меня в тамошней церкви раз причащали и вы приподняли меня принять дары и поцеловать чашу; это летом было, и голубь пролетел насквозь через купол, из окна в окно…» В этих словах героя романа «Подросток» заключены воспоминания Достоевского о моногаровской церкви, расположенной неподалеку от их дома, окруженного огромными липами и сегодня. К сожалению, сегодня храм XVIII века, куда ходил маленький Федор, находится в плачевном состоянии и требует основательного ремонта. В советские годы церковь и кладбище при ней были разорены и заброшены. В настоящее время идет медленный процесс восстановления. На прихрамовой территории можно увидеть остатки дома священника, дореволюционные надгробия с могил соседних помещиков и памятный крест на могиле отца писателя Михаила Андреевича.

Михаил Андреевич Достоевский не был дворянином по происхождению, он выслужился. Был он бедным помещиком, помимо Дарового ему принадлежала только еще одна соседняя деревня Черемошня. Управление хозяйством не было счастливым. В год покупки Дарового вся деревня выгорела от пожара, а затем начались судебные тяжбы с соседним помещиком Хотяинцевым. Спустя несколько лет умирает от чахотки супруга Михаила Андреевича. Смерть жены особенно ожесточила характер отца писателя. Появились свидетельства, что он стал суров по отношению к крестьянам, и после очередной перепалки с ними был найден мертвым по дороге в Черемошню. Загадочная кончина отца Достоевского до сих пор остается предметом споров — был ли это несчастный случай или убийство? Его гениальный сын остро переживал эту семейную трагедию. Спустя многие годы, во время работы над замыслом романа «Братья Карамазовы», Достоевский побывал в родовом гнезде, был и на могиле отца. Писатель воплотил тему убийства помещика собственным лакеем в этом своем последнем романе, а злополучная деревня «Чермашня» также появляется в романе как некий пароль в сговоре Смердякова и Ивана.

Могилу матери писателя в Моногарово вы не найдете. Ее останки в советские годы хранились в запасниках музея антропологии, теперь ее гроб стоит в зарайском соборе Иоанна Предтечи, но в ближайшее время будет перезахоронен на моногаровском погосте возле могилы супруга.

Вернувшись от церкви к дороге и проехав мимо «Маменькиного пруда», созданного по просьбе матери писателя, вы попадете в Даровое. В самом конце поселка, среди домов дачников, не сразу можно различить скромный дом зеленого цвета. Именно этот дом строит Михаил Андреевич для своей семьи в 1832 году.

Дом хорошо сохранился. После смерти отца там жила сестра Достоевского, а в послереволюционные годы - его племянница. У входа на территорию усадьбы вас встретит памятник Достоевскому и старинные липы. Этим липам более 200 лет, они живые свидетели детских игр писателя, а сама эта аллея называется «Фединой рощей». На территории усадьбы все скромно и по-домашнему. Как правило, никого вокруг нет, никаких музейных сотрудников тоже не бывает. Можно самому зайти на участок, посидеть за столиком у крыльца.

Правда, внутрь дома зайти можно лишь с экскурсионной группой, оформив билет в Зарайске. Однако стоит отметить, что ценные предметы обстановки в свое время были вывезены в музей Достоевского в Москве, так что много вы не потеряете, если не попадете внутрь флигеля.

Теперь же стоит отправиться в Зарайск, город, который Достоевский в своих письмах ставил выше швейцарского Вевея! Из Зарайска родом, согласно роману, были красильщики в «Преступлении и наказании». Один из них, Миколка, неожиданно сознался в убийстве старухи-процентщицы, чем сбил с толку следователя Порфирия, да и настоящего убийцу Раскольникова.

Смутное время и князь Пожарский

Еще на подъезде к Зарайску со стороны Дарового и Моногарова открывается красивый вид на город, стоящий на реке Осетр. И уже издалека видны кирпичные башни с деревянными шатрами — знаменитый Зарайский кремль.

Зарайский кремль — это одна из главных достопримечательностей города. Он построен в XVI веке для обороны от набегов крымских татар и был важным южным защитным рубежом наряду с Тулой и ее кремлем. Зарайская крепость является единственной в Подмосковье, которая сохранилась полностью. Кроме того, это самый маленький в России кремль. В крепости всего семь башен-стрельниц. Крымские татары около двадцати раз осаждали эти стены, но ни разу не взяли.

В начале XVII века у Зарайского кремля появляются новые враги, страну охватывает смута. Всюду разгуливают шайки разбойников, литовские и польские гарнизоны, самозванцы. Лжедмитрию Второму, известному как «Тушинский вор», присягают многие южные города и царские воеводы. Мятежники входят в соседнюю Каширу и Коломну. Жители Зарайска также готовы целовать крест новому самозванцу, однако воеводой здесь в это время служит будущий герой Дмитрий Михайлович Пожарский. Здесь в 1609 году он впервые проявляет себя как противник смуты. Вместе с гарнизоном князь запирается в зарайском кремле и заявляет горожанам и сторонникам Лжедмитрия, что останется верен законному царю Василию Шуйскому. Кремль оказывается неприступным для смутьянов, и Пожарский побеждает. Горожане не присягают вору, а остаются верными царю. В память о воеводстве в Зарайске Пожарского на Никольской башне кремля вывешена мемориальная доска, а на площади Пожарского установлен бюст герою.

Подняться на галереи кремля можно лишь с экскурсоводом, вход платный. Среди семи башен главной считалась Никольская с двумя шатрами. Есть у Зарайского кремля и своя Спасская башня, ее венчает двуглавый орел. Также увенчана орлом Егорьевская западная башня. Тайнинская башня зарайского кремля названа так по тайному ходу, находившемся в ней. Одноименные башни есть и в московском и в тульском кремлях, где тоже был когда-то тайный ход.

Другой памятник событиям Смутного времени - «курган Лисовского» у церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский храм находится по адресу улица Комсомольская 28. Чтобы добраться от кремля до церкви и кургана, нужно выехать от кремля к улице Советской и ехать по ней прямо до кругового движения, а потом свернуть вправо.

Незадолго до воеводства в городе Пожарского поляк Лисовский единственный раз в истории берет с боем зарайский кремль. Триста защитников города арзамасцев и зарайцев были убиты интервентами, а их тела были погребены в одной большой могиле. Над поверженными Лисовский насыпал курган в знак своей славы и победы. После же его изгнания из Зарайска курган сохранили, но уже как памятник павшим героям-защитникам, установив над ним крест. Рядом построили деревянную церковь Благовещения. Нынешнее здание церкви, с голубым куполом, построено в конце XVIII века.

Интересна церковь и тем, что среди семи сохранившихся храмов Зарайска она была единственной действующей в городе в советские годы и сохранила свое внутреннее убранство. В церкви Благовещения бережно хранят хоругвь, подаренную более ста лет назад арзамасцами зарайцам в память о сражении с интервентами.

Образ Николы Зарайского и нашествие Батыя

Старинный Зарайск позволяет перенестись еще дальше в прошлое, в XII и XIII века. От этой древнейшей истории города также сохранились памятники.

Сам город, согласно летописи, был основан еще до нашествия Батыя. Его основание связано с чудесным событием, описанным в древней летописи. Из далекой Корсуни в пределы Рязанские на реку Осетр приходит греческий священник с иконой святителя Николая в руках. Местному князю, который встретил его, он рассказывает, что видел во сне самого святого Николая, который повелел ему идти с иконой сотни верст в чужую страну и отдать в земле Рязанской образ князю. В честь этой необычной встречи князь повелевает строить деревянную церковь святителя Николая, куда помещает и греческий образ, принесенный из Корсуни.

