Причины диссидентского движения. Диссиденты в ссср — идеология, борьба, значение движения. Направления диссидентского движения

Распространению идей инакомыслия и правозащитного движения в СССР содействовал самиздат, подпольное издание и распространение машинописных сообщений о фактах нарушении прав человека, который был формой преодоления государственного контроля над распространением информации. Идеология инакомыслия также подпитывалась передачами зарубежных радиостанций, вещавшие на СССР (американские «Свобода» и «Голос Америки», английская Би-Би-Си, германская «Немецкая волна» и др.).

Правозащитное движение в СССР активизировалось после ареста в 1965 московских литераторов – Ю.М.Даниэля и А.Д.Синявского , публиковавших свои произведения за рубежом. В знак протеста против их ареста 5 декабря 1965 на Пушкинской площади в Москве впервые прошел «митинг гласности», который считается днем рождения правозащитного движения в Советском Союзе.

В конце 1960-х правозащитное движение развивалось в виде индивидуальных и коллективных обращений граждан в защиту свободы слова и печати, свободы убеждений, против политических преследований, адресованных руководству СССР. Так, письмо, адресованное Л.И.Брежневу , было протестом против намечающейся тенденции к политической реабилитации Сталина, его подписали композитор Д.Д.Шостакович , 13 академиков (в том числе А.Д.Сахаров), знаменитые режиссеры, артисты, художники, писатели, старые большевики. В 1967 самиздат распространил обращение А.И.Солженицына к съезду советских писателей с обличением цензурных притеснений в литературе и гонений на неугодных литераторов. В августе 1968 в знак протеста против ввода войск СССР и других стран Варшавского договора в Чехословакию восемь советских правозащитников впервые провели демонстрацию на Красной площади в Москве. Среди них – Лариса Богораз, Павел Литвинов и Наталья Горбаневская.

В 1980 академик А.Д.Сахаров, выступивший с осуждением ввода советских войск в Афганистан , был отправлен в ссылку в Горький (ныне – Нижний Новгород). Он и его жена Е.Г.Боннэр вернулись из ссылки в1987 после начала процесса перестройки, инициированной М.С.Горбачевым .

После распада СССР и обеспечения в России основных прав и свобод человека основной формой правозащитной работы стали общественные юридические приемные. В новых условиях отпала необходимость в самиздате, зарубежные радиоголоса утратили свою привлекательность. Прекратились преследования верующих, было удовлетворено требование свободы выезда из страны и возвращения в нее, требование национального равноправия для советских союзных республик решилось их превращением в независимые государства. Глава 2 Конституции РФ провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

В новых условиях в России появились новые средства защиты от беззаконий – обращение в суд с иском на должностных лиц, а также коллективные формы протеста – пикеты, демонстрации, забастовки. Определилась новая структура правозащитного движения. Комитеты солдатских матерей, Общество «Мемориал», «Общероссийское движение за права человека», «Молодежное правозащитное движение», Международное общество прав человека имеют свои отделения во многих регионах. Эти организации занимаются как всем спектром прав человека,так и защитой какого-то одного права, например, прав пациентов медицинских учреждений на доброкачественное лечение или права определенной группы населения или жителей определенной территории.

С 1998 правозащитники осуществляют мониторинг положения с правами человека в каждом регионе России, составляют ежегодные доклады. Они ведут свою деятельность вместе с экологами, с женскими и молодежными организациями, с организациями, работающими в социальной сфере (Конфедерация обществ потребителей, общества инвалидов, обманутых вкладчиков и т.д.), а также политическими партиями («Яблоко », Союз правых сил).

МХГ входит в Международную Хельсинкскую федерацию по правам человека, которая объединяет аналогичные организации 37 стран и активно работает в России. Открыли свои представительства в России Human Rights Watch – Helsinki и Международная амнистия. Существенно изменилось взаимодействие правозащитников с федеральными и местными властями. В 1990 в Верховном Совете Российской Федерации был создан Комитет по правам человека, который возглавил С.А.Ковалев; после роспуска ВС в октябре 1993 Ковалев возглавил созданную указом Б.Н.Ельцина Комиссию по правам человека при президенте Российской Федерации. Указ от 13 июня 1996 рекомендовал главам субъектов РФ создать в своих регионах комиссии, аналогичные президентской комиссии по правам человека; в большинстве регионов такие комиссии созданы.

Конституция 1993 установила должность парламентского уполномоченного по правам человека (омбудсмана). Появились уполномоченные по правам человека в нескольких субъектах Российской Федерации, а в некоторых – и специальные уполномоченные по правам ребенка .

