Минин и Пожарский — кто они такие, что сделали на самом деле? Подвиг Минина и Пожарского. Истинные патриоты России Какой подвиг совершили минин и пожарский


Дорогой друг!

Ты держишь в руках книгу, посвященную легендарным людям российской истории – Кузьме Минину (?-1616) и Дмитрию Пожарскому (1578–1642), кому благодарная Россия воздвигла памятник к 200-летию окончания Смуты в 1812 г. и кому каждая российская душа, болеющая за Родину, давно уже поставила памятник в своем сердце.

Действие книги развертывается с осени 1611 г. до октябрьских дней 1612 г. Именно на этот период пришелся пик Смутного времени, охватившего начало XVII в.

После опричнины Ивана Грозного и изнурительной Ливонской войны, которые подорвали силы народа, цари Федор Иоаннович и Борис Годунов пробовали наладить жизнь страны. Но их попытки потерпели неудачу. Тогда власти и феодальные сословия решили найти выход из кризиса в закрепощении крестьянства и посадского люда, что лишь обострило и без того напряженное положение в стране.

Голод начала XVII в., пресечение династии Рюриковичей и появление самозванцев еще более раскачали российский государственный корабль. Волны социальной ненависти, неповиновения холопов и крестьян своим хозяевам захлестывали его. Гражданская война стала закономерным итогом тех лет. А к этому добавилось вторжение на Русскую землю иностранных интервентов: поляков, литовцев, шведов.

Центральная власть стала игрушкой в руках разного рода авантюристов. Катастрофически упали хозяйство, культура, нравственность. Грабежи, воровство, насилие сделались повсеместным явлением. Всеобщая безответственность поразила страну. Многие люди думали лишь о своих эгоистических интересах, не заботясь об общем доме – России. Пятитысячный польский отряд, который поначалу был призван для защиты столицы от Лжедмитрия II, после его гибели так и остался в Москве, готовя почву для занятия русского престола польским королем, Сигизмундом III. Поляки вместе с «воровскими казаками», всякими «лихими людьми» терроризировали и грабили центральную часть страны.

Вот в это-то время, осенью 1611 г., дело спасения Отечества взяли в свои руки истинные патриоты, среди которых были посадские люди, среднее дворянство, государственные, свободные от личной неволи, крестьяне. Большую роль в этом движении сыграла Русская православная церковь. Грамоты из Троице-Сергие-ва монастыря призывали народ подняться на спасение и возрождение Отечества.

Нижний Новгород, крупный торговый и военный центр страны, откликнулся на эти призывы одним из первых. 1 сентября 1611 г. земский староста, посадский человек, торговец мясом Кузьма Минин обратился к согражданам с призывом об организации народного ополчения. Он первым отдал свои сбережения на общее дело. Во главе ополчения встал герой сопротивления польской агрессии, воевода князь Дмитрий Пожарский.

О начале этого народного движения и рассказывается в книге Валентина Костылева. Мы видим, как ополчение формируется и вооружается, как оно отправляется вверх по Волге, к Москве, как во время многонедельного пребывания в Ярославле создается Совет Всея Земли и его власть устанавливается практически над всей Центральной Россией, поддержавшей почин нижегородцев.

В ополчение приходят отряды татар, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов. В его рядах идут вместе православные, мусульмане, язычники. При этом приходится преодолевать эгоизм и карьеризм отдельных вождей, которые также тщились выражать интересы народа. Поистине это движение стало первым этапом в становлении гражданского общества в России, когда люди взяли на себя ответственность за судьбы страны.

Овладение Москвой, предотвращение в ходе тяжелых боев прорыва польского войска к осажденным в Кремле соплеменникам являются заключительным аккордом этой книги.

«Минин и Пожарский» В. Костылева – яркое, взволнованное повествование о драматических и величественных событиях российской жизни, которое, я надеюсь, поможет тебе, юный читатель, познакомиться с одной из славных страниц истории нашего Отечества.

А. Н. Сахаров, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории РАН


Неведомые всадники


Хмурый декабрьский вечер 1610 года. В селе Погост, близ Мурома, к избе старосты опрометью подбежали две женщины и давай барабанить в дверь.

На крыльцо вышел худой седобородый старик.

– Что такое?! – сказал он. – Гляди, как стучат! Неужто ума у вас нет? Чего шумите?

– Ой, беда, Климентьич! Супостаты идут! – заголосили женщины. – Своими глазами видели. Много их!.. Ой, много!

Староста тяжело вздохнул, перекрестился и вдруг, оттолкнув женщин, выбежал на улицу как был – без шапки, в рубахе, несмотря на зимнюю стужу. Подбежал к небольшому колоколу, висевшему на дереве около церкви, и ударил в набат. Тревожно загудел колокол.

Со всех сторон сбегались погостовцы.

– Родимые, братцы мои! – воскликнул староста, обратившись к толпе крестьян. – Наказал и нас Бог. Прут, окаянные, и к нам. Не справиться, братцы, нам с ними, пропали мы. Пожгут они добро наше, а нас всех перебьют. Спасайтесь! Бегите в лес!..



