Какой жанр писал василий андреевич. Василий Андреевич Жуковский: биография. Сердечная драма Жуковского

О. Кипренский "Портрет Жуковского"

В.А. Жуковский по силе и богатству дарования представляет собой самую яркую фигуру допушкинского периода развития русской литературы.
С его именем связан расцвет русской романтической поэзии первой трети XIX века. Эстетический мир его произведений необозримо богат. Для Жуковского характерен интерес к нравственным, психологическим, философским проблемам. Поэта особенно привлекают состояния души человека, нравственные категории совести, чести, добросердечия и отзывчивости, дружбы и любви, преступления и неизбежного возмездия, нравственного падения и моральной чистоты, мужества и патриотизма, счастья и смыла жизни.

Многие произведения Жуковского являлись вольными поэтическими переводами зарубежных писателей различных эпох и различных народов, но при этом поэт всегда проявлял самобытность и оригинальность.

Жуковский создал свою школу в русской поэзии, он был старшим наставником и молодого Пушкина. Белинский так сказал об этом: «…без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Творчество Жуковского оказало большое влияние на развитие жанров элегии, баллады, песни, послания, повести в стихах.

Начало жизненного пути

Жуковский родился 9 февраля 1783 г. в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Отцом его был дворянин Афанасий Иванович Бунин, матерью – пленная турчанка Сальха, привезенная из-под турецкой крепости Бендеры. Их незаконнорожденный сын Василий был усыновлен обедневшим белорусским дворянином Андреем Жуковским, который был его крестным отцом.

Учился сначала в Туле, в частном пансионе, а четырнадцати лет был определен в Московский Благородный пансион, где стал одним из лучших учеников и получил хорошее гуманитарное образование. Там же начинает писать, в основном это были подражательные произведения современных ему Державину и Хераскову, а также переводы.

Отечественная война 1812 года

10 августа 1812 Жуковский был принят в Московское ополчение поручиком. В день Бородинской битвы он находился в резерве; затем, будучи прикомандирован к штабу М. И. Кутузова, составляет в военной типографии листовки, бюллетени, ставшие важной страницей истории русской публицистики. Но его главным словом об Отечественной войне стало стихотворение «Певец во стане русских воинов». Своего рода продолжением идей и мотивов «героической кантаты» станут послания «Вождю победителей», посвященного Кутузову (ноябрь 1812), «Императору Александру» (1814) и стихотворение «Певец в Кремле» (1816). Жуковский, награжденный чином штабс-капитана и орденом Св. Анны, в январе 1813 г. Жуковский был награжден чином штабс-капитана и орденом Св. Анны. Патриотические стихи приносят поэту широкую популярность; после «Сельского кладбища» Жуковский стал известен литературной элите, после «Людмилы» — всем читателям, после «Певца во стане…» — всей России. На Жуковского обращает внимание двор. К 1815 году, когда вышло первое собрание стихотворений Жуковского, его считали уже лучшим русским поэтом.

Любовь

Жуковский безнадежно на всю жизнь влюбился в дочь своей сводной сестры Екатерины Буниной (Протасовой) - Машу, она тоже готова была ответить взаимностью, но ее глубоко верующая мать категорически запретила дочери даже мечтать о браке с Жуковским, который помимо отдаленного родства с девушкой являлся и учителем ее. В итоге Маша вышла замуж за друга великого композитора Бетховена - профессора Мойера, накануне испросив у самого Жуковского разрешения на брак со знаменитым хирургом. Поэт согласился. Вскоре после бракосочетания Маша умерла во время родов. Переживания поэта, связанные с любовью к Маше Протасовой, воплотились в романтических песнях Жуковского, представляющих лирический дневник его драматической любви.

  • Мой друг, хранитель-ангел мой,
  • О ты, с которой нет сравненья,
  • Люблю тебя, дышу тобой;
  • Но где для страсти выраженья?
  • Во всех природы красотах
  • Твой образ милый я встречаю;
  • Прелестных вижу – в их чертах
  • Одну тебя воображаю.

Когда в 1810 году молодой, но уже знаменитый литератор Жуковский был приглашен в семью своей сестры, Екатерины Афанасьевны, давать уроки общей истории и истории искусств ее дочерям, Марии и Александре - он сразу же обратил внимание на старшую, совсем юную, 13-летнюю Марию. Девочка была необыкновенно милой, общительной, веселой, вся сияла радостью жизни и женственным лукавством. Чувство зарождалось постепенно. Когда лет через 20 Василий Андреевич пробовал коротко и доходчиво объяснить его друзьям, он сказал так: «Маша была своя, с ней было очень легко».

Казалось, все было против них. В 1815 году Жуковский, к тому времени уже признанный первый русский поэт, был вынужден, не настаивая на своих планах женитьбы на Маше, просить лишь об одном: иметь право хоть иногда видеть ее. Протасова-старшая фактически отказала влюбленным даже в возможности свиданий. Ситуация становилась все более безвыходной: было ясно, что несмотря на взаимность, несмотря на то, что Жуковский лихорадочно искал выход, все же обрести счастье им обоим не дано. И поэт делает выбор: освобождает Машу от всяких обязательств перед ним и просит ее думать прежде всего о себе, заботясь о своем счастье.

Апрель 1815 г. Жуковский пишет любимой: «Как ранее я от тебя одной ждал и утешения, и твердости, так и теперь жду твердости в добре. Нам надо знать и осуществить то, на что мы отважились. Речь идет не только о том, чтобы быть вместе, но и о том, чтобы быть этого достойными… Чего я желал? Быть счастливым с тобой! Из этого теперь должен выбросить только одно слово, чтобы все изменить. Пусть буду счастлив тобою! Возьми себе за правило все ограничивать только собой, поверь, что тогда все будешь делать и для меня. Моя склонность к тебе теперь словно бы без примеси собственного «я», и от этого она живее и прекраснее. Думай беззаботно о себе, все делай для себя - чего мне больше? Я буду знать, что я участник этого милого счтастья…».