Нынешнее здание Никольской церкви в Кремле построено в конце XVII века на том самом месте, где стояла первая деревянная. А та самая древняя икона Николая Чудотворца ныне хранится здесь же в Кремле в соседнем Иоанновском соборе у правого придела. Из-за своей древности в советские годы она была вывезена из Зарайска в Москву, в музей иконы им. Андрея Рублева. Там она пребывала до 2012 года, и совсем недавно святыня вернулась в Зарайск. Древняя икона находится в киоте со специальным микроклиматом, так что ей не угрожает разрушение. В соборе у левого придела есть и современный список той же иконы. Он почитался в Зарайске до того, как изначальный образ вернули на свое историческое место.

На месте, где встретились рязанский князь и священник из Корсуни по преданию забил целебный источник. Этот источник бьет в Зарайске до сих пор. Сейчас источник хорошо оборудован. Сделана лестница, спускающаяся к целебному ключу, построена новая хорошая купальня. Ключ ручейком стекает в реку Осетр, которая протекает внизу неподалеку.

Чтобы попасть к источнику, который местные называют «Белый колодец», нужно ехать от кремля на север все время прямо, мимо парка Кирова, и затем свернуть налево по указателю к бензоколонке. Проехав заправку дальше ехать все время прямо до тупика, где будет парковка и небольшой церковный магазин.

К тем же древним временам относится и другая, на этот раз трагическая история. В самом центре кремля, у алтарей Иоанновской церкви, вы увидите сень, под которой установлены три креста. Это место древнего погребения XIII века. Здесь покоятся местночтимые благоверные князья Феодор, его супруга Евпраксия и их сын Иоанн.

Феодор был первым в истории зарайским князем. Во время первого нашествия монголов был убит на реке Воронеже, оставив свою супругу и сына в Зарайске. Спустя время батыевы орды входят в землю Рязанскую и осаждают тогда еще деревянную крепость на Осетре. Батый хотел взять жену поверженного князя себе в гарем, но благоверная Евпраксия выбрала иную судьбу — она вместе с сыном выбросилась из окна княжеского терема и «заразилась», то есть разбилась на смерть о землю. Кстати, некоторые краеведы связывают происхождение названия города именно с этим словом. Вскоре на месте погребения князей в Зарайске была поставлена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Взамен деревянной впоследствии была устроена каменная. Было это во времена Иоанна Грозного, не раз посещавшего Зарайск и считавшего Иоанна Крестителя своим небесным покровителем. Нынешнее здание церкви было построено незадолго до революции и несколько в стороне от старого. Таким образом, могилы князей оказались не под алтарем, а на улице.

Полезная информация

Зарайский краеведческий музей располагается прямо в кремле, в зданиях присутственных мест, где можно заказать экскурсии по кремлю, по музею и в усадьбу Достоевского Даровое.

Припарковать автомобиль можно с северной стороны кремля.

Хорошие туалеты есть в кафе или на автобусной станции, что находится у торговых рядов, с восточной стороны кремля.

Перекусить в Зарайске можно в кафе «Любава», расположенном недалеко от кремля у Никольских ворот.

На территории кремля устроена хорошая детская площадка, где могут поиграть дети. В Зарайске есть городской пляж на реке Осетр.

В городе также есть музей-квартира известного скульптора Анны Голубкиной, недалеко от городской администрации (ул. Дзержинского 38).

С чудотворной иконой Николы Зарайского тесно связана судьба одного из древнейших российских городов — Зарайска, первое упоминание о котором относится к 1146 году. История принесения святого образа и чудеса от него изложены в цикле летописей под названием «Повести о Николе Заразском». Это — известный литературный памятник Древней Руси, который, по мнению академика Д. С. Лихачева, «принадлежит к выдающимся явлениям древней русской литературы». «Повести о Николе Заразском» в течение столетий распространялись по России в виде рукописных списков. Исследовано несколько разновидностей списков «Повестей», условно названных Д. С. Лихачевым «Редакциями».

«Повести» начинаются с рассказа о принесении в 1225 году «образа великого Чудотворца Николы Корсунского из преславного города Херсонеса в пределы рязанские, в область благоверного князя Федора Юрьевича Рязанского». С давних пор икона Николая Корсунского (позже названная «Заразской» и «Зарайской») находилась в г. Корсуни (Херсонесе Таврическом) — там, где в конце X века принял Святое Крещение великий князь Владимир: «а стоял чудотворный образ Николин в Корсуни, посреди града близ торгу, близ церкви апостола Иакова, брата Богословля. А у сего бо апостола Иакова крестися самодержавный князь Владимер Святославич Киевский и всея Русии» («Повести о Николе Заразском», редакция «Основная» Б). От чудотворного образа святителя Николая исходили многочисленные чудеса и исцеления.

Однажды сам святитель Николай явился в видении священнику Евстафию и повелел перенести свою чудотворную икону: «В лето 6732-го. Явися святый великий чюдотворець Николае Корсунской в преименитом граде Харсунии служителю своему Астафию… и рече ему великий чюдотворець Николае: «Астафие, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Остафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу быти, и чюдеса творити, и место прославить». От такого видения Евстафий пришел в ужас, но явление повторилось и в следующую ночь. Священник находился в недоумении, ибо не знал, где находится Рязанская земля. В страхе и трепете священник мысленно обращался к Николаю Угоднику: «О великий чюдотворець Николае! Камо волиши ити? Аз раб твой ни земли рязаньскыя знах, ни на сердце мое взыде. Не вем бо та земля, яко на восток, или на запад, или на юг, или на север…» Однако и в третью ночь «чюдотворець явися Остафию и утыкая в ребра и веля немедлено ити, яко на восток», обещая указывать путь до Рязанской земли.

Но и после трех явлений святителя Николая Евстафий медлил, боясь оставить родной Херсонес. И за свое непослушание был серьезно наказан — у него внезапно появилась болезнь головы, и он ослеп: «абие ослепе, и нападоша на очию его яко чешуя». В скорби, слезах и покаянии Евстафий припал к святому образу, прося прощения и обещая выполнить наказ: «Прости мя грешнаго раба своего. Буди воля твоя, яко же изволи». В тот же час иерей был исцелен от слепоты и заболевания головы и сразу начал обдумывать маршрут путешествия.

Евстафий предполагал идти «за Днепр в Половецкую землю на восток к Рязанской земле». Он знал, что хотя этот путь через половецкие степи опасен, но все свое упование возложил на «Всемилостивого Бога, Пречистую Его Матерь и на великого чюдотворца Николу, яко той может его сохранити от поганых половец». Однако явившийся ему святитель Николай повелел идти другой дорогой. Чудотворец изрек: «Не полезно ти ити чрез землю поганых половець. Иди во устье Днепрьское в Понтеньское море и сяди в корабль, и доиди моря Варяжскаго в Немецкия области. И оттуду ити сухим путем до великаго Новаграда и паки до Рязанския земли невозбранно».

Оставив все свое имущество в Херсонесе, священник Евстафий вместе с женой Феодосией, сыном Евстафием и одним из клириков отправился в дальний и неведомый край. Следуя воле Николая Угодника, паломники из Херсонеса дошли до устья Днепра. Сели там на корабль и поплыли через Черное и Средиземное моря. Потом морское путешествие с чудотворной иконой продолжилось вдоль побережья Западной Европы, по Атлантическому океану на север. Затем, миновав Северное и Балтийское моря, высадились на берег в Риге. Остальной путь путешественники проделали по суше: через города Изборск, Псков, Новгород. По пути от святого образа происходило множество чудес. Известно, что в Великом Новгороде икона стояла в Софийском соборе, где перед ней молились великий князь Новгородский Ярослав Всеволодович и его малолетний сын — будущий непобедимый Александр Невский.

В Новгороде произошло чудо исцеления Феодосии. Жена Евстафия, устав от изнурительного и длительного пути, решила навсегда остаться в Новгороде и скрылась от мужа. За своеволие она тут же была наказана недугом: тотчас «разслабе все уды и телеси ея, и быша яко мертва, — едино дыхание в персях ее бяше» (ее парализовало, и стала она совершенно неподвижна, будто мертвая, лишь дыхание оставалось у нее). Евстафий, услышав, что его жена при смерти, припал со слезами к чудотворному образу, умоляя простить Феодосию. И по милости Божией «в том часе исцелена быть» жена священника.