Людмила Алексеева

Главная > Документ

ТЕМА 22. ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР 1. Понятие диссидентства. - Диссидент (лат. несогласный, инакомыслящий) - это гра-жданин, не разделяющий господствующую в обществе офици-альную идеологию. - Диссидентство - это движение советских граждан, оппози-ционно настроенных по отношению к политике властей и ста-вивших целью либерализацию политического режима в СССР. - Инакомыслие имело место в советском обществе на протяжении всей истории существования СССР. - В 1920-1930-е гг. существовала критически мыслящая рус-ская дореволюционная интеллигенция и не разделявшие сталин-скую политику старые большевики, которые были уничтожены в ходе массовых политических репрессий. - В 1940-1950-е гг. охватившее часть творческой интелли-генции и молодежи инакомыслие, также было подавлено ре-прессивно-карательными органами. 2. Хронологические рамки диссидентского движения. - Середина 1960-х - первая половина 1980-х гг. 3. Причины возникновения диссидентского движения. - Несоответствие провозглашенных в Конституции СССР прав и свобод граждан реальному положению дел. - Отход советского руководства от политики десталиниза-ции (оттепели). - Подписание Советским Союзом Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки, за-фиксировавшего обязательства соблюдать права человека. - Острая идеологическая борьба в условиях «холодной войны». 4. Социальная база диссидентского движения. - Незначительна, несколько тысяч участников в основном из числа творческой интеллигенции. 5. Состав диссидентского движения. - По своему составу диссидентское движение было неодно-родным и включало в себя: 1) Национальное движение, боровшееся за национально-государственную независимость отдельных народов. 2) Религиозное движение, выступавшее за свободу совести и вероисповедания. 3) /Движение за выезд на историческую родину (евреи, немцы). 4) Правозащитное движение, боровшееся за соблюдение прав человека. 6. Идейные направления диссидентского движения. I. Историк Рой Медведев: либерализация советского общест-венного строя путем правительственных реформ - за социализм с человеческим лицом. II. Физик Андрей Сахаров, «Размышления о прогрессе, мир-ном сосуществовании и интеллектуальной свободе»: мирное сближение двух общественно-политических систем в единое плюралистическое общество - за конвергенцию социализма и капитализма. III. Писатель Александр Солженицын, «Открытое письмо вождям Советского Союза»: возвращение к национальным до-революционным ценностям и нормам жизни - за установление сословной беспартийной монархии, возрождение православия, семьи и величия России. 7. Цели диссидентского движения. - Демократизация (либерализация) общественно-политичес-кой жизни в СССР. - Предоставление населению реальных гражданских и поли-тических прав и свобод (соблюдение прав и свобод гражданина и человека в СССР). - Отмена цензуры и предоставление свободы творчества. - Снятие «железного занавеса» и установление тесных кон-тактов с Западом. - Недопущения неосталинизма. - Конвергенция социалистической и капиталистической об-щественных систем. 8. Методы борьбы диссидентов. - Направление писем и обращений к официальным властям. - Издание и распространение рукописных и машинописных изданий - самиздат. - Публикация произведений за рубежом без разрешения со-ветских властей - тамиздат. - Создание нелегальных организаций (групп). - Организация открытых выступлений. 9. Основные события, связанные с диссидентским дви-жением. - 1965 г., суд над писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, опубликовавшими свои произведения на Западе без разрешения властей. - Демонстрация в День Советской Конституции (5 декабря) на Пушкинской площади в Москве 200 человек под лозунгом «Уважайте Советскую Конституцию!» в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля, положившая начало правозащитному движению в СССР. - 1968 г., начало издания под редакцией Натальи Горбачев-ской машинописного бюллетеня «Хроника текущих событий», публиковавшего материалы о нарушении прав человека в СССР. - 1968 г., акция протеста на Красной Площади 7 человек против ввода советских войск в Чехословакию под лозунгом «За вашу и нашу свободу!». - 1970 г., создание первой правозащитной организации -Комитета прав человека в СССР, в состав которого вошли Анд-рей Сахаров, Александр Солженицын, Александр Галич и др. - 1974 г., высылка из СССР Александра Солженицына. - 1974 г., выступление на Балтийском флоте группы моряков корабля «Сторожевой» под руководством капитана Валерия Саблина. - 1976 г., создание физиком Юрием Орловым Группы содей-ствия выполнению Хельсинкских соглашений. - 1980 г., ссылка в г. Горький академика А. Д. Сахарова. - Начало 1980-х гг., массовые аресты диссидентов, привед-шие к ликвидации диссидентского движения в СССР. 10. Борьба советских властей с диссидентским движе-нием. - Борьбой с диссидентским движением занималось создан-ное по инициативе Ю. В. Андропова 5-е управление Комитета государственной безопасности. - Основными мерами подавления диссидентства были: 1) Уголовное преследование и заключение в места лишен] свободы. 2) Запрет на творческую деятельность. 3) Помещение в психиатрические лечебницы. 4) Высылка за границу. 11. Причины слабого распространения диссидентского движения в СССР. - Укорененность в сознании народа советских реалий. - Относительное материальное благополучие жизни совете граждан по сравнению с временем войны, голода и репрессий. - Нелегальное положение диссидентов, отсутствие возможности открытого распространения своих идей. - Наличие у государства мощного репрессивно-карательно и идеологического аппарата, направленного на подавление диссидентского движения. - Идейная и организационная разобщенность диссидентов. 12. Значение диссидентского движения. - Было проявлением гражданской позиции советских люде в условиях несвободы. - Стало зарождением первых элементов гражданского обще-ства в условиях тоталитарного режима. - Расшатывало тоталитарный (коммунистический) режим в СССР. - Создавало предпосылки для либерализации советской сис-темы в будущем (в период перестройки). - Использовалось Западом для давления на СССР.