Вынужденное замужество Маши, а затем и ее ранняя смерть в 1823 г. определяют трагизм мироощущения поэта. Последней встрече с Машей Жуковский посвятил стихотворение «9 марта 1823 г.»

Ты предо мною
Стояла тихо.
Твой взор унылый
Был полон чувства.
Он мне напомнил
О милом прошлом…

Он был последний
На здешнем свете.

Ты удалилась,
10 Как тихий ангел;
Твоя могила,
Как рай, спокойна!
Там все земные
Воспоминанья,
Там все святые
О небе мысли.

Звезды небес,
Тихая ночь!..

Придворный воспитатель

Талант, образованность, культура, личное обаяние поэта обратили на себя внимание царской семьи. Жуковский более 25 лет был связан с семьей императора, начав с должности чтеца еще при вдове Павла I , потом был учителем русского языка жены великого князя Николая (будущего Николая I), затем был наставником их сына Александра - впоследствии императора Александра II (потому тот и стал царем-освободителем, отменившим крепостное право!). При этом Жуковский всегда оставался заступником великих вольнолюбцев, обеляя их проступки перед царями, — Пушкина, Лермонтова , Герцена , Баратынского , декабристов. Он содействовал освобождению от крепостной неволи поэта Т.Г. Шевченко. И вот как это было. Он вместе с Карлом Брюлловым организовал лотерею-акцию по сбору средств для того, чтобы выкупить из крепостной неволи у помещика Энгельгардта украинского Кобзаря. Как известно, Брюллов написал портрет Жуковского, который разыграли в лотерею, и собранные таким образом 2500 рублей пошли на дело освобождения поэта. После этого Брюллов взял Шевченко-художника к себе в мастерскую. В советские годы об этом эпизоде, конечно, упоминали, хотя скрывали на всякий случай, что в лотерее активно участвовала царская фамилия.

К. Брюллов "Портрет Жуковского"

Придворное положение Жуковского вызывало не­довольство свободомыслящих его друзей, но оно не сделало его верноподданным поэтом самодержавия и человеком, ото­рванным от прогрессивных интересов общества. Он осуждал крепостничество как зло, противоречившее нравственно­му достоинству человека и общественной справедливости, выступал в защиту про­свещения, против самодержавного произ­вола и охранительной реакционной ли­тературы, которой стремился противопоставить литературу просвещенного дворянства, объединить лучших писателей страны (Пушкин, Гоголь, Вяземский, Ба­ратынский, Д. Давыдов, В. Одоевский, Н. Языков и другие). Он добивался смягче­ния участи Пушкина, освобождения от солдатчины Баратынского, освобожде­ния из ссылки Герцена, освободил своих крестьян от крепостной зависимости. Все это вызывало у придворной клики и са­мого Николая I недоверие к поэту, в кото­ром он видел главу либеральной партии в России. Известно, что Николай I в ответ на готовность Жуковского поручиться за И. Киреевского, издававшего журнал «Европеец», ответил: «А кто за тебя поручится?»

После путешествий с наследником сначала по России он в 1839 вышел в отставку, которая была принята под тем предлогом, что «возложенные на него педагогические за­дачи» окончились с достижением наслед­ником совершеннолетия. На самом деле Николай I был недоволен его ролью воспитателя, его заступничеством за осуж­денных и его резким письмом царице, в котором осуждалась грубость наслед­ника. Поэтому царь поспешил дать поэту почет­ную отставку и тем положил конец его придворной карьере.

Жуковский был автором романтических стихов, песен и баллад «Светлана», «Людмила», «Адельстан», «Ивиковы журавли», «Алина и Альсим», «Эльвина и Эвин», «Эолова арфа», «Теон и Эсхин», «Двенадцать спящих дев» и других. Жуковский – автор стихов гимна «Боже, царя храни!»

Жуковский и Пушкин

Братья Чернецовы "Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич в Летнем саду"

В тот год, когда родился Пушкин, Жуковский находится в одном из лучших дворянских заведений, Благородном пансионе при Московском университете, и вскоре заводит знакомство с Карамзиным, братьями Тургеневыми, братьями Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными.
С маленьким же курчавым Александром Сергеевичем пока что обыкновенное знакомство 20-летнего начинающего поэта с 4-летним ребенком. А в 1816 г. 33-летний Жуковский появляется в Царском Селе и заново знакомится с 17-летним Пушкиным. Буквально с первых встреч старший и младший подружились: отношения близкие, веселые, творческие и, главное, совершенно равные.
Вскоре с единомышленниками они уже заседают в знаменитом литературном обществе «Арзамас», где не было проблемы отцов и детей, где все были дети и 17-летний Пушкин, и вдвое старшие Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, и даже 50-летний гость Карамзин: шуточки на равных, обмен стихами, никто никого не поучает.

В 1820 году Жуковский подарил молодому Пушкину — тому не было и 21 года — свой портрет работы Эстеррейха со знаменитой надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя. В тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820 Марта 26. Великая пятница».

На этом же портрете Пушкин написал свой экспромт, адресованный Жуковскому:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

Портрет, подаренный Жуковским, был очень дорог Пушкину, он никогда с ним не расставался. Эта гравюра и сейчас висит над рабочим столом в кабинете последней пушкинской квартиры на Мойке. И дарственная надпись Жуковского, и пророческие строки «победителя-ученика» давно стали хрестоматийными.