Поднялась суматоха. Многие, кое-как одевшись и укутав в медвежьи тулупы своих ребят, поволокли их на салазках в ближний бор. Но нашлись и такие, что твердо решили не покидать своих жилищ и защищать себя и свое добро до тех пор, пока хватит сил.

– Чего бежать? – рассуждали они. – Не все ли одно: что помереть с голоду в лесу, что быть побитым в бою?! Уж лучше побьемся за свою землю. Пускай запомнят нас разбойники поганые!

Деревня словно вымерла. Опустела улица, все притихло кругом. Погостовцы спрятались в сенях с топорами, вилами и рогатинами, решившись дорого продать жизнь.

На дороге, за околицей, показалась длинная вереница верховых. Впереди ехал знаменосец. Позади шла польская конница, ощетинившаяся копьями.

Вот уже первая пара всадников вступила в село. За нею вторая, третья, четвертая… Кони фыркают, косятся на избы, всадники пришпоривают коней, дергают их за уздцы, с любопытством озираясь по сторонам.

Заунывно прозвучал в пустынной улице протяжный вой трубы. Остановившись среди села, поляки соскочили с коней. Сверкнули вынутые из ножен сабли. Вспыхнули пуки соломы, привязанные к остриям пик. Загремели барабаны. Поляки врассыпную двинулись к избам.

Но тут случилось нечто совершенно неожиданное.

Из леса выскочили какие-то всадники. С гиканьем и свистом налетели они на оставленных польскими гусарами коней, разогнали их. Поляки не сразу сообразили, что случилось. Да и не было им времени соображать: неведомые всадники, не давая опомниться, храбро набросились на них и принялись рубить своими мечами направо и налево.

Но поляков было больше, чем их противников. Успевшие вскочить на коней польские гусары вступили в бой.

В эту минуту погостовские мужики, выбежав из своих засад, тоже напали на гусар с вилами и рогатинами.

Погостовская улица огласилась криками, лязганьем железа, стонами раненых. Люди падали с коней на землю…

Польский отряд, привыкший без боя занимать мелкие селения, не выдержал удара.

Пришлось спасаться бегством. Но не так-то легко было это. Если кому и удавалось ускользнуть с улицы, то на него из-за деревьев неожиданно нападали погостовские жители, сидевшие в лесу. Длинными шестами и дубьем они валили беглецов с коней наземь…

Победа была полная.


Козьма Минин


Всадники, появившиеся из леса на помощь погостовцам, были мирными посадскими людьми Нижнего Новгорода. Они составили несколько вооруженных отрядов, чтобы оберегать свой город от нашествия польских панов. Нижний – богатый приволжский город – был лакомой приманкой для поляков, но благодаря стойкости и сплоченности нижегородских жителей полякам не удавалось овладеть им.

Отрядом, который спас погостовцев от гибели, командовал посадский человек Козьма Минин, немолодой, высокого роста, широкоплечий мужчина.

Одет он был в дорогую мелкотканую кольчугу поверх обыкновенного охабня1
Оха?бень – длинная мужская верхняя одежда.

Какие носили средние посадские обыватели. Голову его прикрывала круглая железная шапка с кожаными наушниками. Вместо сапог у него на ногах красовались новенькие крестьянские лапти.

Теперь, после боя, обнажив курчавую голову и добродушно улыбнувшись, он сказал окружившим его деревенским:

– Вот, братцы, какое дедо-то!.. Где ни сиди, куда ни иди, а всё в оба гляди. Везде они, дьяволы, шныряют. Уж тут-то и не думали их встретить. Ин видишь!

– Спасибо тебе, отец наш родной, спаситель ты наш! – заголосили женщины, падая на колени.

Минин потянул за узду своего коня, попятился.

– Ну полно, полно вам!.. Эй, детинушки! Уймите своих молодух, вразумите их. Не пристало нам в почете таком быть. Наш в том почет, что бьемся мы за Русь и за наш народ. Собирайте-ка лучше порубленных, омойте и завяжите им раны, а убитых с молитвою земле предайте. Вечная им память и вечный покой!

Минин широко перекрестился. Обнажили головы и его ратники, и погостовские мужики.

Погостовцы на руках разносили по избам раненых. Появились сани. На них сваливали убитых, отвозили их в лес. Развели там костры, чтобы отогреть землю.

Козьма Минин объезжал на коне село.

– Коней-то ловите! Пригодятся! Одежонку со шляхты тоже поснимайте, да сабли, да пистоли. Поиграем и мы этими игрушками!

Ратники прислушивались к каждому слову Минина, торопливо выполняя его приказания.

– Трудитесь, трудитесь, – подбадривал своих людей Минин. – Когда-нибудь и отдохнем.

От его слов веяло спокойствием и верой. Он заражал всех своей веселой бодростью.

– Бог спасет, Минич, постараемся. Авось не пропадем. Не за тем родились, чтоб королевским холопам под иго попасть. Сами с усами…

– Да еще и с бородами! – засмеялся Минин.

