Тосол а 40 технические характеристики. Тосол А40м - как он работает. Фасовка Тосола А40М

Тосол А-40М предназначен для использования в системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также в качестве теплообменной жидкости в других агрегатах. Изготовлен на основе этиленгликоля и воды с добавлением многофункционального пакета присадок. Охлаждающая жидкость Тосол А-40М защищает систему охлаждения от коррозии, отводит избыточное тепло, защищает от замерзания при температуре до минус 40 °С.

Спецификации:

Качество соответствует ТУ 2422-014-31885245-2003. Температурный интервал использования в диапазоне от минус 40 °С до плюс 100 °С.

Автожидкость охлаждающая "Тосол А-40М " обеспечивает следующие преимущества:

  • Не агрессивен к пластмассовым и резиновым деталям систем охлаждения.
  • Отличные тепловые свойства, обеспечивающие высокую скорость теплопередачи и повышенную эффективность работы.
  • Обладает эффективными смазывающими свойствами.
  • Долгий срок безотказной работы.
Основные физико-химические характеристики
Наименование показателей Нормы
Внешний вид:
- физическое состояние

Прозрачная однород.

окраш. жидкость

- цвет голубой
Плотность при 20 °С, г/смі 1,065 - 1,085
Показатель активности водородных ионов при 20 °С (рН), в пределах 7,5 - 11,00
Температура начала кристализации, °С, не выше минус 40
Температура кипения, при давлении 101,3 кПа (760 мм рт.ст.), °С, не ниже 100
Щелочность, смі, не менее 10
Вспениваемость:
- объем пены через 5 мин, смі, не более 30
- время исчезновения пены, с, не более 3
* Коррозионное воздействие на металлы, мг,
- Медь М1, не более 8,0
- Латунь Л68 или Л63, не более 8,0
- Припой ПОС 35, не более 12,0
- Алюминий АК6М2, не более 19,0
- Чугун GH-190 по нормам ФИАТ ВАЗ 52205, или Сч-25, не более 9,0
* Воздействие на резину при температуре 100 °С в течении 72 ч

Главной составной охлаждающей системы автомобиля или другого транспортного средства является тосол. Он считается одним из наиболее распространенных видов антифриза, поэтому при покупке очень важно обращать внимание на его характеристики. Основным фактором можно назвать плотность тосола, которая влияет на принципы работы двигателя .

Антифриз в охлаждающей системе не только защищает двигатель от перегрева, но и выполняет функции обогрева салона машины. Поэтому жидкость, которая охлаждает мотор, должна иметь соответствующие свойства, в частности и плотность. Она так же влияет на температуру кристаллизации вещества.

Методы и средства измерения

Множество водителей используют тосол благодаря его свойству не замерзать при низких температурах. Такое преимущество позволяет пользоваться им и в самые сильные морозы. Но такая жидкость имеет определенный период эксплуатации и это зависит от ее плотности, низкий уровень которой, после длительного использования, влияет на морозоустойчивость антифриза.

Чтобы измерить плотность охлаждающей жидкости нужно воспользоваться ареометром (другое название денсиметр). Этот прибор вместе с обычным градусником сможет установить определенные показатели тосола в вашем двигателе.

Такая процедура имеет несколько этапов:

  • температура двигателя должна составлять не больше 20 градусов (ее можно измерить обычным градусником);
  • вскрыть радиатор или расширительный бачок, чтобы набрать жидкость;
  • ареометром набрать определенное количество вещества;
  • поставить прибор вертикально, чтобы измерить концентрацию антифриза;
  • сравнить показатели ареометра с указанными на упаковке.

Причины проверки

Плотность антифриза ухудшается после его длительного использования. Это плохо влияет на безопасность работы системы охлаждения. Максимальная температура, которую «выдерживает» тосол составляет -40 градусов и тогда его плотность не превышает 1,075 г/см³. Если градус выше, то происходит замерзание жидкости и ее свойства ухудшаются .

Характеристики вещества зависят и от его состава. Он состоит из этиленгликоля, воды и присадков. Соотношения этих ингредиентов и их свойств напрямую воздействуют на плотность тосола и срок его использования.

Изменение характеристик охладителя приводит к неудовлетворительной работе двигателя и его систем. Поэтому нужна регулярная проверка на плотность вещества , что охлаждает мотор, и ваш автомобиль избежит поломки и ремонта.