Пушкин и умер на руках у Жуковского. Вот как пишет об этом он сам: «Жизнь кончена!» - повторил он внятно и положительно, «Тяжело дышать, давит!» - были последние слова его.

В эту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали.
Минуты через две я спросил: «Что он? - «Кончилось»,-отвечал мне Даль. Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей.

Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда.
Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание.
Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить:
«Что видишь, друг?»

Так простился Василий Андреевич Жуковский с Александром Сергеевичем Пушкиным…

К числу самых известных изображений Жуковского относятся портреты работы О. Кипренского, К. Брюллова, П. Соколова, Н. Чернецова, О. Эстеррейха, Т. Гильдебрандта, Ф. Крюгера, Е. Рейтерна.

В 1841 г. Жуковский подает в отставку, уезжает в Германию и женится на Елизавете Рейтерн, дочери его друга, немецкого художника. Жена его, более чем на 30 лет моложе его, была женщиной болезненной, поэтому Жуковский по семейным обстоятельствам до конца жизни оставался в Германии. Умер он 12 апреля 1852 г., был похоронен в Баден-Бадене, но вскоре прах его перевезли в Петербург и захоронили в Александро-Невской лавре рядом с могилой Н.М. Карамзина.

Афоризмы Жуковского

Кто втерся в чин лисой,
Тот в чине будет волком.
*
При мысли великой, что я человек,
Всегда возвышаюсь душою.
*
Скатившись с горной высоты,
Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый…
О Дружба, это ты!
*
Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает.
*
К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники.
*
Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель,
О совесть, наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья.

*
Человек таков, каково его представление о счастье.
*
Всем людям свойственно грешить. Различие между людьми бывает в степени угрызений совести после греха.