Нижегородские гонцы


Вечерняя мгла окутала приземистые избенки села Погост. Утонули во мраке опушенные снегом столетние погостовские сосны.

Козьма Захарович при свете лучины допрашивал по избам раненых поляков: что делается в Москве, какая там власть. Раненые говорили путано, неясно, боясь открыть нижегородцам всю правду. Однако Минин понял, что поляки захватили Москву и провозгласили там царем русским польского королевича Владислава.

Было тихо и темно на улице, когда Минин отправился в дом старосты, где он должен был переночевать. Светили звезды. Скрипел под ногами снег.

«Москва в руках ляха. Вот оно как дело обернулось!» – с тревогой думал Минин. Он пробирался по сугробам, стиснув рукоятку сабли.

В доме старосты его дожидались два самых близких его друга: Родион Мосеев и Роман Пахомов.

Мосеев был постарше Пахомова. У него была небольшая черная бородка и тщательно расчесанные на прямой пробор черные волосы. Пахомов выглядел совсем юношей. У него чуть-чуть пробивался пушок на верхней губе.

В углу сидел староста со своей женой. Оба поминутно крестились.

– Ну, братцы, и дела! – тяжело вздохнув, проговорил Минин. – Москва теперь не наша. Аминь! Паны отняли ее у нас! И королевича своего в цари нам навязали, чтобы мы слушали его, стали его холопами. Слыханное ли то дело?!

Ответом Минину было тяжкое, горестное молчание.

– У кого из нас ныне спокойно сердце? – продолжал Минин. – Что ни день, то несчастье. Ложишься спать – и не знаешь, что будет завтра.

– Уж лучше в бою помереть, нежели жить в этакой тревоге, – в один голос ответили Мосеев и Пахомов.

– Ия думаю, братцы, то же, – сказал Минин, забарабанив пальцами по столу. – Не раз мы били с вами панов вокруг Нижнего. Немало потопили мы их в Волге. А коли так, не страшен будет нам враг и под Москвой, буде за это дело возьмемся.

– Как же нам быть, Козьма Захарыч, коли они уже Москвой овладели?! – спросил Мосеев.

– Разум свой путь найдет, ребятушки. Нам нужно знать всю правду о Москве. И много ли там ляхов, и кто их сторону держит, и кто против них… Доброю ли волею московский народ признал королевича царем? Все нам надо знать. Не из вражеских уст будем слушать вести, а из уст своих людей…

Опять наступило молчание. На улице выла собака. В избу проникла полоса лунного света.

– Так научи же нас, Козьма Захарыч, что теперь нам делать? – сказал Пахомов робко. – Как нам быть?

– Думаю я, мои соколики, нет у нас людей, более знающих Москву, нежели ты, Мосеев, и ты, Пахомов.

– Да неужто ты хочешь нас послать?! – радостно воскликнул Пахомов.

– Не я, а все наши люди нижегородские… Не впервой вам! Идите туда и разведайте обо всем. Никому не говорите, что вы нижегородцы и ради чего явились. Боже вас сохрани! Берегите тайну крепче жизни. Чует мое

сердце: неладное творится с нашими правителями, боярами… Не верю я им. Уж не они ли и продали Белокаменную проклятому Жигимонду2
Жигимо?нд (искаж .) – польский король Сигизмунд III (1566–1632).

– Минин, годимся ли мы для того дела? – спросил Мосеев.

– Годились допрежде, годитесь и теперь, – нахмурился Минин. – Лучше вас едва ли кто исполнит то дело. И в позапрошлые годы хаживали вы и в Москву, и в Кострому, и в Великий Устюг и то дело выполняли с честью… А ныне вам честь будет превыше прежнего… Общему, вселенскому делу послужите, а не мне. Пытать станут – и под пыткой молчите, не выдавайте себя…

– Коли так, клянемся тебе, батюшка Козьма Захарыч: жизни своей не пожалеем, а сделаем так, как того хочешь ты.

– Коли так, благословляю вас. – Минин поднялся и по очереди обнял Мосеева и Пахомова. – Будьте очами и ушами нижегородцев, служите правдой.

На заре при звуках трубы все население Погоста высыпало на улицу.

Провожая Мосеева и Пахомова, Минин сказал:

– Мы отстояли с вами Нижний, но может ли он быть в безопасности, пока враги хозяйничают в Москве?!

И, обернувшись к погостовцам, громко произнес:

– Пока не прогоним ляхов из всех мест нашей земли, до тех пор нам не будет жизни. Об этом всем вам нужно подумать.

Мосеев и Пахомов сняли с себя кольчуги, шлемы и сабли и отдали их товарищам. Остались в одежде странников: через плечо сумки, посохи в руках, а на груди большие медные кресты.

– Прощенья просим, добрые люди, ежели стеснили вас ночлегом!.. Благодарствуем! Прощайте! – низко поклонились нижегородские гонцы погостовцам.

– Да что вы, соколы ясные, да зачем же вы говорите подобное?.. Бог спасет вас, добрые молодцы, да охранит вас от злых ворогов, супостатов проклятых!..