Данные по антифризу

В таблице плотности тосола отображены показатели охлаждающей жидкости относительно температуры замерзания, кристаллизации, содержания в объеме гликоля и его количества в составе. Эта информация поможет выбрать антифриз, который подойдет вашему автомобилю по температуре замерзания в системе, что охлаждает двигатель.

Тосол марки А

Наиболее востребованным антифризом считается тосол А40. Он имеет ряд технических характеристик, благодаря которым охлаждающая система двигателя отлично справляется со своими заданиями:

    низкая температура замерзания;

    отсутствие реакции после контакта с деталями двигателя;

    высокая тепловая проводимость;

    хорошие свойства хранения и использования.

К вышеперечисленным данным так же можно отнести превосходные смазывающие свойства и низкий уровень вязкости. Плотность тосола а 40 так же имеет приемлемые показатели относительно температуры замерзания жидкости, что позволяет отнести его к одному из лучших антифризов.

Цифры и факты

Показатели, определяющие концентрацию охлаждающей жидкости, не превышают 1,075 г/см3, хотя по данным ГОСТа они удерживаются в пределах 1,065-1,085 г/см3. Эта информация относится практически ко всем антифризам. При такой плотности тосола температура замерзания составляет не больше -40 градусов .

Определение показателей кристаллизации вещества зависит от многих факторов. Одним из них есть плотность, которую измеряют с помощью ареометра. Но некоторые приборы ошибочно изготовлены со шкалой кристаллизации тосола, поэтому важно покупать правильные средства измерения для оптимального изучения системы охлаждения двигателя.

Тосол А40 - известная марка автомобильного антифриза, созданного во времена Советского Союза. Данная охлаждающая незамерзающая жидкость остается популярной и в настоящее время.

Зачем нужна охлаждающая жидкость?

Качество функционирования любого двигателя автомобиля зависит от того, какие функциональные жидкости используются для поддержания его в рабочем состоянии. К таким функциональным составам относят топливо, и, конечно же, антифриз, который предохраняет ДВС от явлений коксования масла, быстрого изнашивания автоузлов, отложения нагара.

Хорошая охлаждающая жидкость, например Тосол А40М или А40, имеющая определенные технические характеристики, надежно защищает мотор транспортного средства от коррозионных проявлений, перегрева, кавитация и многих других неприятностей, которые становятся причиной выхода двигателя и отдельных его частей из строя.

Указанные марки тосола в нашей стране по праву считаются самыми востребованными. Они проверены десятками лет эксплуатации на самых разных автомобилях. Изготавливаются они в соответствии со строгими требованиями ГОСТ 28084, что гарантирует их высокое качество.

Некоторые положения ГОСТ 28084

Данный ГОСТ говорит о том, что охлаждающая жидкость марки А40 должна иметь следующие параметры:

  • температура кристаллизации – не менее -40 градусов;
  • плотность – от 1,065 до 1,085 грамм/кубический сантиметр;
  • устойчивость пены – до 3 секунд, объем пены – до 30 кубических сантиметров;
  • водородный показатель – от 7,5 до 11;
  • температура кипения – от 100 градусов и выше.

Изготовленная по ГОСТ 28084 жидкость для охлаждения А40 – это водный раствор этиленгликоля, в который дополнительно добавлены (для улучшения эксплуатационных характеристик готового состава) противокоррозионные, красящие, антипенные и специальные стабилизирующие элементы.

Данный тосол обладает всеми характеристиками, изложенными в ГОСТ (плотность, температура кипения и др.), в нем нет соединений-нитратов, он не разрушает резиновые и пластмассовые детали, считается безопасным с экологической точки зрения.

Тосол А40М – особенности и преимущества охлаждающей жидкости

Более современной маркой антифриза является тосол А40М, который обладает всеми достоинствами А40 и обеспечивает качественную защиту охлаждающей системы автодвигателя от коррозии. Далее мы приводим общие характеристики этого состава:

  • хорошие антипенные и смазывающие показатели;
  • отсутствие при контакте с деталями двигателя какой-либо химактивности;
  • невысокий уровень вязкости и хорошая плотность;
  • повышенная тепловая емкость и проводимость;
  • малая температура при замораживании;
  • высокая стойкость (химического плана) при хранении и применении.

Кроме того, тосол А-40М способен формировать на верхних слоях изделий особую предохраняющую пленку (ее плотность невысока), которая при необходимости легко и просто убирается посредством смывания обычной водой.