Правозащитное движение -- часть диссидентского движения в СССР, сосредоточенная, прежде всего, на отстаивании гражданских прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией СССР (свобода слова, печати, демонстраций, ассоциаций и др.), вне зависимости от их принадлежности к каким-либо социальным, национальным или мировоззренческим группам (в отличие от других фракций диссидентского движения, отстаивавших те или иные социально-политические проекты -- монархический или левосоциалистический, требовавших самоопределения и отделения отдельных территорий и др.). Под правозащитной деятельностью, главным образом, понималась деятельность, направленная в защиту прав других людей высказывать собственное мнение и жить по своему усмотрению, даже если это мнение и этот образ жизни не совпадают с мнениями и образом жизни самих правозащитников.

Возникновение диссидентства

диссидентский власть оппозиция

В конце 50-х гг. в Советском Союзе обозначились зачатки явления, которое спустя несколько лет превратится в диссидентство. Диссидентами называли тех представителей общества, которые открыто, выражали несогласие с общепринятыми нормами жизни в стране и предпринимали конкретные действия, подтверждая свою позицию. Диссидентство как общественно-политическое явление являлось порождением самой системы организации советского общества. И было одним из ярких направлений нравственного сопротивления тоталитаризму. Существовало несколько направлений диссидентских движений, самое масштабное это правозащитное движение, также религиозные течения и национальные движения. Особенно активно в 60-е годы была молодёжь, она хотела знать правду об истории террора в Советской России, требовала открытых дискуссий на политические темы. В некоторых университетах страны проходили встречи с выжившими в годы репрессий, новое поколение стремилось понять ошибки предшественников. Диссиденты 1960-х по своему поколенческому составу достаточно отчетливо делятся на два потока. Первый поток -- маргинальная молодежь начала 1960-х, чье становление приходится в первые годы после ХХ съезда, а первые публичные общественные проявления, -- Маяковка, СМОГ, -- в начале 1960-х. Второй поток -- средний и высший слой интеллигенции "военного" и более старших поколений, уже вписавшихся в систему. Пассивное, но категорическое неприятие идеологического официоза "старшими диссидентами" формируется задолго до выступлений "молодых маргиналов", еще в 1940-е, но в активное противостояние режиму большинство из них оказывается втянутым несколько позже -- лишь с середины 1960-х. Вторая половина 1960-х -- это время слияния обоих поколенческих потоков в единую диссидентскую среду на основе опыта противостояния, имевшегося у "маргиналов" и ценностных установок "старших". Следующее диссидентское поколение, оно же последнее, -- это "диссиденты по наследству", молодые люди второй половины 1970-х, которые уже не участвовали в выработке диссидентской системы ценностей, а получили ее в готовом виде и начали создавать на ее основе некую герметическую субкультуру ("культура котельных"). По данным известных исследователей в 1967г. на территории СССР насчитывалось более 400 неофициальных студенческих групп различного направления (от либералов и народников до неофашистов), которые находились фактически в оппозиции режиму. Ко второй половине 60-х гг. относится формирование и такой формы протеста, как создание фондов материальной помощи политзаключённым и их семьям. 1968 г. стал годом становления правозащитного движения. С 1969 г. диссидентское движение обретает более чёткие организационные формы. В мае того же года была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация, неконтролируемая властями, - Инициативная группа (ИГ) защиты прав человека (просуществовала до 1972г.) в СССР. Деятельность ИГ сводилась к расследованию фактов и составлению обзоров о нарушении прав человека, требованиям освобождения узников совести и заключённых спецбольниц. Большим практическим результатом деятельности ИГ стало предание гласности данных о политических преследованиях в СССР. Появление ИГ стимулировало возникновение и деятельность аналогичных ассоциаций и кружков в других городах и республиках.