Затем Мосеев и Пахомов попрощались со своими товарищами-ратниками и, провожаемые Мининым и народом, вышли за околицу и бодро зашагали по направлению к московской дороге.


Бояре-предатели


Москва действительно попала в руки польских панов.

А случилось это так.

После смерти первого Лжедимитрия, Гришки Отрепьева, московский престол перешел в руки «боярского» царя Василия Шуйского. Бояре провозгласили его царем, бояре же и стали полными господами на Руси. От этого еще тяжелее, безрадостнее стала жизнь крепостного крестьянства.

Начались восстания, перешедшие в настоящую крестьянскую войну.

Польша, давно уже стремившаяся к завоеванию Московского государства, решила этим воспользоваться для нападения на него.

Король Сигизмунд двинулся с войском к Москве, осадив по дороге сильнейшую русскую крепость Смоленск. Отдельные отряды его войск, кроме того, разбрелись по многим русским областям, грабя и сжигая города и села.

Бояре во главе со старейшим боярином князем Мстиславским решили пойти на уступки королю, который обещал не посягать на самостоятельность Московского государства, а только «водворить в нем порядок».

Бояре, по договору с поляками, решили избрать себе в цари польского королевича Владислава, сына Сигизмунда. 29 сентября (9 октября по н. ст.) бояре добровольно впустили в Москву и Кремль пятитысячный отряд поляков не как завоевателей, а как друзей и союзников против восставших повсеместно крестьян.


Под иноземным игом


Когда Мосеев и Пахомов пришли в древнюю столицу, то они сразу поняли, что Москва превращена поляками в завоеванный город.

Московские улицы обезлюдели, церкви притихли.

Маленькие, приземистые бревенчатые домики, окруженные плетнями и заборами, казались нежилыми.

У ворот кремлевских башен день и ночь дежурили закованные в латы поляки и находившиеся у них на службе по найму немецкие солдаты. По улицам разъезжали на гладких, откормленных конях надменные иноземные латники с пиками и саблями наготове. У громадных костров на площадях толпились польские воины.

Нижегородские гонцы узнали, что начальником Москвы поляки назначили пана Гонсевского, злого и не любившего русских людей. Гонением на москвичей он хотел выслужиться перед королем.

Ночуя на одном из постоялых дворов на окраине Москвы, Мосеев и Пахомов услышали, будто в Рязани против поляков поднялся воевода Прокопий Ляпунов. Он собирает большое войско из служилых людей и дворян.

Услышали они это от пришедшего из Рязани молодого бойкого парня, Гаврилки Ортемьева.

Родная деревня его, Тихие Сосны, вблизи Смоленска, была разграблена и сожжена поляками. Многие его односельчане были перебиты, а отец, мать и сестры уведены в плен. Больше года уже смоленские люди в крепости мужественно отражали атаки королевского войска.

– Убежал я из деревни… А в Смоленске того хуже. Люди мрут, пропадают от болезней, а умирая, просят своих товарищей не сдаваться, – сказал Гаврилка. – Кто в живых остался, говорят: «Лучше погибнем, а не сдадимся врагам!»

– А как ты попал в Рязань? – спросил его Роман Пахомов.

– Наш храбрый воевода Михаил Шеин послал меня к Ляпунову – просить помощи у него…

Гаврилка тяжело вздохнул. Ему горько было вспоминать о Рязани. Ляпуновское ополчение состояло главным образом из служилых людей, дворян, стрельцов, казаков и зажиточных горожан. К крестьянам-беднякам, как к людям низкого происхождения, там относились с пренебрежением.

Гаврилка стал расспрашивать нижегородцев, что делается в Нижнем Новгороде, зачем они пришли в Москву.

Мосеев и Пахомов были осторожны, помня наказ Минина. Свой разговор они вели в углу за печкой, шепотом, на ухо, да и то только тогда, когда убедились, что все ночлежники спят.

Ночью бушевала буря. Дырявый бревенчатый домик пронизывали ледяные струи ветра. Парни крепко прижались друг к другу, как родные, самые близкие люди. Так было теплей и веселей.

Послышались отдаленные выстрелы пушек. Это польские сторожевые посты с кремлевской стены запугивали Москву.

Восстание


Невеселые вести приносили Гонсевскому его лазутчики. В окраинных селах и городах только и разговору было о том, чтобы идти спасать Москву и прогнать с Русской земли насильников-панов. Повсеместно росло недовольство народа.

В Москве стали открыто нападать на поляков. В проезжавшие по улицам патрули из-за углов нередко летели каменья. Крестьяне и торговцы на базарах не хотели продавать польским солдатам съестные продукты; если же поляки начинали угрожать, то продукты продавались им втридорога.

Положение польского гарнизона с каждым днем становилось все затруднительнее.

Гонсевский созвал совет в Кремле. На этот совет пришли и находившиеся в Москве бояре. Они боялись восстания не меньше поляков.