После этого паломники продолжили свой путь. Придя на Рязанскую землю, Евстафий, молитвенно обращаясь к святителю Николаю, просил его указать место, куда нужно идти и «покой обрести». В то же время Николай Угодник, явившись во сне удельному князю Феодору Юрьевичу, княжившему в г. Красном (ныне Зарайск), возвестил о прибытии своего чудотворного образа: «Княже, гряди во сретение чюдотворного моего образа Корсунскаго. Хощу бо зде быти и чюдеса творити. И умолю о тобе Всемилостиваго и Человеколюбиваго Владыку Христа Сына Божия — да подарует ти венец Царствия Небеснаго, и жене твоей и сынови твоему». Князь Феодор Юрьевич удивился словам святителя, ибо был еще не женат и не имел сына: «Аз бо ни браку сочтася, ни плода чрева не имех». Но направился встречать святой образ, как ему повелел Николай Угодник.

Придя на указанное место, князь Федор издали увидел свечение: «увиде издалече от чюдодтворнаго образа яко свет неизреченный блистаяся». Он «принял чудотворный образ и принес во область свою». И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому. Великий князь Рязанский вместе с епископом Евфросином Святогорцем пришли «во область сыну своему князю Феодору Юрьевичу». Как описывают летописи, икона явилась в городе Красном 29 июля (ст. ст.) 1225 года, и с тех пор святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей. И увидев «преславные чюдеса», князь Юрий Ингваревич «создаша храм во имя святого великаго чюдотворца Николы Корсунскаго, и освяти ю епископ Ефросин, и торжествовав светло», и вернулся в свой город.

Спустя несколько лет князь Феодор женился на Евпраксии, и у них родился сын Иоанн: «поят супругу от царьска рода именем Еупраксею. И помале и сына роди имянем Иоана Посника».

Через двенадцать лет после принесения иконы Русь испытала страшное нашествие татаро-монголов: «прииде безбожный царь Батый на Русскую землю и множество вои татарскими». Главная ставка завоевателей располагалась на реке Воронеж. Хан потребовал от великого князя Рязанского десятую часть «в князех и в людех, и в конех». Чтобы защитить свое княжество и отвести от себя опасность, Юрий Ингваревич решил поднести хану богатые подарки. Он направил большое посольство во главе со своим сыном князем Феодором в ставку Батыя «с дары и молении великими, чтобы не воевал Рязанскиа земли».

Нечестивый завоеватель, приняв дары, притворно обещал не воевать против рязанцев, но стал просить к себе в наложницы княжеских дочерей и сестер. Какой-то рязанский вельможа, по зависти к князю Феодору, рассказал Батыю, что княгиня Евпраксия происходит из царского рода и очень красива собой. Обуреваемый похотью, хан обратился к Феодору: «Дажь ми, княже, видети жены твоея красоты». Князь отвечал нечестивцу: «Не полезно бо есть нам христианом тебе нечестивому царю давати жены своя на блуд. Аще нас преодолееши, то и женами нашими владети начнеши». Эти слова стоили жизни благоверному князю: «царь Батый взъярися зело и веле вскоре убити блаженнаго князя Феодора Юриевича Рязанскаго, а тело его повеле поврещи зверем и птицам на растерзание, и инех многих князей и нарочитых людей побил». Убитых князей и «нарочитых людей» летописец считает страдальцами за Христа: «И так все скончашаяся, о Христе пострадаша, и прияша венцы нетленныя». Князь же Феодор назван «первым мучеником в Руси от князей».

Апоница, верный пестун князя Феодора, горько оплакивая смерть своего господина, спрятал останки князя и поспешил в г. Красный, к княгине Евпраксии. Она стояла, держа на руках своего сына, в «превысоцем храме своем». Слуга поведал ей, как «нечестивый хан Батый убил блаженнаго князя Феодора Юрьевича», княгиня слушала его с глубокой скорбью. Обращаясь к ребенку, он сказал, что их ждет в скором времени — она станет наложницей хана, а сын будет насильно отречен от христианской веры: «О, милое мое и драгое чадо, княже Иванне, прииди на ны от Бога наказание грех ради наших, посла на нас поганых сих измаильтян. И хотят нас до конца разорити и пленити, и мужа моего государя, а твоего отца, убиша. Еще же и мене хощет безбожный царь осквернити, а тебе поработити и в безсерменскую веру научити». Евпраксия решила уйти из жизни вместе с сыном, чтобы не попасть в позорный плен и не изменить вере православной: «И лутче ми есть смерть принять с тобою, нежели нам в руках поганых поруганным быти». И в тот же миг выбросилась вниз и разбилась насмерть: «И абие в тот час вержеся ис превысокия храмины своея и з сыном своим Иваном долу на среду земли, и зарази сама себе до смерти» («Повести о Николе Заразском», редакция «Стрелецкая»).

Затем летописи описывают страшное разорение Рязани татарскими полчищами, подвиг русского богатыря Евпатия Коловрата и скорбь великого Рязанского князя Ингваря Ингваревича о гибели горожан. После того, как были оплаканы и погребены все погибшие в Рязани, великий князь отправился на реку Воронеж, где трагически скончался его сын. Найдя место, где были спрятаны останки сына, отец «взя честное тело его, и плакася над ним долг час». Тело Феодора доставили в родной удел, и княжескую семью похоронили вместе: «принесе его во область его к великому чюдотворцу Николе Корсунскому, и положиша его у великаго чюдотворца Николы, — и его благоверную княгиню царевну Еупраксею, и сына их князя Ивана Феодоровича Посника в едином месте. И поставиша над ними кресты камены».

Впоследствии над могилой князей был возведен Иоанно-Предтеченский храм, причем надгробие находилось в алтаре. При последующих перестройках собора памятник оказался под открытым небом; над ним была установлена сень на четырех столбах. В 1665 году надгробный памятник был возобновлен князем Н.Гагариным (Полянчева О. Повести о Николе Заразском и зарайские топонимы/ Материалы научно-практической конференции «Зарайские мученики князь Феодор, княгиня Евпраксия и их сын Иоанн»,1998 г.)

Трагическая смерть княжеской семьи повлекла за собой изменение названия иконы Святителя Николая; икона Николы Корсунского стала назваться иконой Николы Заразского: «И от сея вины да зовется великий чюдотворец Николае Заразскый, яко благовернаа княгиня Еупраксиа и с сыном князем Иоаном сама себя зарази».

Изменилось и название города. Например, в «Краткой хронологической редакции» «Повестей» говорится: «И сея ради вины место то имянуется Заразск; ныне же град камен». Со временем город стал назваться Заразеск, Зараеск, Никола Заразской на Осетре, город Николы Заразского Посад и, наконец, с XVII века — Зарайск. Он на протяжении столетий входил в состав территории Рязанского княжества, Рязанского наместничества, а затем и Рязанской губернии (с 1929 года Зарайск входит в состав Московской области).

Священник Евстафий, принесший чудотворную икону из Херсонеса, явился родоначальником большого священнического рода. Он и его потомки на протяжении более трех сотен лет служили в зарайском Никольском соборе. Некоторые редакции «Повестей» перечисляют представителей «Рода служителей» («Рода попов чюдотворьца Заразскаго»): «1.Иерей Еустафий, иже принесе образ ис Корсуня Николая в Резанския пределы.2.Иерей, сын — Еустафий же, по отце служил. 3. Иерей, сын Еустафией — Прокопий, 4. Иерей, сын Прокопиев — Никита. 5. Иерей, сын Прокопиев — Василиск. 6. Иерей, служил сын Василисков — Захариа. 7. Иерей, служил сын Захариев — сын его Иоанн. 10. Иерей, служил Иванов сын — Петр Вислоухов». Все они непрерывно («не переменяяся») служили у престола Никольского собора; некоторые редакции говорят об «общем стаже» служения 335 лет, другие — 389 лет. По мнению многих исследователей, Евстафий и его потомки и являлись авторами летописей «Повести о Николе Заразском», на протяжении столетий дополняя сказания описанием новых чудес от иконы.