  • Василий Андреевич Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенское Тульской губернии.
  • Отец Жуковского, Бунин Афанасий Иванович, был помещиком, владельцем села Мишенского.
  • Мать Жуковского, Сальха, по происхождению была турчанкой, взятой в плен в 1770 году, во время русско-турецкой войны. Как она попала к Буниным, до сих пор точно неизвестно. Существует как минимум две версии. Согласно первой, Сальху привез и передал помещику один из крепостных-участников войны. По другим источникам, ее взял в плен майор К.Муфель и отдал на воспитание Бунину. В России Сальха приняла православие и после крещения получила имя Елизавета Турчанинова. Так или иначе, попав в Тульскую губернию, турчанка всю жизнь провела в Мишенском, практически никуда не выезжая. Сначала она была нянькой при младших Буниных, потом стала экономкой в доме. Сыну, рожденному от помещика, грозила участь незаконнорожденного. Однако Афанасий Иванович настоял на том, чтобы Василия усыновил нахлебник, живший у Буниных – Андрей Жуковский.
  • Детство Василия Жуковского прошло в семье Буниных. Кроме Афанасия Ивановича и родной матери, его воспитанием занималась также бабушка, М.Г. Бунина. Отец позаботился также и о том, чтобы его внебрачный сын стал дворянином. Для этого Василий был фиктивно зачислен на военную службу в Астраханский гусарский полк.
  • 1789 год – Василий Жуковский произведен в прапорщики. Это уже давало право на дворянство, которое будущий поэт и получил в этом же году, благодаря хлопотам отца. Цель была достигнута, и шестилетний Жуковский был «по прошению своему» уволен со службы.
  • 1790 – 1792 годы – Жуковский обучается в частном пансионе Х.Ф. Роде.
  • 1792 год – пансион Х.Ф. Роде закрыт, и Жуковского определяют в Главное народное училище. Впрочем, вскоре Василий был исключен из училища «за неспособность». Продолжал образование в Туле, в доме своей сводной сестры В.А. Юшковой.
  • 1795 год – обнаружив в себе способности к литературному творчеству, Василий Жуковский сочиняет для домашнего театра две пьесы: «Камилл, или освобожденный Рим» и «Госпожа де ла Тур».
  • 1797 – 1800 годы – Жуковский поступает в Московский Благородный университетский пансион. Эти годы – ранний период творчества поэта. Василий становится активным членом «Собрания воспитанников университетского Благородного пансиона», вместе с друзьями выпускает альманах «Утренняя заря». Первым стихотворением Жуковского, появившимся в печати, стало «Майское утро». Окончил пансион Василий Андреевич с серебряной медалью.
  • Для раннего периода творчества Жуковского характерно обращение к формам оды, речи (например, «О начале общества, распространении просвещения и об обязанностях каждого человека относительно к обществу»), или же это были стихотворения, написанные как учебные задания.
  • 1801 год – Жуковский вместе с друзьями (Тургеневым , Воейковым и другими) организовывает «Дружеское литературное сообщество». Оно просуществовало меньше года. В этом же году Василий поступает на службу в московскую Главную соляную контору в должности городового секретаря.
  • 1802 год – служба мало привлекала поэта, занимался он в основном литературным творчеством. За невыполнение служебных обязанностей Жуковский был даже арестован. После освобождения из-под ареста Василий уволился и уехал в Мишенское.
  • 1802 – 1807 годы – Жуковский живет в Мишенском, иногда приезжая в Москву, чтобы отдать переводы. В этот период написана ода «К поэзии», сделано множество переводов Лафонтена, Лессинга, Флориана. Наконец Жуковский обращается в форме элегии. Первое стихотворение «Сельское кладбище» (перевод элегии англичанина Т. Грэя), напечатанное в «Вестнике Европы», автор сам считал началом своего литературного пути. После того, как элегия была напечатана, Василий Жуковский становится известен. Следующим программным произведением, написанным в этот период, стала элегия «Вечер». Критики считают, что это стихотворение обозначило переход поэта к романтизму. Позже Жуковский обращался к элегии в переходные моменты своей жизни. Так появились «Славянка», «Море», «Цвет завета», «Я музу юную, бывало…».
  • 1804 – 1806 годы – Жуковский переводит флориановскую интерпретацию романа Сервантеса «Дон Кихот».
  • 1806 год – самый продуктивный в творческом плане. Жуковский пишет более 50 стихотворений разных жанров. Многие посвящены племяннице поэта (дочери сестры по отцу) Марии Андреевне Протасовой.
  • 1808 – 1810 годы – Василий Андреевич постоянно живет в Москве.
  • 1808 – 1809 годы – Жуковский – редактор журнала «Вестник Европы». Благодаря поэту, в журнале появляются произведения, написанные в жанре романтизма. Жуковский активно пишет критические статьи, переводит, сам пробует писать прозу (сказка «Три пояса», повесть «Вадим Новогородский»).
  • 1808 – 1814 годы – в этот промежуток времени Жуковский пишет в основном баллады. Некоторые из них стали вольными переводами уже существующих произведений Гете , Шиллера и других немецких поэтов («Людмила», «Лесной царь»), другие поэт сочинял сам («Ахилл», «Эолова арфа», «Светлана»). В общей сложности в эти годы Жуковским было написано 13 баллад.
  • 1811 год – Жуковский возвращается в Мишенское. Работает над «Собранием русских стихотворений», в котором задумал объединить поэтические произведения от Кантемира до современных ему поэтов.
  • Август 1812 года – Жуковский принят в Московское ополчение в чине поручика. Принимает участие в Бородинской битве (находится, правда, в резерве). Прикомандирован к штабу М.И. Кутузова . Пишет стихотворение «Певец во стане русских воинов»., поэтические послания к Кутузову и к императору.
  • Начало 1813 года – заболев на службе, Жуковский проходит лечение в госпитале в Вильне. После выписки награжден орденом Св. Анны и чином штабс-капитана. Приезжает в Муратово, к Марии Протасовой. Просит ее руки, но получает отказ, так как мать девушки была категорически против брака между близкими родственниками. Мария отдана замуж за другого и спустя десять лет умирает. Стихотворение «9 марта 1823» посвящено последней встрече Жуковского с любимой.
  • 1815 год – выпущена книга «Стихотворения Василия Жуковского». В сентябре этого же года Жуковский встречается с Пушкиным и дарит ему в честь окончания поэмы «Руслан и Людмила» свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». Жуковский дружил с Пушкиным вплоть до гибели последнего. К этому же году относится создание литературного общества «Арзамас», членом которого Василий Андреевич был с самого начала.
  • 1817 – 1819 годы – Жуковский работает над поэтическим переложением «Слова о полку Игореве».
  • 1817 – 1841 годы – более 25 лет Жуковский состоит при императорском дворе. Сначала он обучал русскому языку великую княгиню Александру Федоровну, был также ее личным чтецом. Позже, после возвращения из Европы, Жуковский зарекомендовал себя при дворе как просветитель. Составил, в частности, письмо к императору Николаю I об амнистии декабристов, ходатайствовал о женах декабристов. Начиная с 1826 года Василий Андреевич был наставником наследника престола, будущего императора Александра II.
  • Октябрь 1818 года – Жуковский принят в члены Российской Академии.
  • 1819 год – написано стихотворение «Невыразимое».
  • 1821 – 1822 годы – Жуковский в составе свиты великой княгини путешествует по Европе, встречается с Гете.
  • 1823 – 1824 годы – по впечатлениям, полученным в поездке, Жуковский пишет статьи «Рафаэлева Мадонна», «Путешествие по Саксонской Швейцарии», заканчивает перевод «Орлеанской девы» Шиллера.
  • 1824 год – выходит собрание сочинений Жуковского под названием «Стихотворения» (в трех томах). В этом же 1824 году Жуковский пишет историко-литературное произведение «Обзор русской литературы за 1823 год».
  • 1826 – 1827 годы – Василий Андреевич работает над «Конспектом по истории русской литературы». В двух последних произведениях поэт выступил как теоретик и историк литературы. Позже критики назовут Жуковского основоположником русского романтизма.
  • Весна 1826 года – Жуковский заболевает и едет лечиться в Германию. Встречается с Шатобрианом, Гизо, снова посещает Гете в Веймаре.
  • 1828 – 1831 годы – Жуковский снова обращается к жанру баллады, пишет 12 новых. В 1831 году выходят сразу две книги Жуковского. В первой были представлены все баллады, написанные им с 1809 года, во второй только новые.
  • Лето – осень 1831 года – Жуковский живет в Царском селе. В это же время там проводит лето Пушкин, только что женившийся на Наталье Гончаровой. В Царском селе Жуковский, возможно, соревнуясь с Пушкиным, пишет сказки: «Сказку о царе Берендее», «Сказку о спящей царевне», «Войну мышей и лягушек».
  • Лето 1832 года – Жуковский снова едет на воды в Европу. Закончив лечение, живет некоторое время в Швейцарии, в деревне на берегу Женевского озера. Много переводит («Суд в подземелье», «Роланд оруженосец», «Рыцарь Роллан» и др.).
  • Апрель – май 1833 года – путешествие в Италию.
  • Сентябрь 1833 года – возвращение в Россию. В этот период Жуковский пишет либретто к опере М.Глинки «Иван Сусанин» и вместе с Пушкиным принимает участие в создании государственного гимна «Боже, царя храни».
  • После гибели Пушкина Жуковский в своих письмах прямо называет двор «гонителем поэта». Помогает семье Пушкина, издает его произведения.
  • 1839 год – поездка в Англию. Жуковский посещает то самое кладбище недалеко от Виндзора, где Т. Грэй написал элегию «Сельское кладбище» (и которую в 1802 году перевел Василий Андреевич). Жуковский переводит элегию снова. Новый перевод отличается от раннего особым, новым мироощущением взрослого поэта.
  • Август 1840 года – в Германии состоялась помолвка Жуковского с дочерью его друга-художника Елизаветой Рейтерн.
  • 1841 год – Жуковский уходит в отставку и уезжает в Германию. Как оказалось, навсегда, больше поэту так и не удалось вернуться на родину.
  • В мае 1841 года состоялась свадьба Василия Андреевича и Елизаветы. Жена была младше Жуковского на 38 лет.
  • 1842 год – у Жуковского рождается дочь Александра.
  • 1845 год – Елизавета рожает Василию Андреевичу сына Павла.
  • 1840-е годы – Жуковский живет и работает в Германии. Впрочем, произведения поэта печатаются в русских журналах «Современник» и «Москвитянин». Василий Андреевич пишет сказки для своих детей, стихи, публицистические статьи о событиях в Европе, литературно-критические статьи, много переводит. Работает над теорией «повествовательной поэзии».
  • 1842 – 1849 годы – Жуковский переводит «Одиссею» Гомера .
  • 1845 – 1850 годы – Василий Андреевич успешно переводит со славянского весь текст «Нового Завета».
  • 1850 год – у Жуковского выходит «Книга мыслей и замечаний», запрещенная в России цензурой.
  • 12 апреля 1852 года – Жуковский умирает в Баден-Бадене. Сначала был похоронен в Германии, но в августе этого же года прах поэта был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Знаменитый русский поэт Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в селе Мишенском, Белевского уезда, Тульской губернии. Отец его был помещик Афанасий Иванович Бунин (из этой же семьи происходил и литератор XX века Иван Бунин), мать – пленная турчанка Сальха (в крещении – Елизавета Дементьевна Турчанинова). Фамилию свою Жуковский получил от своего крестного отца, бедного белорусского дворянина, жившего в доме Буниных.