За счет всех указанных особенностей тосол А-40М при применении описывается следующими преимуществами: двигатель не перегревается; система охлаждения авто находится под надежной и постоянной защитой против коррозии; мотор на протяжении долгого времени функционирует, «как часики»; исключается вероятность воспламенения состава (его температура кипения равняется 100 градусам и более).

Нельзя не отметить и то, что составы А40М и А40 готовы к эксплуатации сразу же после их приобретения. Ничего не требуется размешивать, добавлять в них воду, выполнять другие действия.

Дополнительная информация о тосоле

Описанные охлаждающие жидкости обычно реализуются в бочках разной емкости (216,5 и 50 литров), в небольших канистрах на 20, 10 и 1 литр, в кубических пластиковых емкостях, в металлических евробочках. Автолюбители, кроме всего прочего, могут приобрести такой антифриз и на разлив в местах продажи специальных жидкостей для транспортных средств.

Одним из главных условий стабильной работы любого двигателя транспортного средства, есть использование качественных функциональных жидкостей, которые применяются с целью поддержания силового агрегата в рабочем состоянии. К подобным составам относят топливную смесь, моторное масло, тормозную и охлаждающую жидкости. Последняя еще носит название «антифриза» и предохраняет двигатель внутреннего сгорания от коксования масла, отложения нагара и изнашивания всех автоузлов. Так давайте же сейчас рассмотрим характерные свойства и принцип действия этого вещества более детально.

1. Для чего используют охлаждающую жидкость?

Охлаждающая жидкость имеет много названий: радиаторная жидкость, хладагент, однако, последние понятия, вопреки мнению многих автомобилистов, не являються синонимами, так как имеют несколько разную природу. – отечественный продукт, включающий в себя неорганические присадки, а антифриз – его заграничный аналог, вот только добавки в нем уже органической природы. Несомненно, более качественным продуктом есть антифриз, ведь он сохраняет свои свойства на протяжении 250 тис. км., а эффективности тосола хватает лишь на 35-40 тис. километров пробега.

По сути, обе жидкости выполняют одну и ту же функцию – охлаждают систему ДВС от , а разница только в их составе, поэтому с этой точки зрения, их пожалуй можно объединить под названием «охлаждающие жидкости». Правда, охлаждение мотора – не единственная задача подобных составов. Они, также, выполняют и ряд других функций: охлаждают гидравлическую жидкость, содержащуюся в автомобилях с автоматической коробкой передач; обеспечивают смазку водяного насоса двигателя, через который поступает хладагент и не дают водителю замерзнуть в холодное время года (при низких температурах, проходя через сердцевину подогревателя, радиаторная жидкость обеспечивает выделение тепла для автомобиля).

В состав охлаждающей жидкости входят вода, антифриз и специальные присадки (ингибиторы коррозии), которые защищают всю систему охлаждения ДВС от коррозии, а саму жидкость и смазывающие материалы для насоса системы охлаждения (помпы), от термохимических разрушений. Антифризом, называют состав, который при смешивании с водой, понижает температуру замерзания смеси. Такими составами являются практически все водные растворы неорганических солей: калий, кальций, хлористый натрий, спирты, глицерин, карбитолы и т.д.

В настоящие время, чаще всего, применяются охлаждающие составы на основе этиленгликоля (спирта) и дистиллированной воды, что, кстати является главными составляющими как антифриза, так и тосола.

Хорошим охладителем, обладающем высокой эффективностью, есть, например, Тосол А40 , который благодаря техническим характеристикам, надежно защищает автомобильный двигатель от коррозийных процессов, перегрева и многих других проблем, которые способствуют поломке мотора. Данная марка тосола, широко востребована на территории государств, входящих когда-то в состав СРСР (в том числе и Украины), так как проверена десятками лет эксплуатации на самых разных автомобилях.

2. Где применяют Тосол А40м?

В процессе сгорания топлива, под воздействием сил трения, «сердце» транспортного средства сильно нагревается и что бы мотор не сгорел, ему нужна качественная охладительная система. Именно с этой целью, придумали радиатор, являющийся главным теплоотводящим элементом, а проходящие через него жидкости выполняют роль теплоносителей.

