Простая схема мигающего стоп сигнала. NM5403Устройство управления стоп-сигналами автомобиля. Что представляет собой устройство

Те, кто смотрит соревнования Формулы 1, обращали внимание на то, что у многих автомобилей установлен мигающий стоп-сигнал. То есть сигнал не просто горит красным, давая понять преследующим машинам, что выполняется торможение, а еще и мигает. Что это - новая «фишка», дань моде или способ повысить безопасность?

1 Что представляет собой устройство?

Согласно статистике, 24% всех дорожно-транспортных происшествий возникает в результате столкновения с автомобилем, который движется впереди.

Своевременное привлечение внимания водителя к загоревшимся «стопам» позволит намного снизить этот процент. Так считает известный аналитик по ДТП в Германии Йорг Олгримм. И это действительно так. Доказано, что человек больше реагирует на динамические раздражители, чем на статические. Поэтому использование моргающего стоп-сигнала, конечно, повысит безопасность на дороге и поможет избежать дорожно-транспортного происшествия.

Стоп-сигнал - это привлекающий внимание красный фонарь, который мигает. Его устанавливают сзади машины, на уровне глаз водителя. Таким образом все водители, которые будут ехать сзади этого автомобиля, обязательно увидят данный сигнал и смогут вовремя среагировать.

Мигающий стоп-сигнал - это простое устройство, поэтому его вполне реально сделать своими руками. Для того чтобы собрать стоп-сигнал своими руками, достаточно воспользоваться специальной схемой.
Выдавать импульсы будет микровибратор, который основан на микросхеме К661ЛА7. Для управления более весомого тока питания надо использовать транзистор. Чтобы разобраться с работой стоп-сигнала, для начала нужно изучить схему.

2 Как собрать стоп-сигнал?

Существует множество различных схем, с помощью которых можно собрать стоп-сигнал.

Например, одна из них подразумевает, что это устройство просто будет моргать. Также можно найти и более «продвинутую» схему, то есть когда устройство будет работать по определенному алгоритму. К примеру, сначала сигнал моргает один или два раза. После прекращения подачи на транзистор тока (во время паузы) сигнал будет гореть на половину накала. Именно таким образом и появляются эффекты мерцания.

Чтобы было проще понять, как работают эти схемы, можно взять одну из них в качестве примера, например, К561ЛА7.

Микросхема К561ЛА7 является сердцевиной этой разработки, которая состоит из 5 элементов «2И-НЕ». На первом и втором элементе расположен мультивибратор, а на третьем - инвентор. Благодаря последнему создается нужный сигнал на выходе, так как инвентор разделяет мультивибратор от схемы. Функцию открытия и питания нагрузки на эммитере выполняет транзистор КТ816Б, на который и подается сигнал, проходящий через инвентор.

Также есть аналогичная микросхема, но с добавленными конденсатором и диодом. На протяжении одного или двух импульсов конденсатор заряжается, а затем разряжается на транзистор при непосредственном «провале», в результате чего возникает эффект моргания. Диод добавили для того, чтобы он предотвращал разряд конденсатора. На схеме диод обычно не отображают, поскольку можно применить абсолютно любой диод. После того как моргающий стоп-сигнал будет собран, никакие дополнительные наладки не потребуются, так как он будет уже работоспособным.

Вместимость конденсатора влияет на частоту моргания. Например, на микросхеме К561ЛА7 питание составляет от 3 до 15 В, поэтому ее можно подключать сразу к бортовой сети, что является еще одним плюсом.

Алгоритм работы сигнала следующий: если нажать на педаль тормоза, сигнал мерцает первые 3 секунды, после чего горит постоянно. При повторном нажатии на педаль тормоза все повторяется в точном порядке.

Но возникает вопрос, а как же быть в пробке? Не будет ли моргание мешать сзади стоящему водителю, слепя его огнями? Будет. Но как раз для этого был придуман контроллер стопа со специальным G-сенсором. Его предназначение заключается в том, чтобы увеличить заметность автомобиля при торможении.