Бояре советовали пану Гонсевскому сжечь часть Москвы, где жили мелкие посадские люди, огнем отогнать опасных жителей подальше от Кремля, а главное, лишить подходившее к Москве ляпуновское ополчение крова.

Москва делилась на четыре части: Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город. Бояре просили не предавать огню Кремль и смежный с ним Китай-город, где обитала вся знать и высшие служилые чины.



Однако паны, прежде чем зажечь Москву, сделали попытку заманить народ на Красную площадь, чтобы здесь расстрелять его из пушек с кремлевской стены.

Был обычай в Вербное воскресенье совершать на Красной площади торжественное богослужение. Ежегодно в этот день собиралась сюда вся Москва. Так должно было произойти и 17 марта 1611 года.

К великому огорчению панов, москвичи неведомыми путями прознали о замыслах Гонсевского и не пошли на площадь.

Но во вторник 19 марта случилось большое кровопролитие. Поляки начали всячески вызывать москвичей на ссору. На базарах произошло несколько столкновений польских шляхтичей и солдат с москвичами.

Терпению народа пришел конец.

Пустынные с утра 19 марта улицы Москвы в полдень наполнились толпами вооружившихся чем попало жителей.

Узнав о том, что по Рязанской дороге приближается передовой отряд ляпуновского ополчения, они решили в случае новых нападений со стороны поляков дать им отпор.

Польская шляхта, действительно, набросилась на возбужденные толпы народа с оружием в руках.

Москвичи начали загромождать улицы бревнами, столбами, скамьями, мешая польской коннице преследовать отступавших жителей. Польские гусары врезались в толпы народа, рубили направо и налево, кололи копьями. В поляков с крыш и из окон летели камни, балки…

Не справившись с разъяренными массами, паны вспомнили советы бояр и в страхе закричали:

– Огня! Жги дома! Жги!

День был страшный, кровавый. Поднялся ветер. Огонь охватил почти всю столицу.


Подвиг Минина и Пожарского. День народного единства.

1603 г. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди дохли как мухи, а трехлетние страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования.

В конце 1604 г. засияла на небе необычайно яркая комета. В Нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня. «Быть беде!» - толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь?

Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 г. бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава. А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты - будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах.

И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства.

В феврале 1611 г. нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву. В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Козьме Минину.

Решив перейти от мысли к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями. Козьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования. Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззвание ко всему нижегородскому народу. Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, который отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению. На спуске, что идет от Ивановских ворот к торгу, начал собираться народ. Никто не остался равнодушным к обращению земляка: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего!». Минин: «Не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Это воззвание не оставило равнодушным никого. Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее. Именно это событие отражено на картине Константина Маковского «Воззвание Минина к народу», которая пожалована государем Николаем Александровичем городу Нижнему Новгороду, а сегодня составляет гордость экспозиции художественного музея города.

Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению. В зиму город больше походил на большой воинский стан. По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества. По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский (потомок Стародубских князей). 28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород.

Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Соединились с ними вязьмичи, дорогобужане, служилый люд из Коломны, Гороховца и других городов. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы. Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино. Вместе за одно!» - эти слова стали девизом войска.

В конце зимы 1612 г. ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле.

С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. Выбора у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня. Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни. Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю.

На исходе октября 1612 г. они с позором оставили окраины Москвы.

После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство. Начиная с 1628 г. в течение почти трех лет Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде. Минину, новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной - селом Богородским в Нижегородском уезде. С 1613 г. герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы. 20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора. До середины XIX в. центральное место на гробнице занимала надпись - «Избавитель Москвы - Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля.

Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

В 2005 г. 4 ноября в нашей стране впервые отмечали новый всероссийский праздник - День народного единства. Дата выбрана не случайно: 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 г. вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники». Потому и назван праздник Днем народного единства

^ Звучит песня о Родине.

С такого лирического вступления мы начинаем завершающее занятие курса «Основы Православия». Необъятна наша Родина, огромны ее природные богатства, но главное её богатство – это народ. Мы с вами – частица этого богатства. Киками вы станете, какой путь проложите, таким будет настоящее и будущее нашей Родины. Изучая истоки Православия, мы говорили о культуре и духовном мире человека, о его назначении на Земле. Каждый должен стремиться к тому, чтобы оставить добрый след. А учиться этому есть у кого. В православной культуре тысячи примеров служения во имя человека и для человека.

^ Колокольный звон. Слайдовая презентация храмов Красноярского края.

Православие у нас в стране пережило длинный и трудный путь гонения. Более 80 лет основы православия не преподавались в школе. Можно смело сказать, что вы стали первыми на пути исправления этой ошибки. Несколько поколений выросли отлученными от своих корней. Сейчас мы говорим о возрождении православия в России. Православие выжило несмотря на гонения и уничтожение святынь. А сохранилось оно благодаря стойкости священнослужителей и прихожан.

На территории Красноярского края возрождено более 270 храмов. Только в Красноярске сейчас 46 действующих соборов и храмов. Мы были гостями Новоселовского Свято-Крестовоздвиженского храма. Какие впечатления вы испытывали в это время?