Старший сын Бунина умер, и Жуковский был единственным мальчиком среди старших сестер и племянниц, которые были только немного моложе его. Воспитание среди женского общества, баловство, ласка, общая любовь, положили отпечаток на мягкую, нежную душу будущего поэта. Учение свое он начал в Тульском народном училище, но учитель его не понял и не сумел оценить исключительных дарований своего ученика, а только сердился на неспособность мальчика к математике. В 1797 году Жуковский поступил в Благородный Пансион при Московском университете. Отец Жуковского поручил своего сына директору Московского университета И. П. Тургеневу, бывшему членом Новиковского кружка. В доме Тургенева Жуковский познакомился с многими выдающимися людьми того времени; познакомился с Карамзиным, Дмитриевым . Жуковский очень полюбил семью Тургеневых, особенно близко сошелся с одним из сыновей, Андреем. В Благородном Пансионе определились взгляды Жуковского, развились его способности и дарования. Учителя Пансиона всячески поощряли литературные вкусы и занятия учеников, которые устраивали между собой литературные состязания и издавали рукописный журнал. Жуковский скоро стал во главе этого литературного кружка; 14-ти лет, на акте пансиона, он прочел оду собственного сочинения – «На благоденствие России». В оде этой чувствуется сильное влияние Ломоносова , Державина , самостоятельного мало, но уже видно легкое перо Жуковского, видны его несомненные литературные дарования.

Орест Кипренский. Портрет Василия Андреевича Жуковского, 1815

Главное, что вынес Жуковский из Благородного Пансиона, было знание иностранных языков и знакомство с важнейшими произведениями иностранной литературы, но в общем образование, полученное им за 3 года в пансионе, было скорее поверхностное, хотя и многостороннее. Впоследствии ему пришлось чтением пополнять пробелы своего образования.

По окончании Благородного Пансиона, в 1801 году, Жуковский поступил на службу в Соляную контору в Москве, но прослужил недолго, так как служба его совсем не интересовала. В этом же году бывшие ученики Благородного Пансиона образовали «Дружеское Литературное Общество», на котором еще отразились черты Новиковского кружка. Члены общества стремились к самосовершенствованию, поддерживали «культ дружбы» (типичная черта сентиментально-романтической эпохи), развивали свои литературные взгляды и вкусы. Через несколько лет все члены «Дружеского Общества», – Жуковский, кн. Вяземский , А. Тургенев, Воейков, Блудов, Мерзляков и др. вошли в состав «Арзамаса ».

Василий Андреевич Жуковский. Видеофильм

Выйдя в отставку, Жуковский поселился в деревне, в своем родном Мишенском, где он всецело отдался чтению и литературным занятиям. К этому времени можно отнести настоящее начало его поэтической деятельности. В 1802 году он написал элегию «Сельское кладбище », которая была напечатана в «Вестнике Европы» Карамзина и сразу обратила на себя внимание читающей публики.