Цикл «Повестей о Николе Заразском» завершается так называемым «Коломенским эпизодом». Он рассказывает о событиях, связанных с пребыванием чудотворной иконы Николы Зарайского в городе Коломне и о произошедших там чудесах. Перенесли образ Николы Зарайского из Зарайска в соседнюю Коломну из-за набегов крымских татар: «В лето 7021 году (промежуток между 1 сентября 1513 и 31 августа 1514 г.). Пришли крымскиа люди на рязаньскиа украины, и чюдотворца Николы Заразского священницы, взя чюдотворный Николин образ, и пришли на Коломну…» Встречал святыню епископ Коломенский Митрофан «со всем градом». Видя «от чюдотворного образа преславныя чюдеса», Владыка повелел поставить икону в храме митрополита Петра и описал события Василию Ивановичу III. В ответ Государь повелел построить каменный храм во имя Николы Чудотворца на площади. Храм впоследствии получил название Николы Гостиного. Здесь была поставлена икона, принесенная из Зарайска, и здесь служили зарайские священники и диакон. По распоряжению епископа с чудотворной иконы сделали копию, которую отправили «к старому престолу» — в Зарайск. А «прежняя» чудотворная икона осталась в Коломне («Повести о Николе Заразском», редакция основная Б, 2-й вид).

Среди многих коломенских чудес летописцы выделяют несколько особенных. Так, некто Козлок, серебряных дел мастер, выкрал из Никольского храма серебряный оклад с чудотворной иконы и спрятал у себя во дворе. 5 недель коломенцы не могли найти пропажу. И тогда явился Николай Чудотворец «мужу боголюбиву, именем Созон Киселев», который восемь лет был прикован к постели, и велел идти к епископу Митрофану и сказать, где хранится украденный оклад. «Созон нача отрекатися», поскольку был недвижим. И тогда святитель Николай совершает чудо: поднимает с одра болящего, который своими ногами идет к Владыке. Тот, увидя исцеленного Созона, велел звонить в колокола, чтобы собрать народ и прославить Бога и великого Угодника Божия. «Весь събор церковный» вместе с чудотворным образом направился к дому Козлока. Тот, даже не будучи спрошен, сам рассказал, где спрятал серебряную ризу с иконы. Возвращаясь в храм, крестный ход с иконой и окладом подошел к Ивановским воротам. В это время нищий Климент, глухой и немой от рождения, при виде чудотворной иконы неожиданно воскликнул: «въскрича, услыша и проглагола». Епископ, видя «велие чюдо», послал известие великому князю Василию Ивановичу, где поведал о чудесах в Коломне: «како разлаблена исцели, и како яви приклад свой, и како глуха и нема исцели». В ответ Государь прислал «епископу Митрофану и всему священному собору милостыню доволну» («Повести о Николе Заразском», редакция основная «Б», 2-й вид).

Так называемый «Второй коломенский эпизод» рассказывает еще об одном чуде, которое послужило основанием для строительства каменной крепости — зарайского кремля. Как говорилось выше, после строительства коломенского Никольского храма для зарайской святыни, для Никольского собора города Зарайска был сделан список. Через некоторое время священнослужители «начаша молити» государя, чтобы он «отпустил чюдотворный Николин образ Заразского к старому престолу на Рязань». Однако царь не разрешил возвращать икону, а отпустил только священников. Зарайское духовенство очень скорбело, что осталось без «великаго чюдотворца Николы Корсунского и Зарайского образа». И однажды, в Крестопоклонную неделю Великого поста в Зарайске произошло чудо: пономарь, пришедший приготовить собор к богослужению, увидел старинный чудотворный образ, от которого исходило сияние: «яко светило сияше велие». Но списка с иконы на месте не было. Священники поспешили в Коломну и рассказали епископу Митрофану о чудесном «приходе» образа и о необъяснимом перемещении списка из Зарайска в Коломну. Иными словами, список и сама чудотворная икона невидимым и неведомым образом поменялись местами (редакция основная Б, 2-й вид). Исследования коломенского профессора А. Б. Мазурова позволили установить точную дату произошедшего чуда: оно состоялось 9 марта 1518 года («Коломенские чудеса цикла повестей о перенесении Чудотворного образа Николы Заразского как исторический источник» / Материалы конференции «Зарайские мученики князь Феодор, княгиня Евпраксия и их сын Иоанн»).

Но вернемся к летописям. Они далее сообщают, что епископ Митрофан сразу доложил царю Василию о том, что чудотворная икона сама вернулась в Зарайск: «чюдотворец Николае отиде к старому престолу на Резань невидимо». Это событие оказало сильное воздействие на государя. Он стал молиться, прося прощения, что не позволил вернуть чудотворный образ, и дал обет святителю Николаю: «да учиню тебе церковь и ограду каменну, чтобы твой чюдотворный образ стоял во веки недвижим». Спустя несколько лет великий Московский князь прибыл в рязанский город Зарайск, «и торжествовав светло, заложи чюдотворцу церковь и ограду каменну» («Повести о Николе Заразском». Редакция основная Б, 2-й вид). Оградой каменной, способной надежно защитить город от вражеских набегов, а чудотворный образ — от мусульман, стал зарайский кремль (Н.Ноговицина. Зарайский кремль. Анализ ансамбля в его историческом развитии/Материалы конференции «Зарайские мученики князь Феодор, княгиня Евпарксия и их сын Иоанн», 1998 г.). Каменная крепость в Зарайске была построена по указу великого Московского князя Василия III в. 1528—1531 гг. (Н. Годлевский. Облик старого Зарайска). В некоторых исторических документах зарайский кремль так и называется — «Никольская крепость».

Особая страница в истории Зарайска — эпоха Смутного времени. И в эту пору святитель Николай не раз являл свою помощь городу, который он избрал. Зарайский купец и краевед Козьма Аверин в 1837 году составил «Историческое известие о жизни и деяниях Димитрия, протоиерея Зарайского Николаевского собора, современника и сотрудника Князя Дмитрия Михайловича Пожарского». По мнению автора, «Димитрий, протоиерей Зарайского Николаевского собора города Зарайска, живший в начале XVII столетия, достоин занять место в истории Отечественной с именами Пожарского, Минина, Гермогена и Палицына, оказавших незабвенные услуги Отечеству». В книге рассказывается о нападении на город отряда польского полковника Александра Лисовского и учиненных им бедствиях: «Литовский пан, полковник Александр Лисовский, собрав до тридцати тысяч всякой сволочи под знамена второго Лжедимитрия, прозванного Тушинским, от имени его покорял и грабил беззащитные города Российские. В 1608 году, месяца марта, Лисовский взял город Зарайск, побил тамошних жителей и пришедших к ним на помощь из Рязани триста человек арзамассцев, и трупы их повелел погребсти в одном месте, и сделать над ними курган великий, который и поднесь виден близ Благовещенской церкви с южной стороны. Лисовский учинил в Зарайске такое опустошение, почел за нужное захватить с собою Зарайского Протопопа. Причиной сему было, конечно, то, что сей достойный служитель алтаря удерживал жителей города Зарайска в должном повиновении к законной власти, так, чтобы в случае не щадить самой жизни, умереть со славою: что и сбылось с непоколебимыми в твердости жителями Зарайска, которые пребывали верными к законной власти». Далее К.Аверин пишет: «Лисовский из Зарайска с войском отправился к Коломне, которую также взял и разорил там две церкви, полонил Коломенского епископа Иосифа, известного по своей ревности и осмелившегося оспаривать незаконные повеления Лжедимитрия и изрекать ему в лице неблагословение. Потом Лисовский отправился к Москве. Но, не доходя до столицы, разбит был Царскими войсками. Пленники у него были отбиты и представлены Царю Василию Иоанновичу». Протопоп Димитрий рассказал «об участи, постигшей город Зарайск, которого жители кровью запечатлели преданность свою законному Государю». Тогда Василию Шуйскому стало известно о чудотворном образе Николы Зарайского, который он повелел украсить дорогим серебряно-золотым окладом. Через два года, в 1610 году, тот же Василий Шуйский приложил к иконе Николы Зарайского золотую дщицу (пластину): «Лета 7118 (1610) января в 27 день Государь и Великий князь Василий Иоаннович всеа России приложил к чудотворному образу Великаго Чудотворца Николы Заразского, как Бог освободил город от воровских людей его чудотворецкою молитвою и добили челом Государю».