В 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Инициаторами были физики В. Чалидзе, А. Твердохлебов и академик А.Д. Сахаров. Комитет стал первой независимой общественной организацией по правам человека, получившей официальное признание: в июле 1971 г. он стал филиалом Международной лиги прав человека - неправительственного объединения, имеющего статус консультативного органа при ООН, ЮНЕСКО и МОТ. Ко второй половине 60-х гг. относится формирование и такой формы протеста, как создание фондов материальной помощи политзаключённым и их семьям.

Особым явлением 60-70-х гг. были национальные движения. Их характерные черты: массовость, наличие признанных лидеров, конкретных программ достижения главной цели - национального освобождения, связь с зарубежными центрами, довольно широкий социальный состав и реальные результаты деятельности.

В середине 60-х гг. в Ленинграде был основан Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов (ВСХСОН) во главе с Н. Огурцовым, члены которого утверждали, что существующий строй представляет собой разновидность государственного монополистического капитализма и тоталитаризма, перерождающегося в крайнюю форму деспотии. ВСХСОН видел единственный путь освобождения народа от коммунизма - вооружённый, поэтому в 1967 - 1968 гг. прошли массовые процессы над подпольщиками социал-христианами.

Диссидентское движение в СССР пришлось на 60 - 80 годы ХХ века. Диссидент - несогласный, инакомыслящий, человек, обладающий иным мировоззрением, отличающимся от принятых норм идеологии, господствующей в стране. Сегодня стало очень модным все неудачи внешней и внутренней политики списывать на деятельность диссидентов, но это не соответствует действительности, поскольку большая часть этих людей искренне желала добра своей стране. Суть диссидентского движения заключалась в борьбе за права человека. Их представители никогда не говорили, что СССР это плохая страна или нужно провести революцию против действующей власти. Речь шла только о том, что действующая система управления внутри страны мешает эффективному развитию.

Для понимания сути достаточно даже взять пример с письмом 1970 года академика Сахарова руководству страны. Ведь в нём не говорится ничего кроме того, что действующая система управления мешает развитию гражданской науки и техники. Но даже если посмотреть на военную область, где СССР активно участвовал в гонке вооружения с США, то и там действующая система управления страной давала сбои. Много говорится о том, что гонка вооружений шла, и итоги ее сторон были примерно равны. Но никакой гонки вооружения в принципе быть не должно, поскольку еще в 60-е годы Челомей разработал несколько элементов стратегической обороны и наступления, которые позволяли обогнать западные страны в военном смысле лет на 40 лет. Но именно система управления времен Хрущева и Брежнева заблокировала эти идеи. Я привел данные пример для того чтобы продемонстрировать, что система управления страной действительно была неэффективной, и это рано или поздно должно была вылиться в ответную реакцию населения. Это и произошло в виде диссидентов, которые были незначительной группой людей по численности (не боле 100 тыс человек на всю страну), но которые видели недостатки своей страны, и предлагали эти недостатки решать, чтобы у людей в стране появились реальные права, а сама страна начала эффективно развиваться во всех направлениях.

Причины зарождения

СССР в 60 - 80 годы оставался страной, где по-прежнему господствовала одна идеология и одна партия. Любое отклонение от норм, принятых в Советском обществе, осуждалось, поэтому любые попытки демократических основ, даже самых минимальных, всегда пресекались. Диссидентское движение в СССР стало ответом на ужесточение позиций государства. С каждым годом, особенно это относится к брежневской эпохе, в СССР становилось всё больше проблем, но ответом государства было не решение этих проблем, а сглаживание их, прежде всего, путем ужесточении обстановке внутри страны. Это выражалось в подавлении любого инакомыслия. Собственно это и послужило причиной образования диссидентства, основные деятели которого говорили о необходимости решение тех многочисленных проблем, которые реально возникают перед государством.
Диссидентское движение никогда не было политическим. Оно было нравственным . Вокруг этого движение сегодня возникает множество споров, но важно понимать, что оно не было однозначным и однородным. Среди несогласных людей были предатели страны, но были и те, кто желал стране лучшего.

Этапы становления

Основные этапы развития диссидентства и инакомыслия в СССР:

  • 1964-1972 - Генезис.
  • 1973-1974 - Непосредственное зарождение. Первый кризис.
  • 1974-1979 - Получение международного признания, а также денег из заграницы.
  • 1980-1984 - Второй кризис. Разгром движения.