Охлаждающая, незамерзающая жидкость предназначена для охлаждения двигателей, а также применяется в качестве рабочей жидкости в других теплообменных системах, которые работают в условиях низких температур. Ее изготавливают на основе этиленгликоля с добавлением высокоэффективных антикоррозийных антипенных присадок и красителей. Именно такой жидкостью есть Тосол.

Различают несколько его разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Так, например, Тосол А40м используют для заполнения системы охлаждения транспортных средств, эксплуатирующийся при температуре до -40°С, а Тосол А65м подходит для охлаждения автомобилей, рабочие условия которых доходят до температуры -65°С. Буква «А» в маркировке средства, означает, что оно используется для автомобилей, а буква «м» указывает на модернизацию продукта. Что касается интересующего нас А40м, то жидкость может применятся в любых радиаторах, как алюминиевых, так и медных, при чем, она не требует замены или добавления присадок на протяжении 2-х лет работы (или 60000 км). Спустя указанное время, для замены желательно использовать ту же марку охлаждающей жидкости, в противном случае, перед заливкой нового тосола, систему придется промывать.

В ходе использования, стоит следить за уровнем хладагента и если его объем уменьшается за счет испарения воды, то уходящую жидкость можно долить, а в случае утечки антифриза – добавлять следует уже концентрат.

3. Характерные особенности и преимущества использования охлаждающей жидкости А40м

Тосол А40м является более современной маркой охлаждающих средств и обладает всеми достоинствами известного А40, что позволяет ему эффективно обеспечивать защиту охлаждающей системы двигателя от коррозийных процессов. К общим характеристикам этого состава относят:

- отличные смазывающие и антипенные показатели;

Отсутствие любой химактивности при контакте с деталями мотора;

Хорошую плотность состава и невысокий уровень его вязкости;

Повышенную теплопроводность и теплоемкость; высокий уровень химической стойкости при хранении и применении.

Кроме того, описывая данный продукт (Тосол А40м), автолюбители отмечают его способность к созданию специфической предохраняющей пленки (невысокой плотности) на верхних слоях деталей, которую при желании можно легко убрать с помощью смывания обычной водой.

Благодаря названным свойствам и особенностям А40м, при его применении появляются следующие преимущества:

- на протяжении существенного промежутка времени, двигатель работает без сбоев и не перегревается;

Полностью исключается возможность возгорания состава (температура кипения жидкости ровна 100°С и даже больше);

Система охлаждения транспортного средства находится под постоянной и надежной защитой, оберегающей ее от коррозии.

Также, положительным моментом применения состава есть его готовность к работе сразу же после приобретения: ничего не надо добавлять, размешивать или выполнять какие либо другие действия.

Рецепт Тосола разработали Борисов Алексей Васильевич и Димент Оскар Наумович, а разработчиками технологии его получения и организации производства стали Шаталов Марк Петрович и Чижов Евгений Борисович. Все ученные работали в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии, из названия отдела которой и получился «ТОСОЛ» («ТОС» - технология органического синтеза).

Как правило, описанная охлаждающая жидкость, поставляется в бочках разной емкости (например, на 50 литров) или в небольших канистрах, имеющих объем на 10, 20 и 1 литр; а также, в пластиковых емкостях кубической формы и в металлических евробочках. Кроме того, при необходимости,автомобилисты могут приобрести подобный антифриз, как говорится, «на разлив», надо только обратится к продавцам магазинов специальных жидкостей для транспортных средств.

Перед использованием хладагента, рекомендуется промыть систему охлаждения мотора, с помощью разведенного в воде моющего средства (это должно обезопасить детали от появления в системе накипи), а затем запустить двигатель и дать ему поработать 15-20 минут, после чего можно смело заливать тосол. Обратите внимание! Если Вы планируете за раз приобрести большое количество охлаждающей жидкости, то стоит учитывать указанный на упаковке срок годности, ведь сохранять свои свойства тосол может не больше четырех лет, а по истечению этого времени, он станет непригодным для использования и Вы только зря потратите деньги.

Что касается характеристики внешнего вида Тосола А40м, то в стандартном виде, он являет собой жидкость голубого цвета (для сравнения Тосол А65 - красный). Добавление в жидкость красителей, необходимо для обозначения уровня охладительной жидкости в расширительном бачке, во избежание путаницы в марках, а также для того, что бы иметь возможность отличить утечку антифриза от подтеков других рабочих жидкостей. Если в ходе работы, цвет жидкости изменился, это свидетельствует о потере необходимых эксплуатационных свойств, а значить необходимо произвести замену (спустя некоторое время активного использования, Тосол становится сине-зеленым, потом зеленым, желтым, а в конце и вовсе теряет всякий цвет).