Сообщение Лушникова Никиты.

Презентация «Монастыри»

Сообщение Сергея Семерикова о «Сергии Радонежском»

Сообщение Матвея Воронова о Святителе Войно-Ясенецком.

Сообщение Курпас Ульяны

Частью православия является духовная литература, мудрые изречения и наставления. Они так прочно укоренились в нашей жизни, что мы не найдем, наверное, человека, который не пользовался бы в своей речи словами из православного лексикона.

Вы любите разгадывать кроссворды? Тогда задание: нужно разгадать ключевое слово по вертикали.

Разгадывание кроссворда.

На Руси всегда любили меткие остроумные изречения, и часто в них упоминали имена святых и Бога.

Раздам карточки, в которых записана вторая часть пословиц или поговорок. Я буду говорить начало, а вы - продолжение. В случае правильного ответа вы получите карточку с первой частью.

Бог дал – Бог взял.

Перед Богом все равны.

Победит тот, у кого больше правильных ответов.

Православная Русь всегда славилась своими заступниками. Их имена навеки остались в памяти человечества. И сегодня мы с почитанием и благодарностью вспоминаем о тех, чьи подвиги золотыми буквами вписаны в историю страны.

«История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием». Такими словами оценил подвиг этих людей русский писатель Николай Карамзин.

Меркушева Белла о подвиге Минина и Пожарского.

Лактюшина Валя о принятии закона о празднике

Хочется надеяться, что у вас этот праздник нашёл в душе достойное место, чтобы вы поняли, что только вместе мы можем многое. Пусть все мы разные, по-своему смотрим на мир, но живем мы в одной стране, и она должна быть нашим домом. А дом свой каждый должен любить и беречь.

Звучит песня: «Большой хоровод».

Задание к кроссворду

1. символ Христианства

3. Приобщение к таинствам

4. Православная обитель

5. Место распятия Христа

6. Родина Иисуса Христа

7. Книга книг

8. Обращение к Богу, святым

9. Служитель церкви

задание к кроссворду

1. символ Христианства

2. Доверительная беседа со священником

3. Приобщение к таинствам

4. Православная обитель

5. Место распятия Христа

6. Родина Иисуса Христа

7. Книга книг

8. Обращение к Богу, святым

9. Служитель церкви

Задание к кроссворду

1. символ Христианства

2. Доверительная беседа со священником

3. Приобщение к таинствам

4. Православная обитель

5. Место распятия Христа

6. Родина Иисуса Христа

7. Книга книг

8. Обращение к Богу, святым

9. Служитель церкви

Задание к кроссворду

1. символ Христианства (крест)

2. Доверительная беседа со священником (исповедь)

3. Приобщение к таинствам (причастие)

4. Православная обитель (монастырь)

5. Место распятия Христа (Голгофа)

6. Родина Иисуса Христа (Вифлеем)

7. Книга книг (Библия)

8. Обращение к Богу, святым (молитва)

9. Служитель церкви (священник)

Пришло Рождество – начинай торжество.

С Евдокии погоже – все лето пригоже.

Пророк Илья лето кончает – жито дожинает.

Пророк Наум – наставляет на ум.

Великий пост всем прижмет хвост.

Девка косы не заплетает, птица гнезда не вьет – Благовещенье.

В Сретенье – зима с летом встретились.

Кто рано встает - тому Бог подает.

Даст Бог день – даст Бог и пищу.

Человек предполагает, а Бог располагает.

Бог не выдаст – свинья не съест.

Бог дал – Бог взял.

Перед Богом все равны.

На Бога надейся – а сам не плошай.

Святое место – пусто не бывает.

Кто без крестов – тот не Христов.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Дубская основная общеобразовательная школа»

Конкурс

«Корни истории уходят в будущее»

Номинация

«Историческая личность: подвиг в судьбе России»

Творческая работа

«Подвиг Дмитрия Михайловича Пожарского»

Выполнил:

ученик 6 класса Власенко Владислав

2012 г.

Подвиг Дмитрия Михайловича Пожарского

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский - один из выдающихся вождей освободительного движения начала ХVII века. По отзывам современников и согласно историческим документам, его отличали справедливость и великодушие, скромность и порядочность, храбрость и способность к самопожертвованию. Главным в его жизни была деятельность по защите Родины от вражеских нашествий. Это – воинский долг, и он выполнял его добросовестно и честно. Патриотический подвиг Дмитрия Пожарского стал символом самоотверженного служения Отечеству.

Представим себе российское государство в начале XVII века. В государстве Смута. Россия в это время пришла в упадок. Самозванцы, литовцы и поляки буквально разоряли страну. Когда Лжедмитрий II пытался захватить Коломну, боевое крещение принял князь Дмитрий Пожарский. Он принадлежал к почётному дворянскому роду, был образован и целеустремлён. Ему была не безразлична судьба своего государства, в нём был силён дух патриотизма!