Генезис характеризуется зарождение в самой идеи, что советская идеология не является идеальной. Во многом это стало возможным из-за политики КПСС, которая после Хрущева фактически преследовала интересы правящей номенклатуры, а не государства в целом. Это привело в конечном итоге к застою, но застою не экономическому, а застою в плане развития.

Состав движения

Диссидентское движение в СССР в 60-80 годах прошлого века можно разделить на три большие категории:

  • Социал-демократы. Наиболее яркие представители Рой и Жорес Медведевы. Эта группа занималась критикой действующей власти с точки зрения марксистской идеологии. То есть они говорили, что происходящие в СССР не является социалистическим государством, и на самом деле Маркс имел совершенно другое в виду. Отчасти они были правы, но следует понимать, что марксистская идеология была исключительно теоретической, а СССР существовал на практике.
  • Либералы. Наиболее яркий представитель - академик Сахаров. К этой группе относятся ученые, которые с научной точки зрения доносили свое видение проблем внутри страны. Главная их претензия заключалась в том, что действующая партийная система и действующая система власти не позволяет стране развиваться и не позволяет развиваться прежде всего науке. В этом они были правы. Достаточно просто посмотреть на количество нобелевских лауреатов по техническим областям, чтобы всё стало на свои места. В 50-е годы у СССР 3 лауреата по физике и 1 по химии. В 60-е годы у СССР 3 лауреата по физике, никого по химии. В 70-е годы у СССР 1 лауреат по физике, никого по химии. В 80-е годы у СССР не было ни одного лауреата по физике и химии.
  • “Почвенники”. Яркий представитель Солженицын. Учениками можно назвать людей, которые выступали с точки зрения христианской идеологии и самобытности России. Именно с этих двух категорий они критиковали действующую систему.

В некоторых учебниках можно найти и четвертую категорию диссидентов - правозащитники. Это люди, которые выступали с защитой диссидентов, пострадавших от власти, а также выступали с защитой прав человека в СССр и с требованием о соблюдении действующей конституции, по которой в стране была свобода слова, печати, митингов и так далее. Яркими представителями правозащитников являются Ковалёв и Якунин.

Правозащитники

Правозащитное направление диссидентского движения зародилось 5 декабря 1965 года. В этот день на Пушкинской площади в Москве состоялась небольшая демонстрация, ключевыми лозунгами которой была защита прав и интересов населения. Эта демонстрация мало где описывается, она была малочисленной и непродолжительной. Фактически через несколько минут после ее начала она была разогнанной милицией.

В дальнейшем правозащитники начали выпускать газету «Хроника текущих событий», в которой описывали все случаи нарушения прав человека в СССР. При этом данная группа диссидентов работала не только в Москве, но и во всех крупных городах страны. Против правозащитников шла борьба со стороны государства, в том числе и через 5-го отдел КГБ. Большинство правозащитников, которые имели активную позицию и активно участвовали в жизни диссидентов, попали в лагеря, психиатрические больницы или были высланы из страны.


Правозащитные организации действовали СССР примерно 15 лет, но существенных изменений в плане прав человека не достигли. Любая эффективная деятельность сопровождалось ответной реакцией властей. Именно это группа людей активно пыталась вовлечь в свою работу западные страны, в частности они постоянно обращались к западным газетам и правительствам с призывом о помощи.

Начало движения

Начало диссидентского движения в СССР берёт в 1965 году с судебного процесса против писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Эти литераторы опубликовали на западе под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак цикл литературных произведений, которые так или иначе критиковали советскую власть. Процесс над ними затянулся, но в феврале 1966 года их осудили на 7 лет по 70 статье Уголовного кодекса СССР. Это была статья «О пропаганде в целях подрыва Советской власти». В защиту литераторов начали поступать письма в центральный комитет партии и в Верховный Совет СССР, но ответом было не смягчения мер, а возбуждение новых дел, но уже против людей, которые их отправляли. Именно с этого всё началось. Стало понятно, что государство не приемлет никакой критики, и не позволяет стране процветать никакому инакомыслию.

Именно процесс над Синявским и Даниэлем, а также последовавшей после этого события, определили ход диссидентского движения в 60 - 80 годы - борьба с помощью литературы и открытых писем в органы управления страной. Одной из форм этого противостояния стало открытое письмо Сахарова, Турчина и Медведева Советскому руководству в 1970 году. В этом письме говорилось, что Советский Союз значительно отстает от Соединенных Штатов Америки по развитию гражданской науки и техники, и что существующая система управления тормозит общее развитие науки. Это на самом деле было так.


Еврейская проблематика диссидентства

У многих людей есть распространённое заблуждение, что диссидентство в Советском Союзе это исключительно еврейский вопрос. На самом деле это не так. Еврейская проблематика была частью диссидентского движения, но не охватывала его полностью. Заметьте, что в классификации, которую мы приводили в начале статьи, еврейского вопроса вообще нет. Потому что это был локальный вопрос и локальная проблема, которую ни в коем случае не следует раздувать до глобальных и государственных масштабов.