В принципе, бесцветная жидкость способна работать не хуже окрашенной и с функциональной точки зрения, ничем не отличается от той, в которую добавляются красители (это при условии, что так ее и выпускают: например, гликолевый антифриз). Однако, изменение цвета сообщает нам о старении вещества и выработке содержащихся в нем ингибиторов коррозии, а это основательно снижает уровень эксплуатационных качеств.

Скорость изменения цвета, зависит от рабочей Так, к примеру, при перегреве мотора выше 105 °С – тосол может стать желтым, уже спустя 500 часов работы (иногда даже быстрее), тогда как при нормальных условиях, с рабочей температурой порядка 95°С – цвет меняется на зеленый лишь через 500 – 600 часов, после чего довольно долго изменений не наблюдается.

Во время работы двигатель внутреннего сгорания выделяет колоссальное количество не только полезной энергии, но и тепла. По этой причине в конструкции каждого мотора предусмотрена система охлаждения. Именно она позволяет поддерживать оптимальный температурный диапазон ДВС. Если брать во внимание большинство автомобилей, в них используется жидкостная система охлаждения. В качестве рабочей жидкости может применяться антифриз или тосол. В сегодняшней статье мы рассмотрим последний тип ОЖ и выясним ее состав, а также характеристики.

Описание

Это отечественная версия антифриза. Данная жидкость разрабатывалась специально под автомобили ВАЗ. Первый тосол появился в далеком 71-м году и стал серийно использоваться на «Копейке», а впоследствии и на всех остальных «Жигулях». Также эта жидкость применялась и на советских грузовиках КамАЗ и МАЗ. Основное преимущество ее перед обычной водой (которая повсеместно использовалась ранее) заключалось в широком температурном диапазоне. Эта жидкость кипела при температуре в 105 и выше градусов, при этом не замерзала при -40. Данные характеристики были достаточными для того, чтобы использовать тосол без слива круглый год. А ведь ранее владельцам приходилось ежедневно сливать воду на ночь, дабы она не разорвала собой патрубки и радиатор зимой.

На данный момент существуют разные производители тосола А-40. Выпускается данная жидкость в разных тарах. Это могут быть бочки емкостью от 50 до 217 литров, а также пластиковые канистры на 20, 10 и 5 литров. Выпускаются продукты и в небольших баклажках объемом в один или два литра. Что касается цвета, тосол ГОСТовский А-40 окрашен только в синий цвет. Если говорить об импортных антифризах, их красят в разные оттенки.

Состав

Из чего состоит данная жидкость? В основе ее лежит этиленгликоль (двухатомный спирт). Также в составе имеется дистиллированная вода и пакет полезных присадок. Последние относятся к группе химических. Это присадки первого поколения, которые включают в себя нитриты, фосфаты и силикаты. Они добавляются с целью защитить патрубки и радиатор от коррозионного воздействия дистиллированной воды.

Технические характеристики

Одна из основных характеристик - это плотность тосола А-40. Таблица, что есть в ГОСТе, указывает на следующий параметр. Для тосола А-40 величина плотности составляет от 1,06 до 1,08 грамма на кубический сантиметр. Если рассматривать тосол А-65, у него на порядок выше данный параметр. Он составляет от 1,08 до 1,11 грамма на кубический сантиметр.

Немаловажная характеристика для любой охлаждающей жидкости - это температура кристаллизации. Для тосола А-40 м она составляет -40 градусов Цельсия. Если говорить о тосоле марки 65, температура начала кристаллизации составляет -65 градусов Цельсия. Следующая характеристика - температура кипения. Для тосолов обеих марок она должна составлять не менее ста градусов Цельсия. Но как показывает практика, этот порог у современных ОЖ намного больше. В среднем тосол кипит при температуре от 108-110 градусов.

Еще одно свойство - коррозионное воздействие на металлы (это чугун, латунь и медь). По ГОСТу тосол А-40 должен соответствовать параметру в 0,1 грамма на квадратный метр. Эта характеристика определяет уровень защиты металлов СОД от коррозии. Данный параметр одинаковый для тосола марки 40 и 65.