Впоследствии протопоп Димитрий участвовал в заседаниях Земских соборов 1613 года, на которых избирали царя. К.Аверин пишет: «Верно Протопоп Димитрий заслуживал, чтобы ему от лица всего города поручено было действовать в сем случае. Такая доверенность показывает в нем опытного и надежного человека, доказавшего на самом деле свою верность к законному Государю и попечение о благе Отечества».

«Совет всея Земли» на своих заседаниях назвал государем Михаила Федоровича Романова. Среди подписавших избирательную грамоту 238 делегатов «руку приложил» и отец Димитрий. Зарайский протопоп был также в составе посольства, которое направилось в Кострому, к избранному царю Михаилу Романову. После получения согласия инокини Марфы на воцарение ее сына, с долгожданной грамотой в Москву отправились зарайский протопоп Димитрий и дворянин Иван Усов. Это была не просто грамота к Собору, это была весть об окончании Смутного времени!

В книге К.Аверина о деяниях протопопа Никольского собора г. Зарайска повествуется о князе Димитрии Михайловиче Пожарском, который служил городским воеводой в 1610—1611 гг. Автор называет будущего спасителя Отечества верным сподвижником настоятеля храма и фактического главы города. Ведь Зарайск в то время являлся частновладельческим городом, т. е. его хозяевами и владельцами были «Никольские протопопы с братиею». Д. М. Пожарский много сделал для укрепления обороноспособности крепости, успешно отражавшей нападения врагов. И всегда, особенно в трудные минуты, князь прибегал к молитвенной помощи святителя Николая. В книге описан эпизод нападения на Зарайск шайки Исаака Сумбулова. Большому и дерзкому отряду «черкас, казаков и татар» удалось «обманом» проникнуть в деревянный острог, окружавший зарайский кремль. Умелыми действиями воеводы и небольшой группы защитников захватчики были изгнаны, и Зарайск был спасен: «Воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский с невелики людьми против их из города вылез и помощию Великого Чудотворца воров побили и языки поимали и из острогу выбили вон, и град и острог Никола Чудотворец невидимо сохранил».

В алтаре зарайского Никольского собора долго хранились напрестольный серебряный с позолотой крест, перед которым князь Д. М. Пожарский дал обет не щадить себя ради пользы Отечества, и боевой меч, подаренный им городу (В.Полянчев. «Зарайского города крепкое стоятельство»).

На территории Зарайского кремля находились и находятся ныне два собора: Никольский (холодный) и Иоанно-Предтеченский (теплый). Многие века икона Николы Зарайского была главной святыней Зарайского края, и ежегодно 29 июля (ст.ст.) в Зарайске проходили общегородские торжества. В кремлевских храмах всем духовенством соборне служилась Божественная литургия и совершался крестный ход на святой источник Белый Колодец. Он находится в 1,5 км севернее зарайского кремля, на берегу реки Осетр. По преданию, именно на этом месте состоялось «сретение» иконы Николы Корсунского князем Феодором в 1225 году. О существовании источника говорят документы Археографической Комиссии 1901 года (О.Полянчева. «Повести о Николе Заразском и зарайские топонимы». / Материалы конференции «Зарайские мученики: князь Феодор, княгиня Евпраксия и их сын Иоанн», 1998 г.). В старину над источником стояла деревянная часовня; целебные воды родника подавали верующим исцеления от разных недугов.

К зарайской святыне приходили со всей России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства. Перед чудотворным образом Николы Зарайского молились преподобный Сергий Радонежский, великие Московские князья Иван III, Василий III, царь Иван Грозный, царь Василий Шуйский, наследник Российского престола будущий царь Александр II со своим учителем В. А. Жуковским, великий князь Сергей Александрович и многие другие (В. И. Полянчев. «Царские дороги в Зарайск»).

В 1892 году в Рязани вышла книга под названием «Чудотворный образ Николая Зарайского». Ее автор — выходец из Зарайска, писатель Василий Селиванов. Вот как он начинает повествование о святыне: «В зарайском Николаевском Соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуня пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах с омофором на раменах (плечах), на главе митра с изображением чернью Святой Троицы, правая рука его простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне его на облаках изображен Спаситель, правой рукой благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь, держащая на руках распростертый омофор.

Образ сей, с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя, имеет в длину двадцать пять с половиной вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская, высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности, сообщенной чертам лика Святительского, которую умели придавать изображениям святых едва ли не одни византийские художники».

Далее идет описание ценного оклада, в который был помещен чудотворный образ: «Риза на образе из чистого золота, с самоцветными каменьями, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году, как видно из описи Зарай-

ского собора и следующей надписи, начертанной вязью на особой дщице внизу оклада: „Повелением Благоверного Великого Государя царя и Великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сий оклад на образ великого Чудотворца Николы Заразского во второе лето

Государства его, лета 7116 (1608)“ Оклад, устроенный усердием царя Шуйского, состоит из ризы, покрывающей одежду Святителя и все остальное до боковых изображений чудес его, также из митры, венца, Евангелия и цаты. Оклад по полям в виде рамы кругом всего образа серебряный позлащенный, сделан им же, Шуйским, равно и золотые венчики над ликами и золотые пластинки с узорами, наведенные чернью, с изображением чудес. Самые же чудеса покрыты серебряными позлащенными ризами в позднейшее время».

В 1904 г. в зарайском кремле на месте прежнего был сооружен ныне существующий теплый Иоанно-Предтеченский собор. Его возвели на средства великих российских благотворителей и меценатов — братьев Бахрушиных, по проекту известного московского архитектора К. М. Быковского. Ктиторы храма, приступая к строительству более крупного, по сравнению с его предшественниками, здания, имели мысль придать «большее величие и солидности» храму, имеющему такую святыню — древнюю чудотворную икону Святителя Николая, «глубоко чтимую окрестным населением».

В том же 1904 году к зарайскому Никольскому храму был рукоположен иерей Иоанн Смирнов, прослуживший в нем до его закрытия в 1929 году.

В советское время храмы зарайского кремля, сама чудотворная икона разделили горькую участь тысяч православных святынь нашей страны. Последнего настоятеля — протоиерея Иоанна Смирнова — арестовали. В обвинительном заключении действия отца Иоанна в то время были представлены таким образом: «Для лучшей агитации среди населения в летние месяцы 1928 года по инициативе попа Смирнова и членов церковного совета соборная икона чудотворца Николая носилась по всем деревням бывшего Зарайского уезда с совершением богослужений, где поп Смирнов говорил: „Чудотворная икона Николая святая, ее нужно чтить. Она творит чудеса“. Об этом же он неоднократно говорил в соборе во время проповеди. Такая агитация среди населения проводилась до 1929 года» (Жития новомучеников и исповедников Российских Московской епархии. Июль—август).

Храмы Зарайского кремля закрыли и осквернили. В Никольском соборе располагались архив, склад, потом здание пустовало. В помещении Иоанно-Предтеченского собора разместился городской кинотеатр. Иконы, утварь, книги из храмов исчезли. Пропали и дары князя Д. М. Пожарского. Взрывая колокольню кремлевских храмов, в 1930 году разрушили и памятник зарайским князьям Феодору, Евпраксии и Иоанну. Образ Николы Зарайского стал экспонатом местного краеведческого музея.