Еврейская проблематика заключалась в том, что государство всячески мешало евреям переселяться в Израиль. Для этого применялись различные меры. Достаточно сказать, что в семидесятые годы было установлено правило, что если человек хочет покинуть СССР и переселиться в другую страну, то он должен компенсировать государству затраты на собственный образование. С одной стороны это шаг абсолютно логичный и правильный, но с другой стороны Советская номенклатура довела эту идею до абсурда. При среднем уровне заработной платы в стране в 120-130 рублей, при переселении человек обязан был выплатить государству 12 000 рублей. То есть это была зарплата среднего рабочего более чем за 8 лет! Естественно эти суммы были не подъемными для населения, и естественно еврейская проблематика в СССР стала обостряться. Достаточно вспомнить, так называемый, «самолетный процесс» в Ленинграде в 1970 году, когда группа еврейских диссидентов пыталась захватить самолет, летевший в Израиль.

Нобелевские лауреаты

Говоря о диссидентах, большое значение и внимание уделяют нобелевским лауреатам. В 1970 году Нобелевскую премию по литературе получил Александр Солженицын, а в 1975 году академик Сахаров получил Нобелевскую премию мира. Оба видные деятели диссидентства. Если имя Сахарова используются не так обширно, то Солженицын и его Нобелевская премия сегодня раскручивается как эпицентр развитие СССР, и эпицентр его критики с правдивой подачей информации. Уже будучи нобелевским лауреатом Солженицын в 1973 году издает свою откровенную фальшивку «Архипелаг Гулаг». Сегодня часто эту книгу преподносят как исторически обоснованную и правдивую. Это не так, и в этом кроется огромный нюанс, который обязательно следует учитывать. Солженицын, в «Архипелаге Гулаг» говорит, что он не основался на исторических документах, а произведение носит исключительно импрессионистский характер. Это важно понимать, поскольку современные общественные деятели, которые пытаются выставить какие-то гипотезы и теории, основываясь на 60 миллионов жертв, обозначенных в «Архипелаге Гулаг», абсолютные профаны и никак не могут реально оценивать события. Ведь Солженицын, еще раз подчеркну, сам сказал, что в его книге нет никаких исторических фактов и документов.


Зачистки

Окончание диссидентского движения в СССР можно отнести к концу 1979 года, когда произошел ввод войск в Афганистан. Практически одновременно с этим событием был арестован академик Сахаров и отправлен в ссылку. После этого в Москве и других крупных городах СССР начались аресты видных деятелей диссидентского движения, большинство из которых в дальнейшем были осуждены. Примерно к концу 1983 года зачистка была полностью подавлено.

Примечательно, что второй этап зачистки диссидентского движения в восьмидесятые годы сводился либо к аресту людей, либо к ссылкам. Излюбленная тактика по помещению людей психиатрические больницы, которая активно применялась в 60 и 70 годах, на этот раз не использовалась.

Благодаря аресту видных деятелей, диссидентское движение в СССР было полностью подавлено.

Освещение на западе

Очень важным является то, как диссидентское движение преподносилась на западе. Сегодня принято говорить о том, что Запад всегда поддерживал диссидентские движения, а также защищал людей, пострадавших от советского режима. На самом деле это было не так, поскольку диссидентское движение было неоднородным. Запад в бесспорно поддерживал тех людей, которые занимали прозападные позиции, но этот же Запад абсолютно никак не реагировал, например, но преследование русских патриотов, к которым Советское правительство чаще применяла жестокие меры, чем в отношении прозападных агентов. Западные страны поддерживали только те движения внутри СССР, которые отвечали их интересам, и которые в глазах общественного мнения превозносили роль США и других западных стран.

КГБ и его роль

Для борьбы с диссидентами в КГБ был создан 5 отдел. Это важно отметить, поскольку это лишний раз подчеркивает, что проблема диссидентства в СССР была серьёзный, поскольку пришлось создавать целый отдел на базе КГБ. С другой стороны на определенном этапе развития государственности у КГБ появилась реальная необходимость в развитии диссидентского движения. Ведь этот Пятый отдел фактически мог существовать только при наличии диссидентов, и победа над ними означала автоматическое окончание работы данного отдела. Это важно понимать, поскольку это характерная черта советской действительности и советского аппарата управления. Людей назначают в пятое отделение, им назначается для работы целое направление внутри страны. То есть у людей появляется реальная власть. Как только они победят диссидентов, то есть выполнят ту задачу, ради которой и создавался отдел, их расформируют, а людей вернут на другие должности в другие отделы, которые работают по своим нормам и правилам, и где эти люди уже не будут обладать той властью, которая у них есть здесь и сейчас. Именно поэтому в семидесятые годы интересы КГБ и США фактически совпали - они поддерживали либеральный диссидентов. Почему именно их? Причины у каждого были свои:

  • США. Эта страна всегда поддерживает только тех, кто преклоняется перед ее системой.
  • КГБ. Диссидентское движение было 3 направлений в СССР: либералы, марксисты и ученые. Наименьшую опасность из них представляли либералы, поскольку марксисты критиковали государство с точки зрения идеологии, что было недопустимым, а ученые представляли элиту страны, получение критике от которой точно также было нежелательно. Поэтому развитие любого направления диссидентства, кроме либерального, вызвало бы отрицательную оценку работы КГБ со стороны партии. Поэтому курс был взят примерно следующий - марксистов и учёных будем приструнять, а либералов на время оставим в покое

Профессор Фурсов, например, говорит о том, что примерно половина всех диссидентов в СССР стучали друг на друга в КГБ. Поэтому при острой необходимости и желании работать, Комитет государственной безопасности Советского Союза мог уничтожить диссидентское движение достаточно быстро и безболезненно. Но таковой была Советская реальность и советская система управления, когда нежелательные элементы были вредны для государства, но борьба с ними противоречила интересам правящих кругов. Это и было главным итогом брежневского правления, когда правящая номенклатура преследовала свои интересы, а не государственные.

Диссидент (лат. несогласный, инакомыслящий) - это гра­жданин, не разделяющий господствующую в обществе офици­альную идеологию. Диссидентство - это движение советских граждан, оппози­ционно настроенных по отношению к политике властей и ста­вивших целью либерализацию политического режима в СССР. Инакомыслие имело место в советском обществе на протяжении всей истории существования СССР. В е гг. существовала критически мыслящая рус­ская дореволюционная интеллигенция и не разделявшие сталин­скую политику старые большевики, которые были уничтожены в ходе массовых политических репрессий. В е гг. охватившее часть творческой интелли­генции и молодежи инакомыслие, также было подавлено ре­прессивно-карательными органами.


Причины возникновения диссидентского движения - Несоответствие провозглашенных в Конституции СССР прав и свобод граждан реальному положению дел. - Отход советского руководства от политики десталиниза­ции (оттепели). - Подписание Советским Союзом Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки, за­фиксировавшего обязательства соблюдать права человека. - Острая идеологическая борьба в условиях «холодной войны».


Состав диссидентского движения По своему составу диссидентское движение было неодно­родным и включало в себя: 1) Национальное движение, боровшееся за национально-государственную независимость отдельных народов. 2) Религиозное движение, выступавшее за свободу совести и вероисповедания. 3) Движение за выезд на историческую родину (евреи, немцы). 4) Правозащитное движение, боровшееся за соблюдение прав человека


Цели диссидентского движения - Демократизация (либерализация) общественно- политичес­кой жизни в СССР. - Предоставление населению реальных гражданских и поли­тических прав и свобод (соблюдение прав и свобод гражданина и человека в СССР). - Отмена цензуры и предоставление свободы творчества. - Снятие «железного занавеса» и установление тесных кон­тактов с Западом. - Недопущения неосталинизма. - Конвергенция социалистической и капиталистической об­щественных систем.


Методы борьбы диссидентов - Направление писем и обращений к официальным властям. - Издание и распространение рукописных и машинописных изданий самиздат. - Публикация произведений за рубежом без разрешения со­ ветских властей - тамиздат. - Создание нелегальных организаций (групп). - Организация открытых выступлений.


Первый период развития диссидентского движения Первым громким политическим процессом нового времени стало в гг. дело писателей А. Синявского и Ю. Даниэля, которые опубликовали за границей под псевдонимами свои литературные произведения, квалифицированные органами КГБ как «антисоветские».




Вскоре после ареста Ю. Даниэля и А. Синявского математик и поэт А. Есенин-Вольпин, считавший, что надо обратиться к властям с требованием соблюдать собственные законы, написал «Гражданское обращение», которое завершалось приглашением на «митинг гласности». Он состоялся в День советской Конституции 5 декабря 1965 г. на площади Пушкина в Москве. Основным его лозунгом стали слова: «Уважайте Конституцию - Основной закон Союза ССР». С 1965 г. молчаливая демонстрация протеста на Пушкинской площади стала традиционной. Формируется новый тип социального поведения, одной из главных черт которого было игнорирование негласных запретов власти, не имевших никакого законного основания. Людей, следующих именно этому типу поведения, стали впоследствии называть «диссидентами».