Следующая характеристика - это устойчивость пены «С». При разбавлении раствором холодного цинка данный параметр должен составлять 5 единиц. А сам объем пены не должен превышать 30 кубических сантиметров. Набухание резины для тосола не должно превышать пяти процентов за весь срок эксплуатации. Этот параметр влияет на долговечность и эластичность патрубков системы охлаждения.

И наконец, последняя характеристика - водородный показатель. Для жидкостей обеих марок он должен составлять от 7,5 до 11 рН.

Какова на тосол цена?

В среднем, стоимость пятилитровой канистры с данной составляет 600 рублей. Если говорить о 10-литровых баклажках, цена редко превышает одну тысячу рублей. Какой марки бы ни был тосол, цена его всегда ниже, чем у антифриза. Это легко объясняется его эксплуатационными характеристиками.

Почему тосол А-40 дешевле? Срок эксплуатации у него не превышает 60 тысяч километров или двух лет (что наступит раньше). Для сравнения, самый красный антифриз служит 150 тысяч или пять лет. Также у отечественной жидкости меньший порог закипания. Ввиду этого, тосол не рекомендуется использовать на высокотемпературных двигателях современных иномарок. Для их двигателей подходит только антифриз, который кипит при +120 и выше.

Обратите внимание: в составе отечественного тосола имеются присадки, что защищают от коррозии латунь, чугун, сталь и медь. Однако в данном списке отсутствует алюминий. Именно такие радиаторы сегодня используются на всех зарубежных авто. Поэтому не всегда тосол будет хорошо работать на импортном автомобиле.

Производители

На сегодня можно отметить несколько популярных марок данной охлаждающей жидкости:

  • «Аляска».
  • «Торса».
  • «Дзержинский».

Что лучше выбрать? Рассмотрим каждую марку по отдельности.

Тосол «Аляска» А-40

Этот продукт выпускается ООО «Тектрон». Производитель заявляет, что выпускает самый лучший тосол на рынке. Но отзывы доказывают обратное. Данный тосол не соответствует заявленных характеристикам. И если температура кристаллизации еще отвечает норме (-41 градус Цельсия), то кипит эта жидкость уже при 100 градусах Цельсия. Ввиду этого, такую жидкость опасно применять даже на ВАЗах 2000-х годов. А вот для «Классики» он еще сгодится. Показатель устойчивости пены и вспениваемости - 1,5 и 20 соответственно. Водородный показатель - 8,1 рН. Вывод экспертов таковой: фракционный состав тосола данной марки не соответствует норме.

Торса

Выпускается данный продукт ООО «Орника». Производитель заявляет, что тосол А-40 Торса может использоваться в двигателях отечественных и импортных легковых, а также грузовых авто. Жидкость являет собой смесь из этиленгликоля с пакетом присадок, что защищают СОД от коррозии, замораживания, вспенивания и закипания. Продукт совместим с резиновыми патрубками и другими деталями уплотнения. Не содержит нитрит-нитратных добавок.

В ходе тестов температура кристаллизации составила -40 градусов. А доля перегоняемой жидкости при +148 составила 48 процентов. Закипает тосол при +105 градусах. Специалисты говорят, что продукт данной марки полностью соответствует заданному техническому регламенту. Однако отзывы говорят, что от применения такой ОЖ в СОД импортных двигателей все равно стоит воздержаться.

Тосол А-40 « «Дзержинский»

Это продукт от ООО «Новахим». Являет собой высококачественную ОЖ на основе этиленгликоля. Температура кристаллизации составляет -40 градусов. Водородный показатель - 8,10 рН. Какова А-40? Таблица в ГОСТе свидетельствует о цифре в 1,085 грамм на кубический сантиметр. По фракционному составу тосол «Дзержинский» так же показал неплохие характеристики. Температура закипания составляет 105 градусов Цельсия. А доля перегоняемой жидкости при 150-ти градусах - 45 процентов. Как показали исследования, тосол А-40 « «Дзержинский» имеет наилучшие эксплуатационные характеристики среди всех вышеперечисленных. Но и стоимость данного продукта на порядок выше.

Кстати, недавно данная компания выпустила еще один продукт - тосол «Сибериа». Он применяется в СОД как дизельных, так и бензиновых двигателей. Может использоваться при температуре от -40 до +115 градусов Цельсия. В составе имеется деминерализованная вода, краситель, а также пакет присадок и этиленгликоль.