Отбыв срок, отец Иоанн продолжил свое служение, но уже в другом зарайском храме — Преображения Господня. Но и там он неустанно призывал молиться Николаю Чудотворцу, не забывать о чудотворном образе Николы Зарайского. В 1937 году протоиерей Иоанн был вновь арестован, а 9 сентября казнен на Бутовском полигоне. В 2000 году его прославили в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Более трех десятков лет икона Николы Зарайского находилась в Зарайском краеведческом музее. В 1966 году московские искусствоведы, посетив музей, объявили, что старинная икона нуждается в срочной реставрации и вывезли ее в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Тогда же сотрудники музея сделали экспертизу и установили дату написания иконы. По их мнению, в Зарайске хранился один из самых ранних списков не дошедшей до нас древней иконы Николы Зарайского, ориентировочно конца XV — начала XVI вв. После длительной реставрации икона стала экспонатом Музея им. Андрея Рублева.

С возрождением церковной жизни верующие по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия начали добиваться возвращения святыни в Зарайск. Неоднократно составляли обращения, собирали подписи, отправляли прошения в разные инстанции. Идею возвращения иконы всегда поддерживали власти города и района. За возврат иконы высказывались руководители Московской области, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной и Московской областной Дум, активисты многих российских партий и движений, видные деятели культуры и искусства.

Лишь однажды, за многие десятилетия, икону привезли в Зарайск. Это произошло в 1996 году, во время празднования 850-летия города, благодаря совместным усилиям администрации города, Зарайского благочиния и широкой поддержке общественности. В течение 2 суток икона была выставлена в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля, и тысячи верующих смогли помолиться перед святым образом. Однако затем икону вновь увезли в Москву, и новые обращения зарайцев по возвращению иконы встречали лишь отрицательный ответ. Свои отказы руководители Музея им. Андрея Рублева и Министерства культуры РФ мотивировали отсутствием в Зарайске необходимых условий для хранения и сохранности древнего образа.

Однако зарайцы не теряли надежду и прилагали все усилия для возвращения святыни. Проблема местонахождения чудотворного образа постоянно обсуждалась в средствах массовой информации. В свет выходили краеведческие статьи и брошюры о зарайской святыне, вопрос возвращения чудотворной иконы поднимался на региональных научно-практических и богословских конференциях. Весть о святыне разносили зарайские священники, посещая разные уголки России и передавая в дар местным храмам списки с иконы Николы Зарайского.

В Зарайске возрождена древняя традиция почитания святого образа святителя Николая, общегородских празднеств 11 августа и крестных шествий на святой источник Белый Колодец. В 1997 г. сделан список (точная копия) иконы Николы Зарайского. Он установлен у центрального алтаря Иоанно-Предтеченского собора, и перед ним совершаются богослужения. В 2002 г. восстановлен памятник зарайским князьям Феодору, Евпраксии и Иоанну, обустроен святой источник Белый Колодец, где возведена Никольская часовня. И памятник, и источник во время праздничных торжеств 11 августа 2002 г. освящены митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Ныне зарайцами также почитается еще один список с чудотворной зарайской святыни — образ Николы Корсунского-Зарайского. С этой иконой духовенство и миряне совершают паломничества по святым местам нашей Родины и Зарубежья. Новый образ был освящен на святынях Украины, Беларуси, Греции, Святой Горы Афон, мощах святителя Николая в Бари. В последние годы именно с иконой Николы Зарайского-Корсунского совершаются общегородские ежегодные крестные ходы по городу

Полтора десятилетия шла реставрация собора Иоанна Предтечи зарайского кремля. Сейчас в нем созданы все условия, чтобы вновь принять под свои своды древнюю святыню.

Ольга Полянчева

Библиография:

1. Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском // ТОДРЛ. М.-Л., 1949. Т. VII. С. 257-406.

2. Повесть о разорении Рязани Батыем. «Изборник» (Сборник произведений Древней Руси), М. 1969. С. 344-361.

3. Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. СПб., 1899. Ч. 1. С. 254-269.

4. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Минск, 2001. С. 204-205.

5. Карамзин В. История Государства Российского.

6. Аверин К. Историческое известие о жизни и деяниях Димитрия, протоиерея Зарайского Николаевского собора, современника и сотрудника Князя Дмитрия Михайловича Пожарского, М., 1837.

7. Добролюбов И. В. Историко -статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Зарайск, 1884 г. С. 159-167.

8. Селиванов В. Чудотворный образ Николая Зарайского. Рязань, 1892.

9. Н. И. Ярцев. О постройке зарайскаго Иоанно-Предтеченскаго собора. М., 1905 г.

10. Перлов И. Зарайские укрепления XVI-

XVII в. Зарайск, 1927.

11. Дебольский Г. С. Дни богослужения Православной Церкви, М., 1996. Т. 1. С. 463-464.

12. Изюмский В. Древняя святыня Зарайска. 1980.

13. Материалы научно-богословской конференции «Зарайские мученики — князь Федор, княгиня Евпраксия и их сын Иоанн», Зарайск, 12—13 декабря 1998.

14. Материалы научно-практической конференции «Перспективы культурного и духовного развития г. Зарайска» 22-24 мая 2002 г. Зарайск — М., 2002.

15. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июль—август. Тверь, 2003. С. 254-261.

16. Полянчев В. Когда и как Зарайск стал Зарайском. //Альманах «Ефстафий», № 1, Зарайск, 2001. С. 113-138.

17. Полянчев В. Деяния зарайских благоверных князей-мучеников Федора, Евпраксии и Ивана в летописях, сказаниях, литературных произведениях и документах. //Альманах «Евстафий», № 2. Зарайск, 2003. С. 15-20.

18. Полянчев В. Зарайская энциклопедия. М., 2003.

19. Полянчева О. Оберегаемые и всеми почитаемые // Альманах «Евстафий», № 2, Зарайск, 2003. С. 25-34.

20. Полянчев В. «Зарайского города крепкое стоятельство» / Зарайская Русь. М.,2004. С. 144-155.

21. Полянчева О. Никола Зарайский. История чудотворной иконы. Зарайск, 2013 г.

22. Протоиерей Петр Спиридонов, Насе-

кин В.В, Полянчев В. И. Справка о чудотворной

иконе «Никола Зарайский». 2005 г.

Зарайская икона

Недалеко от Москвы расположился древний российский город Зарайск. По преданию, зарайская земля вот уже девять веков хранима чудотворным образом Николая, святителя Мир Ликийских, или, как говорят в народе, Николой Зарайским. История чудотворного образа такова.

С давних времен икона святителя Николая Корсунская (позже названная Зарайской) находилась в городе Корсуни, на берегу Черного моря, в храме во имя апостола Иакова, где был крещен великий князь Киевский равноапостольный Владимир. На иконе изображен святой Николай Чудотворец в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Десницей он благословляет, на левой руке, покрытой платом, держит Евангелие. Чудотворный образ многим приносил помощь и исцеления от недугов. В 1224 году пресвитеру корсунского храма греку Евстафию явился во сне великий чудотворец Николай, чей образ находился в храме, и повелел: «Возьми чудотворный образ мой и гряди в землю Рязанскую. Аз бо тамо хощу образом моим быти и чудеса творити и место прославити…» Пресвитер не спешил исполнять волю святителя. Трижды являлся чудотворец нерешительному священнику, и только когда за ослушание Евстафий был наказан слепотой и в раскаянии получил исцеление, священник с семьей отправился в путь… Из-за набегов монголо-татар им пришлось передвигаться не по половецкой земле, а окружным путем, через Европу. Но и выбранный путешественниками путь был полон препятствий и опасностей. И каждый раз чудотворный образ святителя Николая спасал путешественников от неминуемой гибели.