Устав от бесконечной Смуты, Россия мечтала о твёрдой власти, но в это время в государстве некому было навести порядок. Пришла идея народного ополчения.

«-Православные люди, - обратился к жителям Нижнего Новгорода староста Кузьма Минин, - не пожалеем животов наших. Дворы свои заложим – освободим Русскую землю…». Возглавить войско попросили Дмитрия Пожарского. Ходили легенды о великодушии и щедрости Великого князя. Даже не смотря на то, что Пожарский был сильно ранен, он согласился быть предводителем. Дмитрий осознавал всю ответственность за судьбу государства. Он был истинным патриотом своей Родины. Нижегородское ополчение двинулось освобождать Москву. По дороге к ополчению присоединились местные крестьяне, и война стала народной! Со своими войсками князь вошёл в город и окружил Кремль. Здесь он основал свой лагерь. Под осадой поляки были лишены провизии и испытывали сильный голод. Но на предложение Пожарского сдаться ответили отказом. Пятнадцатитысячное войско пришло из Польши на помощь противнику. 24 августа 1612года поляки начали штурмовать крепость Дмитрия, ему пришлось сражаться в неравном бою. Пожарский сберёг большую часть пехоты и отступил. Когда на горизонте появился Минин с подкреплением, началась контратака. Часть войск противника отступила, а другая была зажата в Москве. Через два месяца поляки сдались русским. Освобождение Москвы – сердца России вызвало мощный подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков.

С освобождением Москвы, наконец, закончилось Смутное время, русские княжества вновь объединились. Началось правление Романовых! Дмитрий Пожарский поистине народный герой и освободитель России от польского гнёта!

1603 г. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди дохли как мухи, а трехлетние страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования. В конце 1604 г. засияла на небе необычайно яркая комета. В Нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня. «Быть беде!» - толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь? Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 г. бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава. А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты - будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах. Атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Зарусский, осаждая Москву, думал посадить на трон Марию Мнишек, с малолетним сыном. У бояр с дворянами не было согласия. И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства. В феврале 1611 г. нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву. В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Козьме Минину. Решив перейти от мысли к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями. Козьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования. Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззвание ко всему нижегородскому народу. Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, который отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению. На спуске, что идет от Ивановских ворот к торгу, начал собираться народ. Никто не остался равнодушным к обращению земляка: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего!». Минин: «Не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Это воззвание не оставило равнодушным никого. Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее. Именно это событие отражено на картине Константина Маковского «Воззвание Минина к народу», которая пожалована государем Николаем Александровичем городу Нижнему Новгороду, а сегодня составляет гордость экспозиции художественного музея города. Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению. В зиму город больше походил на большой воинский стан. По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества. По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский (потомок Стародубских князей). 28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород. Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Соединились с ними вязьмичи, дорогобужане, служилый люд из Коломны, Гороховца и других городов. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы. Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино. Вместе за одно!» - эти слова стали девизом войска. В конце зимы 1612 г. ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле. С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. А тем временем, противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней. С одной стороны наступали полки гетмана Хаткевича, с другой наступали поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня. Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни. Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю. На исходе октября 1612 г. они с позором оставили окраины Москвы. После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство. Начиная с 1628 г. в течение почти трех лет Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде. Минину, новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной - селом Богородским в Нижегородском уезде. С 1613 г. герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы. 20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора. До середины XIX в. центральное место на гробнице занимала надпись - «Избавитель Москвы - Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля. Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги. В начале XIX в., после позора под Аустерлицем, император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но мудрый дипломат Александр прекрасно понимал, что Франция все равно нападет на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 г. император издает манифест о создании ополчения по примеру великих предков. К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тыс. ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы. Было принято и другое, не менее важное решение. В целях воспитания патриотического духа, по совету царя Александра, президент академии художеств, граф Строганов, вводит в устав непременный раздел все воспитанники академии должны выполнять работы на патриотические сюжеты. Тогда появились работы с изображениями Дмитрия Донского, Александра Невского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского. Памятная медаль «4 ноября День народного единства» В 2005 г. 4 ноября в нашей стране впервые отмечали новый всероссийский праздник - День народного единства. Дата выбрана не случайно: 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 г. вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами. На родине Козьмы Минина - в Нижегородской области - эта дата будет отмечаться уже в пятый раз. У этого праздника глубокие исторические корни. В честь освобождения Москвы в былые времена нижегородцы отмечали две даты - Память князя Дмитрия Пожарского и Память великого гражданина Кузьмы Минина. До революции 1917 г. в эти знаменательные дни городской голова приглашал почетных горожан в Спасо-Преображенский собор, где находилась гробница Кузьмы Минина. Там в присутствии членов городской думы, офицеров, чиновников, дворян, купцов, духовенства и именитых гостей совершалось богослужение. Затем в здании думы накрывался поминальный стол. Особый почет оказывался воинам-ветеранам, которым при большом скоплении горожан вручались подарки. В двадцатом веке эти традиции надолго были утрачены. Но в последние годы благодаря патриотическому движению общественности Нижнего Новгорода и Балахны празднование дней памяти героев народного ополчения стало возрождаться. С 2001 г. в честь подвига народного ополчения в Нижегородской области стали проводить культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества». За прошедшие несколько лет стало уже доброй традицией, что с 1 по 4 ноября участники этой акции проходят по всему героическому маршруту ополчения. Цель акции - привлечь всеобщее внимание к духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому, продемонстрировать многообразие российской культуры. Девизом культурно-просветительского похода стали слова Кузьма Минина, которые он произнес в воззвании к народу: «Купно за едино!» («Вместе за одно»). В 2003 г. участники акции, отдав дань памяти вождям нижегородского ополчения и возложив цветы к их монументу на Красной площади в Москве, предложили объявить 4 ноября всероссийским национальным праздником. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники». Потому и назван праздник Днем народного единства. В 2005 г. в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве. Обещание сделать копию памятника и подарить ее Нижнему Новгороду мэр Москвы Юрий Лужков дал еще шесть лет назад экс-губернатору Нижегородской области Ивану Склярову во время подписания соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. И вот теперь с приходом нынешнего нижегородского губернатора Валерия Шанцева в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось торжественное открытие монумента на историческом месте. Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, именно с паперти этой церкви Козьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Олег Сухонин