Контроллер следует устанавливать в соответствующем положении и надежно закреплять, чтобы он держался жестко и прочно. Нулевое положение можно установить с помощью специального режима установки, который прилагается в контроллере.

Теперь что касается того, как активировать этот режим. Сделать это достаточно просто, но выполнять данную процедуру необходимо с уже зажатым тормозом. Поэтому проще всего будет попросить о помощи друга, который зажмет тормоз и тем самым подаст питание на устройство. После выставления нулевого положения потребуется настроить частоту мигания. Как правило, контроллер имеет 10 режимов частот. Они могут быть различными - от самого медленного до почти постоянного горения. Для того чтобы выбрать частоту, необходимо зажать кнопку, а затем по количествам моргания определить и выставить нужную частоту. После того как будет выбран оптимальный вариант, необходимо отжать тормоз и провод, которым питается устройство.

После выполнения данных действий можно с помощью кнопки задавать непосредственно порог, при котором будет срабатывать мигание. Его смысл заключается в том, что если водитель не будет превышать этот порог, то стоп будет светиться, как светился все время, а при превышении - уже с выставленными частотами. Контроллер имеет в себе 12 порогов, которые тоже разбиты по группам. Первые 5 порогов - это районы слабого торможения, следующие 3 или 4 - это торможение с АБС. Последние предназначены при перегрузке в 1G. Цены контроллера сравнительно невелики. Как правило, они зависят от нагрузки подключения.

Теперь вы знаете, как сделать стоп-сигнал и зачем он нужен. Осталось только выбрать подходящую схему, и можно приступать к его изготовлению.

Как-то будуче в Питере заметил, что у впереди идущей машине мигающий стоп-сигнал. Интересно стало, тоже решил сделать себе подобный стоп-сигнал. Цены на подобные девайсы стартуют с 400 руб.

И как раз нашёл несколько вариантов мигающего стоп-сигнала. Свой выбор остановил сделанный на знаменитом таймере NE555.

Для сборки нам понадобится:

Микросхема- NE555, Диод- 1n4007, Транзистор- IRF540, C1- 22мкф, С2-10мкф, R1-1k, R2- 5k, R3- 10k, R4- 470k, Макетная планка, контакты.

Принципиальная схема мигающего стоп-сигнала

Собранная схема

Монтаж на монтажной планке

Схемка установлена в панель стоп-сигнала

Мне нравится паять на монтажной планке. Да это очень утомительно, но зато не нужно возится с травлением платы.

При пайке соблюдайте аккуратность особенно с полевым транзистором, ножки транзистора лучше придерживать пинцетом для теплоотвода. Строго соблюдайте полярность в момент сожжёте всю схему. Для подстраховки в схему можно включить диод в разрез плюсовой шины.

Вот как работа сигнала видна со стороны.

Есть в наличии

Купить оптом

Мигающий стоп-сигнал служит для повышения безопасности движения и снижения вероятности возникновения аварии. NM5403 управляет свечением ламп стоп-сигналов автомобиля или мотоцикла: при нажатии на педаль тормоза лампы работают в импульсном режиме - происходит несколько вспышек ламп в течение нескольких секунд, затем лампы переходят в обычный режим непрерывного свечения. Блинкующие стоп-сигналы (to blink– моргать, мерцать) значительно эффективнее привлекают к себе внимание водителей других автомобилей и способствуют предотвращению возникновение аварийной ситуации.