Приблизительно в это же время в 1223 году княжич Феодор Юрьевич, сын рязанского князя Юрия Ингваревича, получил от отца в удел Зарайское княжество. Когда происходили чудеса на корсунской земле с Евстафием, святой Николай Угодник возвестил во сне князя Феодора о прибытии своего образа в город Зарайск. Как рассказывает летопись, «явился великий чудотворец Никола благоверному князю Феодору Юрьевичу Рязанскому», и сказал: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе Всемилостивого и Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе венец царствия небесного, и жене твоей, и сыну твоему». Благоверный князь Феодор Юрьевич, проснувшись, задумался и стал вопрошать Угодника: «О великий чудотворец Никола! Как же ты умолишь обо мне Милостивого Бога, чтобы сподобил меня венца царствия небесного и жену мою, и сына моего: я ведь и в браке не состою, и плода чрева не имею»… Но тотчас же направился встречать чудотворный образ, как ему чудотворец повелел, – продолжается повествование в Летописи. – И пришел в то место, о котором говорилось во сне, и увидел издалека как бы неизреченный свет, блистающий от чудотворного образа. И припал к чудотворному образу Николы любовно с сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз, как струю. И принял князь Феодор чудотворный образ, и принес его во область свою. И шли от чудотворного образа великие и преславные чудеса. И создан был храм на земле Зарайской во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского».

С незапамятных времен в память принесения чудотворной иконы святителя (этот день совпадает с днем рождения Николая Чудотворца) установлено церковное празднество. Начинается оно накануне, в 4 часа дня молебным пением с водосвятием. С 6 часов вечера начинается всенощное бдение с акафистом святителю, а на следующий день служатся Божественная литургия и торжественный молебен.

До революции 1917 года в этот день зарайское духовенство посещало дома своих прихожан, которые радушно их встречали хлебом-солью. Дети ходили группками по домам и славили свт. Николая пением особых народных стихов – «славы».

Так чудотворный образ святителя Николая пришел на землю Зарайскую. На месте сретения (встречи) иконы забил святой источник, получивший название Белый колодец, который сохранился до наших дней.

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Что такое икона? По-гречески «икона» значит «образ».По преданию, первые иконы были написаны евангелистом Лукой. И с тех самых пор о них спорят.Иконоборцы кричали: «Доскам молитесь!» Святой Епифаний Кипрский (IV век) однажды, будучи в Палестине, увидел в церкви завесу с

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

Так что же такое – икона? Галина Колпакова, искусствовед. «Мне кажется, лучше всего об этом сказал поэт, композитор и богослов VIII века св. Иоанн Дамаскин: “Я узрел человеческое лицо Бога, и душа моя была спасена”. Икона нужна для того, чтобы человек видел Того, с Кем он хочет

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

ИКОНА РОЖДЕСТВА Важнейшая задача иконы - показать незримый внутренний мир христианина; через видимые краски передать духовный смысл происходящего с человеком при его встрече с Богом. Соответственно, о многих иконографических сюжетах можно сказать, что они "искажают"

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

ИКОНА Нужно хорошо понимать, что икона – не предмет поклонения. Это образ Бога, Его Матери или святого, данный нам для того, чтобы мы могли сосредоточенно воззвать к ним. Еще одно свойство иконы – уже не душевное, а духовное. Икона – это дверь в иной мир, в иную

автора Гиппиус Анна

Икона – Алло! У вас Божья Матерь намоленная? – Где у вас икона с сундучком? Великомученик Пантелеимон изображается на иконах юным, каким был до своей кончины, в руках у него коробочка с лекарственными травами и ложечка («лжица» по-церковнославянски).Как и любой другой

Из книги Матрона Московская обязательно поможет каждому! автора Чуднова Анна

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Чудотворная икона Подлинными чудесами сопровождалось появление на свет иконы Богоматери «Взыскание погибших», написанной по просьбе и благословению Матронушки.Началось второе десятилетие XX века, но никто еще и не догадывался, какие страшные беды уже на пороге. И только

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

Из книги Феномен иконы автора Бычков Виктор Васильевич

Русская икона В русском религиозном сознании икона занимает особое место. Конечно, это не означает, что все иконописцы обладали знанием богословия иконы в той степени, в какой оно разработано более современными русскими богословами и мыслителями. Однако можно

Из книги 105 чудотворных икон и молитвы к ним. Исцеление, защита, помощь и утешение. Чудо творящие святыни автора Мудрова Анна Юрьевна

Выкупленная икона Когда ни зайдешь в храм, у этой иконы всегда горят свечи…И так размещен образ, что кажется, будто пламя свечей, отражающееся в стекле киота, и рассеивает сгустившиеся на иконе сумерки, и пространство, где находится Богородица, смыкается с пространством

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Икона Все рассмотренные выше аспекты понимания религиозного изобразительного искусства византийцами фактически так или иначе фокусировались на главном сакрально–художественном феномене византийской культуры, в ней возникшем, сформировавшемся и достигшем своего

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Икона «Троица» Россия, г. Москва, Церковь Никона в Столпах, что за Третьяковской галереейЧудотворная икона Святой Живоначальной Троицы, написанная в XV веке Андреем Рублевым. Это самая почитаемая святыня Троице-Сергиевой Лавры. Также она является одной из самых

Из книги Главный дар вашему ребенку автора Гиппиус Анна

Икона и Крест 71. Если же вы, император, отвергаете чествование иконы, а крест считаете достойным почитания, то я, во-первых, не могу понять этого, потому что почитание той и другого неразрывно соединены вместе (ибо вместе икона и вместе крест, поскольку явление Господа

Из книги автора

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу перед его иконой, именуемой «Зарайская», глас 4 Пресветлый храме Святаго Духа, Богомудре отче Николае, благодатию небес освяти души наша, заступи и покрый всечестным твоим омофором, его же приял еси от рук Пречистыя Девы, и просвети

Из книги автора

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности Очень хорошо повесить в красном углу или над детской кроваткой икону его святого покровителя. И часто обращаться к ней с молитвой к этому угоднику Божию. Просто, своими словами, мимоходом, по поводу и без

С чудотворной иконой Николы Зарайского тесно связана история одного из древнейших российских городов - Зарайска, первое упоминание о котором относится к 1146 году. С давних пор икона Николая Корсунского (позже названная «Заразской» и «Зарайской») находилась в г. Корсуни (Херсонесе Таврическом), в храме апостола Иакова. В этом храме в конце Х века принял Святое Крещение Великий Князь Владимир. От чудотворного образа Святителя Николая исходили многочисленные чудеса и исцеления.

Известный литературный памятник Древней Руси «Повести о Николе Заразском» (который, по мнению академика Д.С.Лихачева, «принадлежит к выдающимся явлениям древней русской литературы» ) рассказывает о принесении в 1225 году «образа великого Чудотворца Николы Корсунского из преславного города Херсонеса в пределы рязанские, в область благоверного князя Федора Юрьевича Рязанского» .

По преданию, сам Святитель Николай явился в видении священнику Евстафию и повелел: «Евстафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать и чудеса творить и место то прославить ». Трижды являлся Николай Чудотворец этому священнику и только когда за ослушание он был наказан слепотой и, раскаявшись, получил исцеление, отправился в путь.

Около года добирался Евстафий со своими спутникам до Рязанской земли. В то же время Николай Угодник явился во сне удельному князю Федору Юрьевичу, княжившему в городе Красный (ныне Зарайск) и возвестил о прибытии своего чудотворного образа. Федор Юрьевич «принял чудотворный образ и принес во область свою». И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому… Великий князь взял с собою епископа Ефросина Святогорца и тотчас пошел во область к сыну своему… И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса и исполнился радостию. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город ». На месте сретения (встречи) иконы из-под земли забил источник родниковой воды, получивший название Белый Колодец, который сохранился до настоящего времени.

Как описывают летописи, икона явилась в г. Красном 29 июля (ст.ст.) 1225 года и с тех пор Святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей.

Смена названия иконы летопись связывает с гибелью жены князя Федора - Евпраксии и ее малолетнего сына Ивана. Княгиня Евпраксия в 1237 году, во время монголо-татарского нашествия на Русь, после гибели в ставке Батыя своего мужа, предпочла смерть татарскому плену. Не желая стать наложницей хана и насильного отречения от христианской веры ее сына, бросилась вместе с ребенком с высокого княжеского терема и разбилась до смерти. «И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте заразила (разбила)».