Положение Московского государства конца XVI – начала XVII века было очень тяжёлым. Кризисы следовали один за другим, становясь предпосылками иностранной католической интервенции и самозванства. Отстоять национальную свободу и православную веру смогли представители Второго народного земского ополчения. История подвига, совершённого Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, навсегда останется в памяти русского народа.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]
Презентация [PDF ] [PPTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF ] [DOCX ]

Цель: формирование ценностного отношения к событиям отечественной истории, к подвигу народа и народных героев, осмысление обучающимися опыта героической защиты Родины.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с памятными событиями отечественной истории XVII века;
  • помочь в осознании роли и значения народного ополчения и его героев в жизни государства;
  • воспитание обучающихся в духе патриотизма и гражданственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал (сценарий) носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.

Задание № 1

Прочитайте текст, рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

Кочегаров К. А. Минин и Пожарский: рассказы / Под ред. доктора ист. наук Ю.А. Петрова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 48 с.: ил.

1. О чём пойдёт речь на классном часе?

2. С каким периодом русской истории связана деятельность главных героев? Аргументируйте свой ответ.

Задание № 2

Прочитайте высказывания русских историков, рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

1. Что объединяет эти высказывания?

2. Опираясь на приведенные высказывания, подберите свои характеристики, отражающие Смутное время. Прокомментируйте свой ответ.

Задание № 3

Прочитайте текст , рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

1. Охарактеризуйте ситуацию, сложившуюся в Москве в начале XVII века.

2. Предположите, что возможно было сделать в этой ситуации. Прокомментируйте свой ответ.

Задание № 4

Рассмотрите изображение на слайде и фрагмент фильма , выполните задание.

1. В чём особенности формирования Второго ополчения?

2. Предположите, почему русские города поддержали движения К. Минина и Д.Пожарского? Аргументируйте свой ответ.

Задание № 5

Прочитайте текст, рассмотрите изображение на слайде, изучите схему, выполните задание.

1. В чём вы видите значение данной военной операции?

2. Обозначьте на схеме объекты Московского Кремля, задействованные в решающем сражении. Аргументируйте свой ответ.

Задание № 6

Рассмотрите изображения на слайде, выполните задания.

Памятник Минину и Пожарскому по проекту архитектора Ивана Петровича Мартоса был установлен в Москве в 1818 году. На одном из барельефов изображён скульптор Мартос, отдающий Отечеству двоих сыновей.

Об этом памятнике русский философ Виссарион Григорьевич Белинский сказал: «Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мной тогда делается! Вот, думаю я, два… исполина веков, обессмертившие имена своей пламенной любовью к милой Родине. Они всем жертвовали ей: именем, жизнью, кровью… и спасли погибающую отчизну. Имена их бессмертны, как дела их ».

1. Приведите аргументы, подтверждающие слова В. Г. Белинского.

2. В 2004 году в Нижнем Новгороде была установлена уменьшенная копия памятника Минину и Пожарскому на Красной площади.

3. Чем обусловлен выбор города для установления копии памятника? Аргументируйте свой ответ.

Задание № 7

Прочитайте тексты «Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года » и «Московское народное ополчение 1941 года глазами участника », рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

1. Что объединяет эти исторические материалы?

2. Используя представленные материалы, объясните, какую роль сыграло Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.

3. Объясните понятие «национальный герой».

4. Назовите имена русских национальных героев, которые вам известны.

5. Кого из прославленных национальных героев отечественной истории можно поставить в один ряд с Мининым и Пожарским? Аргументируйте свой ответ.

Источники информации:

Кочегаров К. А. Минин и Пожарский: рассказы / Под ред. доктора ист. наук Ю. А. Петрова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 48 с.: ил.

Сахаров А. Энциклопедия «Русская цивилизация».