Проведя некоторое время в Мишенском, Жуковский переехал к своей замужней сестре, Е. Протасовой, которая поселилась в городе Белеве, в 3-х верстах от Мишенского, со своими дочерьми, Марией и Александрой. Жуковский, который был всего на несколько лет старше своих племянниц, взялся давать им уроки словесности и литературы. Годы, проведенные в семье Протасовых, тихая жизнь провинциального городка, литературные занятия и беседы с милыми девушками, были может быть самым счастливым временем жизни Жуковского. Скоро он осознал, что глубоко полюбил свою старшую племянницу, Марью Андреевну. Чувство это, нежное, светлое и глубокое положило отпечаток на все творчество Жуковского. Понимая, что брак между дядей и племянницей невозможен, Жуковский решил уехать из Белева. Всеми силами он старался побороть зародившееся в душе его чувство.

«Ты цветешь во цвете дня,
Ты цветешь не для меня...»,

писал он в одном из своих прелестных лирических стихотворений.

Поселившись в Москве, Жуковский взял на себя издание журнала «Вестник Европы», надеясь работой заглушить свое чувство. В «Вестнике Европы» были напечатаны многие произведения самого Жуковского, – повесть «Марьина роща» (напоминающая «Бедную Лизу » Карамзина), баллада «Людмила », доставившая Жуковскому известность, некоторые критические статьи.

Но ни разлука, ни время, ни литературные труды не могли победить чувства Жуковского к Маше Протасовой, и через 3 года, в 1811 году он вернулся в Мишенское, передав «Вестник Европы» в другие руки. Он был уверен, что Маша тоже его любит, и решился просить Е. А. Протасову согласиться на их брак, указывая на то, что он только ее полу-брат. Но Протасова наотрез ему отказала и разрешила видаться с ее дочерью только под условием, что он никогда не будет говорить Маше о своем чувстве. Через некоторое время она потребовала, чтобы Жуковский совсем уехал из Мишенского, так как в одном из его стихотворений («Пловец») она увидала намек на его чувство к дочери. Жуковский был в отчаянии, но покорился и уехал. Это было в 1812 году. Вся Россия была в это время охвачена патриотическим подъемом Отечественной войны . Жуковский записался в Московское ополчение. Он не участвовал в Бородинском бою , так как был в резерве, но близко переживал Бородино и пожар Москвы.

После отступления французской армии, в Тарутине Жуковский написал стихотворение «Певец во стане русских воинов» (см. полный текст , краткое содержание и анализ), которое в свое время пользовалось огромным успехом и доставило Жуковскому славу. Но литературная слава не радовала его. Он не мог забыть любимой девушки, хотя принимал с чисто христианским смирением посланное ему испытание. Несмотря на горе разлуки, светлое настроение никогда не покидало его: – «Много хорошего есть в жизни и без счастия», – говорит он в одном из своих писем этого времени.

Жуковский составил план воспитания цесаревича Александра Николаевича на 12 лет. Он выбирал для него преподавателей по разным предметам, а сам преподавал русский язык, литературу и главное руководил всем воспитанием наследника. Главное внимание Жуковский обращал на воспитание сердца своего ученика, который в будущем должен был стать царем России. В своем послании к Великой княгине Александре Федоровне по случаю рождения наследника, Жуковский высказывает пожелание, чтобы наследник, будущий царь, никогда не забыл бы: «...святейшего из званий: человек ». Он должен –

Жить для веков в величии народном,
Для блага всех – свое позабывать.
Лишь в голосе отечества свободном
С смирением дела свои читать.

Жуковский старался передать своему воспитаннику свое собственное христианское мировоззрение, развить в нем гуманное отношение к людям. Можно с уверенностью утверждать, что влияние Жуковского во многом сказалось в гуманных реформах Царя-Освободителя .

Жуковский горячо полюбил своего воспитанника, который также на всю жизнь сохранил к нему сердечную привязанность.

Василий Андреевич Жуковский. Портрет работы К. Брюллова, 1837

Несмотря на свою службу при царевиче Александре Николаевиче, Жуковский урывками занимался литературой. За этот период он написал «Ундину », несколько сказок и лирических стихотворений.

В 1837 году умер Пушкин. Жуковский тяжело перенес это горе, как утрату всей России и как личное горе близкого друга. Узнав, что Пушкин тяжело ранен на дуэли, Жуковский поспешил к нему и последние дни и часы поэта провел около его кровати. Уже после похорон Жуковский написал письмо Сергею Львовичу Пушкину, отцу поэта, описывая ему подробно последние часы жизни его сына. Это письмо, написанное со всей искренностью и горячим чувством, на какие был способен Жуковский, можно отнести к лучшим его произведениям.

Воспитание наследника Александра Николаевича закончилось большим путешествием сперва по России, затем за границей; Жуковский сопровождал своего воспитанника. В 1841 году образование цесаревича было окончено, и Жуковский, щедро награжденный, вышел в отставку.

В этом же году он женился в Германии на дочери своего друга, живописца Рейтерн. Ему было 58 лет, его невесте, Елизавете Рейтерн – 18... Это была поэтичная, мечтательная девушка, что-то в ее образе несомненно напоминало Машу Протасову. На старости лет осуществилась всегдашняя мечта Жуковского о семейном счастьи. Конец своей жизни, 12 лет, он провел тихо и мирно со своей молодой женой и двумя родившимися у них детьми, дочерью и сыном. Единственное, что омрачило счастье Жуковского, это частые болезни его жены. Он не смог никогда вернуться в Россию, по которой, конечно, тосковал, но жена его не могла бы перенести русского климата. К концу жизни сам Жуковский начал страдать глазами и даже почти ослеп. Это не помешало ему в его литературных трудах, – он приобрел машинку и научился писать, не глядя. За последние 12 лет он написал очень много переводов, главным образом из народного эпоса. За этот период он перевел «Наль и Дамаянти» из индийского эпоса, «Рустем и Зораб» из персидской «Книги Царей» (Шахнаме), «Одиссею », над которой трудился 6 лет. К переводу Гомера он относился с каким-то священным трепетом. «Мне хотелось», пишет он, «заглянуть в перво-мир-поэзию, в этот потерянный эдем, в котором во время оно дышалось так легко и целебно. Гомер отворил мне заповедную дверь в него, и я пожил счастливо с его светлыми созданиями». Кроме того он перевел стихами «Слово о полку Игореве », величайшее произведение нашего народного эпоса.