В феврале 1966 г. А. Синявский был осужден на 7 лет лагерей, а Ю. Даниэль - на 5. Осенью 1966 г. А. Гинзбург закончил составление сборника документов по делу Синявского и Даниэля - «Белой книги», а поэт Ю. Галансков - альманаха «Феникс-66», в который включил статью Ю. Даниэля «Что такое социалистический реализм». Составители сборников и двое их «сообщников» В. Лашкова и А. Добровольский были арестованы. В январе 1968 г. над ними состоялся суд, ставший известным под названием «процесс четырёх». Гинзбург получил 5 лет заключения, а Галансков - 7 лет.


Второй период Окончательно надежды на либерализацию режима рухнули в 1968 г., когда на территорию Чехословакии, провозгласившей курс на демократические и экономические реформы, были введены советские войска. 25 августа 1968 г. на Красной площади в Москве восемь человек: К. Бабицкий, Л. Богораз, В. Делоне, В. Дремлюга, П. Литвинов, В. Файнберг, Н. Горбаневская, Т. Баева- устроили молчаливую сидячую демонстрацию, основным лозунгом которой стали слова «За вашу и нашу свободу». Демонстранты были арестованы сотрудниками милиции и КГБ, избиты и доставлены в отделение милиции. Семеро из них поплатились свободой за участие в акции протеста.


1968 г., начало издания под редакцией Натальи Горбачев­ской машинописного бюллетеня «Хроника текущих событий», публиковавшего материалы о нарушении прав человека в СССР г., создание первой правозащитной организации -Комитета прав человека в СССР, в состав которого вошли Анд­рей Сахаров, Александр Солженицын, Александр Галич и др. Комитет прав человека И.Г. Шафаревич (слева), А.Д.Сахаров, Г.С.Подъяпольский. Москва, 1973


«Диссидентские кухни» заменили многим людям неприемлемые для советского строя институты и учреждения: свободные лектории, выставочные залы для неформального искусства, клубы, бары, службы знакомств, исповедальни, концертные залы. Бурные дискуссии, литературные и музыкальные вечера, семинары по всем отраслям знания, обсуждения новостей, которые невозможно было узнать из советской прессы, и самиздатовской литературы - все это было приметой времени.


Третий период Идейные направления диссидентского движения I. Историк Рой Медведев (ленинско-коммунистическое): либерализация советского общест­венного строя путем правительственных реформ - за социализм с человеческим лицом. II. Физик Андрей Сахаров (либерально-демократическое), «Размышления о прогрессе, мир­ном сосуществовании и интеллектуальной свободе»: мирное сближение двух общественно-политических систем в единое плюралистическое общество - за конвергенцию социализма и капитализма. III. Писатель Александр Солженицын (религиозно- националистическое), «Открытое письмо вождям Советского Союза»: возвращение к национальным до­революционным ценностям и нормам жизни - за установление сословной беспартийной монархии, возрождение православия, семьи и величия России.




Правозащитное движение в СССР в конце 70-х - начале 80-х С начала 70-х гг. аресты правозащитников в столице и крупных городах значительно усилились. Начались особые «самиздатские» процессы. В середине 70-х годов начался новый этап диссидентского и правозащитного движения, который можно назвать «хельсинским» г., выступление на Балтийском флоте группы моряков корабля «Сторожевой» под руководством капитана Валерия Саблина. В 1976 году физиком Юрием Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР.





Борьба советских властей с диссидентским движе­нием Борьбой с диссидентским движением занималось создан­ное по инициативе Ю. В. Андропова 5-е управление Комитета государственной безопасности. Основными мерами подавления диссидентства были: 1) Уголовное преследование и заключение в места лишение свободы. 2) Запрет на творческую деятельность. 3) Помещение в психиатрические лечебницы. 4) Высылка за границу.


Причины слабого распространения диссидентского движения в СССР - Укорененность в сознании народа советских реалий. - Относительное материальное благополучие жизни совете граждан по сравнению с временем войны, голода и репрессий. - Нелегальное положение диссидентов, отсутствие возможности открытого распространения своих идей. - Наличие у государства мощного репрессивно- карательно и идеологического аппарата, направленного на подавление диссидентского движения. - Идейная и организационная разобщенность диссидентов.


Значение диссидентского движения - Было проявлением гражданской позиции советских люде в условиях несвободы. - Стало зарождением первых элементов гражданского обще­ства в условиях тоталитарного режима. - Расшатывало тоталитарный (коммунистический) режим в СССР. - Создавало предпосылки для либерализации советской сис­темы в будущем (в период перестройки). - Использовалось Западом для давления на СССР.