Технические характеристики

Принцип работы

Питание на устройство поступает через защитный диод VD4. Далее происходит фильтрация питающего напряжения RC-фильтром на элементах R10, C6, C7. Устройство собрано на двух таймерах 555 (DA1 и DA2). Таймер DA1 включен по схеме одновибратора, а DA2 – по схеме мультивибратора. При подаче напряжения питания запускается мультивибратор DA2. Частота его импульсов, а, следовательно, частота вспышек ламп стоп-сигналов определяется элементами C4, R6 и R7. Подстроечным резистором R6 можно оперативно регулировать эту частоту. Одновременно с мультивибратором DA2 включается одновибратор DA1. Он вырабатывает одиночный импульс длительностью от 0,5 до 3 секунд. Длительность импульса зависит от элементов C2, R3 и R2. Её можно изменять при помощи подстроечного резистора R2. Одиночный импульс, вырабатываемый DA1, является запускающим для мультивибратора DA2. После окончания импульса на выходе 3 таймера DA1 появляется напряжение низкого уровня, которое через диод VD2 и резистор R4 поступает на времязадающий конденсатор C4 мультивибратора DA2 и принудительно устанавливает на нем напряжение, близкое к нулю, тем самым, запрещая дальнейшую выдачу импульсов на вывод 3 таймера DA2. Импульсы с выхода 3 таймера DA2 через резисторы R8 и R9 поступают на транзистор VT1, нагрузкой которого является реле К1. Коммутация сигнальных ламп осуществляется нормально замкнутыми контактами реле. Элементы R1, C1 и VD1 необходимы для быстрого перезапуска таймера DA1. Таким образом, при подаче питания с выключателя сигнала торможения устройство выдает на лампы серию импульсов, частота следования которых задается положением движка R6, а продолжительность импульсной работы определяется положением движка R2. После окончания серии импульсов устройство переходит в обычный режим непрерывного горения ламп. Замыканием контактов 1-2 переключателя SW1 осуществляется выключение импульсного режима горения стоп-сигналов. Замыканием контактов 2-3 переключателя SW1 осуществляется включение импульсного режима горения стоп-сигналов. Устройство может располагаться, например, в багажнике автомобиля в непосредственной близости к стоп-сигналам.

Конструкция устройства

Устройство выполнено на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита с размерами 60х40мм, высота в собранном виде 25мм. Конструкция предусматривает установку платы в корпус, для этого предусмотрены монтажные отверстия по краям платы под винты 2,5 мм. Для удобства подключения источника напряжения (от концевика педали тормоза и массы автомобиля) и нагрузок (ламп стоп-сигналов) на плате предусмотрены посадочные места под штыревые контакты или клеммные винтовые зажимы.

Дополнительная информация

Устройство управления стоп-сигналами автомобиля поставляется в виде набора компонентов, печатной платы и инструкции по сборке. Поэтому сделать мигающий стоп сигнал своими руками очень просто. NM5403 одинаково хорошо работает как с обычными лампами накаливания, так и со светодиодными.

"В мигающих стоп-сигналах скрыт огромный потенциал по сокращению ДТП, считает глава аналитической службы немецкого транспортного агентства Dekra Йорг Олгримм. По его словам, мигающие стоп-сигналы способны значительно сократить число столкновений с впереди идущей машиной, на долю которых приходится около 20% всех ДТП". Сейчас многие модели современных автомобилей уже с завода оснащены мигающими стоп сигналами (основными или дополнительными).

Что потребуется для сборки

  • Изучите, пожалуйста, закладку СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ: это поможет Вам в полной мере использовать возможности устройства.

Порядок сборки

  • Описан в инструкции.
  • Пожалуйста, уделите особое внимание качеству пайки. Устройству предстоит работать в автомобиле и переносить жару и морозы. Используйте паяльные флюсы и хорошо пропаивайте каждый контакт. Олово должно равномерно растекаться вокруг ножек компонентов.
  • После пайки плату надо промыть спиртом или другим раствором для очистки от остатков флюса.
  • Для повышения надежности при эксплуатации плату после проверки и настройки рекомендуется покрыть слоем защитного лака, который можно приобрести в магазинах электронных компонентов. Например, Cramolin Plastik

Вопросы и ответы

  • Можно ли приобрести собранное и готовое к работе устройство NM5403
    • Добрый день! Данное устройство продается в в виде набора компонентов для самостоятельной сборки. Сборка простая и не вызывает трудностей

Ниже представлены схемы электрических соединений стоп-сигналов в задних фонарях и стояночного тормоза (ручника) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 как с низкой так и с высокой панелью приборов.