В последние годы своей жизни за границей Жуковский очень сблизился с Гоголем . Их сближало одинаковое христианское, мистическое настроение.

Надгробие Жуковского в Александро-Невской лавре

Жуковский не боялся смерти и часто говорил: «Смерть – великое благо». Умер он тихо и мирно в 1852 году, 69-ти лет. Тело его было перевезено в Россию, в Петербург, и погребено в Александро-Невской лавре, рядом с Карамзиным.

Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским.

Образование и творчество

Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным .

Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом (баллады «Людмила»(1808), «Кассандра»(1809), «Светлана»(1808-1812)).

С 1805-1806 годах писатель работал в «Вестнике Европы», а в 1808-1809 годах был его редактором. В это время поэзия Жуковского расцветает и достигает своего пика.

После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность.

В 1815 году Жуковский был участником литературного общества “Арзамас”.

В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Десятилетие с 1810 по 1820 годов считается расцветом творчества Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена: баллады «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев», многие стихи, переводы.

Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым достоянием являются переводы Жуковского «Рустем и Зораб» (1849), «Одиссея» (1848-1849, «Наль и Дамаянти» (1844).

Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II, Александра Пушкина , Николая Гоголя .

Личная жизнь

В 58 лет Жуковский женился на 20-летней дочери его друга живописца Рейтерна – Елизавете. После, 12 лет он жил у своих новых родственников в Германии, вплоть до самой смерти. У него было двое детей – Павел (1844) и Александра (1842).

Смерть писателя

Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Ответьте на вопросы этого теста, и вы узнаете насколько хорошо знаете краткую биографию Жуковского.

ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич , русский поэт, переводчик, живописец, рисовальщик, почётный член (1827), ординарный академик (1841) Петербургской АН. Отец П. В. Жуковского. Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи (фамилию получил от холостого дворянина А. Г. Жуковского, восприемника при крещении). В 1797-1800 учился в Благородном пансионе при Московском университете, где проникся возвышенным религиозным умонастроением, идеями нравственного самосовершенствования, а также приобщился к литературному творчеству (первая публикация - стихотворение «Майское утро», 1797, в журнале «Полезное и приятное препровождение времени»).

В. А. Жуковский. Портрет работы О. А. Кипренского. 1816.

По выходе из пансиона стал одним из основателей «Дружеского литературного общества». В 1801 числился на службе в московской Главной соляной конторе. В 1802-1807 жил в Мишенском, усиленно занимаясь самообразованием, вёл дневники, составлял конспекты трудов по теории литературы и искусства, перевёл «Дон-Кихота» М. де Сервантеса (с французской переделки Ж. П. К. де Флориана; издан в 1804-06). Элегии «Сельское кладбище» (1802, вольный перевод из Т. Грея) и «Вечер» (1807) принесли Жуковскому литературный успех, упроченный первой в России романтичной балладой «Людмила» (1808, переделка баллады Г. А. Бюргера «Ленора»; позднейшая баллада Жуковского «Светлана» - вариация того же сюжета). В 1808-11 Жуковский сотрудничал в журнале «Вестник Европы» (до середины 1809 редактор, до начала 1811 соредактор М. Т. Каченовского), опубликовал ряд переводов по эстетике и оригинальных литературно-критических статей, в том числе «О басне и баснях Крылова» (1809), «О сатире и сатирах Кантемира» (1810). Во время Отечественной войны 1812 добровольно вступил в Московское ополчение, написал гимн «Певец во стане русских воинов», пользовавшийся популярностью благодаря множеству поимённо прославленных в нём участников войны.

В стихотворениях 1802-14 Жуковский явился создателем русской психологической лирики, заложив основы, так называемой элегической школы, господствовавшей в русской поэзии 1810 -начала 1820-х годов. Отличительными чертами новой школы стали: сосредоточенность на «жизни души» с её главными ценностями (дружба, любовь, воспоминание), чувствительное, поэтизирующее восприятие природы, интонация грусти, стилистическая гармония, мелодичность стиха. В 1815 вокруг Жуковского сплотились литераторы-карамзинисты, составившие общество «Арзамас». Между тем сам Жуковский всё более уходил от карамзинистской умеренности и светского изящества, тяготея к христианской дидактике и прямому нравоучению («Теон и Эсхин», 1815, и др.). В лирике 1815-24 («Славянка», 1815; «Невыразимое», «На кончину её величества королевы Виртембергской», «Цвет завета», все 1819; «Таинственный посетитель», «Мотылёк и цветы», оба 1824; и др.; также баллада «Эолова арфа», 1815) религиозно-философские мотивы уже преобладают, скорбь и страдание трактуются как неотъемлемые атрибуты земного бытия, а упование на загробное воздаяние сопряжено с идеалами жертвенности и самоотречения. В балладах Жуковского, повествующих о борьбе добра и зла, о грехе и неотвратимом наказании и часто изобилующих инфернальными ужасами, также очевиден нравоучительный пафос (почти все баллады - переводы из английских и немецких авторов: И. В. Гёте, Р. Саути, В. Скотта, Л. Уланда, Ф. Шиллера и др.; поэма «Двенадцать спящих дев» по мотивам одноимённого романа Х. Г. Шписа состоит из двух баллад: «Громобой», 1811, и «Вадим», 1817). Жуковский остался чужд мятежному, индивидуалистическому романтизму 1820-х годов, хотя его перевод поэмы Дж. Байрона «Шильонский узник» (1822) оказал влияние на становление русской романтичной поэмы.