А город со временем стал назваться Заразеск, Зараеск, Никола Заразской на Осетре, город Николы Заразского Посад и, наконец, с XVII века - Зарайск.

О событиях, связанных с пребыванием чудотворной иконы Николы Зарайского в городе Коломне и о произошедших там чудесах, повествует «Сказание о принесении образа Николы Корсунского из Заразска на Коломну» (которое входит в состав «Повестей о Николе Заразском»). С пребыванием чудотворного образа в соседней Коломне и его чудесном возвращении в Зарайск связано и строительство каменной крепости - зарайского кремля в 1528-1531 гг. На его территории находился древний Никольский собор. Ныне существующее здание Никольского собора построено в 1681 году на месте прежнего.

В течение столетий святой чудотворный образ находился в соборах Зарайского кремля: Никольском (специально построенном для нее) и Иоанно-Предтеченском. Многие века икона была главной святыней Зарайского края, и ежегодно 29 июля (ст.ст.) в Зарайске проходили общегородские торжества. В кремлевских храмах всем духовенством соборно служилась Божественная литургия и совершался крестный ход на святой источник Белый Колодец.

В 1892 году в Рязани вышла небольшая книга под названием «Чудотворный образ Николая Зарайскаго». Ее автор - выходец из Зарайска, писатель Василий Селиванов. Вот как он начинает повествование о святыне: «В зарайском Николаевском Соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуня пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах с омофором на раменах (плечах), на главе митра с изображением чернью Святой Троицы, правая рука его простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне его на облаках изображен Спаситель, правой рукой благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь, держащая на руках распростертый омофор.

Образ сей, с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя, имеет в длину двадцать пять с половиной вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности, сообщенной чертам лика Святительского, которую умели придавать изображениям святых едва ли не одни византийские художники».

Далее идет описание ценного оклада, в который был помещен чудотворный образ: «Риза на образе из чистого золота, с самоцветными каменьями, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году, как видно из описи Зарайского собора и следующей надписи, начертанной вязью на особой дщице (дощечке) внизу оклада: «Повелением Благоверного Великого Государя царя и Великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сий оклад на образ великого Чудотворца Николы Заразского во второе лето Государства его, лета 7116 (1608)» Оклад, устроенный усердием царя Шуйского, состоит из ризы, покрывающей одежду Святителя и все остальное до боковых изображений чудес его, также из митры, венца, Евангелия и цаты. Оклад по полям в виде рамы кругом всего образа серебряный позлащенный, сделан им же Шуйским, равно и золотые венчики над ликами и золотые пластинки с узорами, наведенные чернью, с изображением чудес. Самые же чудеса покрыты серебряными позлащенными ризами в позднейшее время».

К зарайской святыне приходили со всей России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства. Перед чудотворным образом Николы Зарайского молились преподобный Сергий Радонежский, Великие Московские князья Иван III, Василий III, царь Иван Грозный, царь Василий Шуйский, наследник Российского престола будущий царь Александр II со своим учителем В.А.Жуковским, Великий князь Сергей Александрович и многие другие.

Особая страница в истории Зарайска - эпоха Смутного времени. В ту пору зарайским воеводой служил будущий спаситель Отечества - князь Д.М.Пожарский. По молитвам настоятеля Никольского собора протопопа Димитрия и князя Д.М.Пожарского перед чудотворным образом город Зарайск оставался верен законной власти и не присягнул самозванцу Лжедимитрию. В благодарность Чудотворцу царь Василий Шуйский украсил зарайскую икону ценным окладом. Протопоп Димитрий участвовал в заседаниях Земских соборов 1613 года и был в составе посольства в Кострому, к избранному царю Михаилу Романову.

После закрытия храмов зарайского кремля в 1920-х годах икону взяли в местный краеведческий музей. В 1966 году московские искусствоведы, посетив музей, объявили, что старинная икона нуждается в срочной реставрации и вывезли ее в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Тогда же сотрудники музея сделали экспертизу и установили дату написания иконы. По их мнению, в Зарайске хранился один из самых ранних списков не дошедшей до нас древней иконы Николы Зарайского, ориентировочно, конца XV- начала XVI вв. После длительной реставрации икона стала экспонатом Музея им. Андрея Рублева.

С возрождением церковной жизни верующие, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, начали добиваться возвращения святыни в Зарайск. Неоднократно составляли обращения, собирали подписи, отправляли прошения в разные инстанции. Идею возвращения иконы всегда поддерживали власти города и района. За возврат иконы высказывались руководители Московской области, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной и Московской областной Дум, активисты многих российских партий и движений, видные деятели культуры и искусства.

Лишь однажды, за многие десятилетия пребывания вдали от Зарайска, икона была привезена в наш край. Это произошло в 1996 году, во время празднования 850-летия города, благодаря совместным усилиям Администрации города, Зарайского благочиния и широкой поддержке общественности. В течение 2 суток икона была выставлена в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля, и тысячи верующих смогли помолиться перед святым образом.

Однако затем икону вновь увезли в Москву, и новые обращения зарайцев по возвращению иконы встречали лишь отрицательный ответ. Свои отказы руководители Музея им. Андрея Рублева и Министерства культуры мотивировали отсутствием в Зарайске необходимых условий для хранения и сохранности древнего образа.

Но зарайцы не теряют надежду, и делают все возможное для возвращения святыни. Проблема возвращения чудотворного образа постоянно обсуждается печатными СМИ, радио и телевидением. В свет выходят брошюры о зарайской святыне, вопрос возвращения чудотворной иконы поднимается на региональных научно-практических и богословских конференциях.

Возрождена древняя традиция районного празднества 11 августа и крестных шествий на святой источник Белый Колодец. В 1997 году сделан список (точная копия) иконы Николы Зарайского. Он стоит на почетном месте - у центрального алтаря Иоанно-Предтеченского собора и перед ним совершаются богослужения. Полтора десятилетия шла реставрация собора Иоанна Предтечи, оскверненного в советское время и служившего кинотеатром. Сейчас в нем созданы все условия, чтобы принять под свои своды древний чудотворный образ.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, / святителю отче Николае, / и чтем святую память твою: / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Образ Николая Чудотворца, получивший наименование Зарайского, является древнейшим типом ростовых изображений святителя.

Здесь св. Николай Чудотворец изображен в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Его отличительной особенностью является поза святителя, представленного с Евангелием на покровенной левой руке и с отведенной в сторону благословляющей десницей. В композиции подчеркнута тема литургического служения св. Николая, когда он, изображая Христа, выходит в центр храма для проповеди Слова Божия.

О первом подобном иконном образе святителя, принесенном на Русь, повествуют сказания. Одно сообщает, что икону св. Николая Чудотворца принесла из Корсуни (Херсонеса) в Рязань в 1225 году византийская царевна Евпраксия, ставшая супругой рязанского князя Феодора. Однако в 1237 году она погибла с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя. Некоторое время икона св. Николая Чудотворца пребывала в Новгороде, где творила многочисленные чудеса, а затем была перенесена в Рязанские земли.

Другие источники рассказывают историю перенесения чудотворной иконы святого Николая в 1225 году «служителем» Евстафием, по воле самого святителя, из Корсуни в Заразск (нынешний Зарайск). Путь иконы пролегал через Новгород, где она не пожелала оставаться навсегда: явившийся Евстафию во сне Никола повелел ему идти с образом в землю Рязанскую.

По названию рязанского города Зарайска образ стали именовать «Зарайским». Однако, как показали недавние исследования филологов, не город Зарайск дал название иконе, а, напротив, сам древний образ, находившийся в урочище Заразы, дал имя городу, возникшему гораздо позже того момента, когда икона оказалась в Рязанских пределах и начала творить чудеса.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / яже вещей истина: / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая. / Отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога // спастися душам нашым.

МОЛИТВА

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.