Схема электрических соединений стоп-сигналов и стояночного тормоза автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (с низкой панелью)
схема электрических соединений стоп-сигналов и стояночного тормоза автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (с высокой панелью)

Включение-выключение стоп-сигналов происходит при помощи , расположенного под педалью тормоза.

Примечания и дополнения

— На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1995 г. в. в электрическую цепь лампы STOP и лампы уровня тормозной жидкости было встроено реле-прерыватель. При падении уровня тормозной жидкости в бачке лампы прерывисто мигали.

— Сигнальные лампы в щитке и на панели приборов

Табло STOP загорается при включении одного из сигнализаторов неисправностей без устранения которой запрещается дальнейшее движение (например, падение уровня в бачке с тормозной жидкостью).

Лампа — сигнализатор уровня тормозной жидкости. Загорается при падении уровня в бачке с тормозной жидкостью.

Лампа — сигнализатор стояночного тормоза (ручника) . Загорается при поднятии ручника.

Лампа неисправности сигналов торможения («стопов»). Загорается при перегорании лампочек в стоп-сигналах задних фонарей автомобиля или лампочек габаритного света.

В одной из наших статей мы уже начинали разговор на тему стоп-сигнала с динамической подсветкой, а если быть точнее, то мы рассматривался стоп-сигнал у которого индикация была в виде бегущих огней. Смотрите статью «Стоп-сигнал бегущие огни ». Все ничего, но кому-то достаточно и того, что стоп - сигнал просто будет мигать. Это также привлечет внимание водителей, при этом схема будет в чем-то даже несколько более простая. Итак, в этой статье мы как раз и хотели поговорить о втором варианте, о мигающем стоп-сигнале и не более того!

Еще раз повторимся, когда скажем о том, что такой стоп-сигнал может будет смотрится при работе более просто нежели его "собрат", но при этом и принципиальная схема будет более простая. Как говорится не бывает минусов без плюсов. Также надо заметить, что данное мигание светодиодов в стоп - сигнале может подстраиваться по частоте. Это обеспечивается подбором соответствующего конденсатора, вернее изменением его емкости. Чтобы не быть голословным, давайте рассмотрим схему и перейдем к ее описанию.

Электрическая схема стоп-сигнала мигающего своими руками (Вариант 1)

За основу электрической схемы мигающего стоп-сигнала взята часть уже рассмотренного нами варианта - это стоп-сигнал с бегущими огнями. Об этой схеме мы упоминали чуть ранее. Сердцем схемы является микросхема КА561ЛА7. На ней реализован мультивибратор, вернее на 2 ее элементах. На третьем логическом элементе реализован инвертор, который отделяет мультивибратор от аналоговой схемы, что позволяет получить более четкий (цифровой) сигнал на выходе. При этом частоту для мультивибратора задает конденсатор. Чем меньше емкость, тем чаще будет происходить мигание, чем больше емкость конденсатора, тем соответственно наоборот, реже будут мигать светодиоды стоп-сигнала. На частоту мерцания также влияет и резистор, так как именно через него происходит зарядка разрядка конденсатора.
После получения импульсов от микросхемы, переходим от управляющей части к силовой. Так, управляющий сигнал приходит на базу транзистора КТ816Б. При каждой положительной полуволне транзистор будет открываться, тем самым пропуская через себя ток. Таким образом транзистор будет управлять уже значительно большим током, чем могла бы выдать микросхема. А значит, позволит подключить цепочку светодиодов. Но для того, чтобы светодиоды не сгорели от высокого напряжения, необходимо применить микросхему КР142ЕН 5 Б. По факту это стабилизатор напряжения на 5 вольт, о нем мы рассказывали в другой нашей статье "Как получить 5 вольт из 12 вольт".