В 1817 году Жуковский был приглашён учителем русского языка к великой княгине, будущей императрице Александре Фёдоровне; в 1826-41 Жуковский являлся воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Последовательно осуществляя программу «образования царской души» в духе идеалов просвещённой монархии, сопровождал его в поездках по России и Европе. Своё положение при дворе Жуковский, вызывая неудовольствие императора Николая I, использовал для защиты осуждённых (в том числе декабристов), постоянно хлопотал по делам А. С. Пушкина, а после его гибели добился разрешения разобрать бумаги поэта и издал первое посмертное собрание его сочинений. Из произведений самого Жуковского в этот период наиболее значительны сказки, написанные в творческом состязании с Пушкиным («Сказка о спящей царевне», 1832, и «Сказка о царе Берендее», 1833), стихотворная повесть «Ундина» (1831-36, полное издание - 1837; переложение романа Ф. де ла Мотт Фуке) и поэма «Камоэнс» (1839; вольный перевод поэмы Ф. Гальма).

В 1841 году, выйдя в оставку в чине тайного советника и с пожизненным пенсионом, Жуковский уехал в Германию, где женился на дочери немецкого художника Г. фон Рейтерна Елизавете. В Россию Жуковский уже не вернулся. Главным его трудом в это время стал перевод поэмы «Одиссея» (1842- 1849, опубликована в 1849), лежавший в русле интереса Жуковского к древним эпическим поэмам [по мотивам «Махабхараты» написана его поэма «Наль и Дамаянти» (1837-1841), по мотивам «Шахнамэ» Фирдоуси - «Рустем и Зораб» (1846-47)] и народным сказкам («Кот в сапогах» по Ш. Перро; «Тюльпанное дерево» по сказке братьев Гримм; «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке» по мотивам русских сказок; все 1845). Последняя, оригинальная поэма Жуковского «Агасфер, Вечный жид» (издана в 1857), основой для которой послужила известная христианская легенда, осталась незавершённой.

Жуковский был профессиональным художником; начал заниматься рисованием и живописью в годы обучения в Благородном пансионе.

Учился гравированию у К. А. Зенфа в Дерпте (1817), пользовался советами Н. И. Уткина. Во время путешествий по Европе познакомился с К. Д. Фридрихом (испытал сильное его влияние), И.Ф. Овербеком, Ж. О. Д. Энгром, Б. Торвальдсеном. Коллекционировал произведения искусства. Редактируя «Вестник Европы», впервые ввёл отдел «Обозрение произведений искусства». Исполнил около 2 тысяч рисунков, преимущественно контурных, - виды городов и различных местностей европейских стран и России (во время поездки с наследником престола в 1837), своего рода «графический дневник» (свыше 20 альбомов, хранящихся в РНБ, РГБ, ИРЛИ РАН), графические и акварельные портреты (в том числе рисунок «Пушкин в гробу», 1837, ИРЛИ РАН), иллюстрации к собственным произведениям и к элегии «Сельское кладбище» Т. Грея (в переводе Жуковского, 1839). По многим своим рисункам Жуковский исполнил офорты и литографии; с его рисунками изданы альбомы «Шесть видов Павловска...» (1824), «Виды месторождения В. Жуковского, им самим же гравированные» (б. г.), «Путеводитель по саду и городу Павловску...» (1843). Автор живописных пейзажей («Холмистый пейзаж с рекой и водопадом», 1851, ГРМ, и др.). Художественное творчество Жуковского сыграло большую роль в развитии романтичного пейзажа в России.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 12 т. СПб., 1902; Стихотворения: В 2 т. Л., 1939-1940; Собр. соч.: В 4 т. М.; Л., 1959-1960; Соч.: В 3 т. М., 1980; Зарубежная поэзия в пер. В. А. Жуковского: В 2 т. М., 1985; Эстетика и критика. М., 1985; Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М., 1999-2004-. Т. 1-2, 13, 14-,

Лит.: Зейдлиц К. К. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. СПб., 1883; Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». СПб., 1904. М., 1999; Резанов В. И. Из разысканий о сочинениях В. А. Жуковского. СПб., 1906-1916. Ч. 1-2; Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. М., 1995; Корнилов П. Е. Офортные занятия В. А. Жуковского // Книга и графика. М., 1972; Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975; Либман М. Я. Жуковский-рисовалыцик // Античность. Средние века. Новое время. М., 1977; он же. Жуковский и немецкие художники // Взаимосвязи русского и советского искусства и немецкой художественной культуры. М., 1980; Тульский край в рисунках В. А. Жуковского. [Альбом]. Тула, 1978; Библиотека В. А. Жуковского в Томске. Томск, 1978-1988. Ч. 1-3; Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. Томск, 1985; он же. В мире Жуковского. М., 2006; Афанасьев В. В. Жуковский. 2-е изд. М., 1987; Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII - начала XX в. М., 1988; Иезуитова Р. В. Жуковский и его время. Л., 1989; Реморова Н. Б. В. А. Жуковский и немецкие просветители. Томск, 1989; Канунова Ф. 3. Вопросы мировоззрения и эстетики В. А. Жуковского. Томск, 1990; В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. М., 1999; Виницкий И. Дом толкователя: Поэтическая семантика и историческое воображение В. А. Жуковского. М., 2006.

В. Л. Коровин; Р. В. Дуганов (изобразительное искусство).