(Принципиальная электрическая схема мигающего стоп-сигнала)

Именно так и замыкается логическая цепочка, когда все элементы стоп-сигнала работают на одно дело, на то, чтобы светодиоды мигали при подаче напряжения на схему.

Если у вас будет применяться штатный стоп-сигнал, который уже установлен на машине и работает от 12 вольт, то соотвественно применение микросхемы КР142 ЕН 5 Б вам не потребуется. Вы сразу можете подключиться к эмитеру транзитора, как к плюсовому потенциалу, а минус взять с кузова. В этом случае схема мигающего стоп-сигнала будет выглядеть несколько проще, чем представлена на рисунке. Вместо группы светодиодов с резисторами, соответственно будет установлен штатный стоп-сигнал.

Теперь давайте разберем, какие радиодетали можно применить или на какие можно заменить штатные элементы, если таковых нет в наличии.

Радиодетали и их возможные аналоги применяемые в схеме мигающего стоп-сигнала своими руками

Начнем с микросхемы. В качестве аналога можно применить разработку американских инженеров, а именно CD4011A (Texas instruments). На самом деле чисто американскую микросхему вы вряд ли достанете, а вот ее китайских собратьев встретите наверняка.

Конденсатор C1 для перменного тока, напряжением от 16 вольт и выше. Резисторы мощность от 0,25 Вт и выше. Микросхему КР142ЕН 5 Б лучше установить на радиатор. В качестве светодиодов подойдут любые светодиоды напряжение 3,3 вольта. Единственное, не забывайте что у вас все же стоп-сигнал, а значит их цвет должен быть красным!
Весь монтаж можно произвести на универсальной монтажной плате, обеспечив соединения гибкими проводниками. Это будет самым простым вариантом. При сборке схема не потребует наладки и настройки, так что просто все соберите внимательно и проверьте перед "запуском".
Единственным минусом такого стоп-сигнала является то, что он мигает от начала до конца, то есть с момента нажатия на педаль и до момента ее отпускания. Более правильно было бы обеспечить мигание в первые секунды, а затем сделать так, чтобы стоп-сигнал стал гореть постоянно. Эту возможность обеспечивает вторая схема, которую мы также приведем далее.

Электрическая схема стоп-сигнала мигающего своими руками (Вариант 2)

Настоящий вариант будет обеспечивать мигание на первых секундах, а затем лампы станут гореть постоянно. Схема выполнена на двух микросхемах NE 555 - это два таймера. Вначале сигнал приходящий на транзистор приходит как и в первом случае импульсно, а затем на базе присутствует постоянный потенциал. В итоге, реле перестает переключаться и замыкает свои контакты.
Здесь необходимо сказать об особенностях схемы. Если вы захотите исключить ее влияние, то достаточно будет переключить выключатель SW1 в положение 1-2. Однако здесь все же будет задействован транзистор и реле.

Для увеличения схемы мигающего стоп - сигнала кликните по изображению. Все остальные применяемые детали вы можете узнать если раскроете схему, и прочитаете маркировку под ней.

Вот так будет выглядеть монтажгая плата, хотя опять все можно сделать и на универсальной монтажной плате.

Это вид уже готового стоп-сигнала со стороны дорожек...

Со стороны монтажа радиодеталей...

Подводя итог о мигающем стоп-сигнале своими руками

Как видите, реализовать мигающий стоп-сигнал можно как минимум несколькими способами. При этом его функциональность будет незначительно различаться. Самое главное, что хотелось бы отметить, так это то, что все вышеприведенные варианты вполне можно реализовать самому. При этом детали вполне доступные, а схемы не такие уж сложные. Также отмечаем и то обстоятельство, что в схемах не задействованы программируемые контроллеры, а значит о их программировании речи тоже не идет.
Нам осталось пожелать, чтобы вы определились с вашим вариантом, и реализовали его. При этом чтобы мигающий стоп-сигнал служил вам исправно и долго, помогая тем самым на дороге!