Иван никитин полюбуйся весна наступает. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Полюбуйся, весна наступает». план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему. VI. Обобщение знаний

Рисование на тему: Весна для младших школьников с 3 класса

Весна. Летят журавли. Поэтапное рисование.

Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
Описание материала: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне успешно могут справится с данной работой. Данный мастер-класс может использоваться на занятиях по рисованию, в кружковой работе, для украшения интерьера и как практическая работа при знакомстве с животным миром родного края, так же в качестве подарка.
Поэтапное рисование - поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
Работа выполняется без предварительного рисунка.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, в кружковой работе, украшения интерьера, как практическая работа при знакомстве с животным миром родного края, в качестве подарка.
Цель: выполнение композиции - Летят журавли.
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
формирование умения создавать объем изображаемого объекта с помощью живописных средств
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, наблюдательности, умению анализировать форму изображаемых предметов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
воспитывать интерес к животному миру родного края, развить аккуратность в работе
Материалы:
гуашь
ватман формата А-3.,
нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

Последовательность выполнения:

Лист бумаги располагаем вертикально. Рисуем карандашом солнечный диск. Больше карандаш нам не понадобится.


Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце),желто-белый, бледно голубой, голубой, светло синий.


Размываем границы между "кольцами", делая переходы более плавными.



Начинаем прорисовку птиц. Тонкой кистью – белым цветом намечаем контур туловища и голову.


Прорисовываем шею журавля.


Намечаем контур хвоста.


Заполняем хвост цветом.


Рисуем клюв и "шапочку" на голове птицы.


Прорисовываем темные пятна на голове и шее птицы.


Рисуем тени на брюшке и хвосте птицы.




Тонкой кистью, серым цветом, прорисовываем перышки на хвосте птицы.


Слегка размываем контуры перышек по нижнему краю, создавая эффект теней.


Намечаем изгиб будущих крыльев и их контуры.


Выполняем цветом основные массы крыльев.


Прорисовываем серым цветом крупные перья по краю крыльев.




Делим серую часть крыльев на крупные перья.


Легкими белыми мазками намечаем свет на крупных серых перьях.


Коричневым цветом прорисовываем ноги птицы.


Прорисовываем пальчики.


Легкими белыми мазками намечаем свет на лапках птицы.


Далее, рисуем второго журавля. Тонкой кистью – белым цветом, намечаем контур туловища, голову и шею.


Прорисовываем хвост и основной объем крыла.


Рисуем "шапочку" на голове птицы и темные пятна на голове и шее птицы.


Прорисовываем клюв.


Рисуем тени на брюшке и хвосте птицы, прорисовываем перышки.


Слегка размываем тени по внутреннему контуру смягчая их границы.


Тонкой кистью, серым цветом, прорисовываем мелкие перышки по основанию крыльев.


Серым цветом прорисовываем крупные перья по краю крыльев.


Рисуем второе крыло.


Делим серую часть крыльев на крупные перья, черным цветом.


Прорисовываем лапки птицы и намечаем серым цветом брюшко третьего журавля.


Рисуем силуэт крыльев. Третьего журавля мы выполняем силуэтом без мелких деталей.


Намечаем хвост.


Рисуем шею и голову птицы.


Прорисовываем ноги журавля. Разработка урока Сладковой Татьяны Анатольевны, учителя предшкольной подготовки, с учащимися 2 класса Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ.

Тема: “Полюбуйся, весна наступает”.

Цели:
- способствовать пониманию учащимися поэтического произведения с помощью других видов искусств (ИЗО, музыки);
- развивать познавательный эмоциональный интерес к работе с текстом,
- углубить, расширить образные представления весенних картин, возникших в воображении детей.
Оборудование: презентация «Биография И.С.Никитина», пьеса “Апрель” П.И. Чайковского; репродукции картин И.И. Левитана “Весна. Большая вода”, А.К. Саврасова “Грачи прилетели”; стихотворение И.С. Никитина “Полюбуйся, весна наступает …”

Ход урока

I. Психологический настрой

Учитель. Представьте себе, что вы удобно сели в кресло или на диван и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но фильм почему-то не показывают. Вместо этого на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение (на экране весенняя картинка)
Учитель выразительно читает стихотворение И.С.Никитина “Полюбуйся, весна наступает …”.
- Какие у вас появились впечатления, желания?
(Мне захотелось в окно посмотреть.)
(А я хочу выскочить на улицу.)
- Кому знакомо это стихотворение?

II. Сообщение темы урока и его целей

Вот мы и опять встретились с русским поэтом Никитиным – замечательным художником русского слова. Мне кажется, что живое слово поэта уже разбудило у многих из нас “душу и ум”. Так пусть оно введет нас в мир красоты. Мы будем вдыхать “аромат” художественного слова поэта, ценить его открытия.

III. Сведения о поэте (презентация)

Обратите внимание на годы жизни поэта. Он жил в позапрошлом веке – почти 200 лет назад. Но поэт не умер, хотя обозначена дата смерти. Мы читаем его стихи, значит, он жив.
Родился Иван Саввич Никитин в 1824 году в г. Воронеже, на окраине города в маленьком домике над рекой. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын был ученым лекарем. С 6 лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Потом он учился в духовном училище, в семинарии. Никитин очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился, и надо было ему во всем помогать. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Все свободное время читал, а позднее стал писать стихи.
С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открывались неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.
Прочитайте слова самого поэта.
- О чем очень любил писать поэт?
(О родной природе).
Прошло уже более 40 лет, когда я впервые услышала стихотворение, и всегда строки поэта вспоминаются весной. Можно я его еще раз прочитаю?
Учитель повторно читает стихотворение.

IV. Анализ произведения

Какие картины вы представляете себе, слушая стихотворение?
(- Какое красивое стихотворение).
(- Да, даже захотелось посмотреть на журавлей).
(- А я услышала песенку ручейка).

А что ты увидел?
(Ласковое солнышко, посветлевшие деревья, птичьи гнезда).

Прочитайте стихотворение еще раз сами.
(Дети читают стихотворение про себя.)

Что радует поэта?
(- Весна).
(- Ему весело, он любуется солнцем).
(- Поэт даже так написал (читает первую строку).

Прочитаем первое слово шепотом.
(Все читают, стараясь голосом показать любование природой.)

Зачем мы сделали паузу?
(Чтобы успеть полюбоваться природой).

А Никитин чем любуется?
(Весной).

Чем еще весна радует поэта?
(Птицами).

Журавли как летят?
(Караваном).

Это как?
(Значит, друг за другом).

Чем еще любуется поэт?
(Днем солнечным, ярким, на небе нет облаков).

Найдите эту строку.
(“В ярком золоте день утопает…”)

(Это как будто день утопает, как яблони в цвету или лужайка в одуванчиках. Так много света.)

Учитель. “Яркое золото дня” – это находка поэта для описания солнечного дня. Это его открытие, вызывающее удивление своей точностью, красотой и емкостью. Вот что значит художественный язык. Из необычного сочетания обычных слов создается образ. В нескольких словах поэт рассказал о многом. За это и называют поэта художником слова.
Если бы вы были композиторами, то какую музыку написали, прочитав это стихотворение?
(Радостную, счастливую).

Учитель. А я бы вот какую: когда весна наступает – торжественную, громкую; а журавли летят – чуть бы замедленную. Они ведь не могут быстро лететь, так как устали. А потом – просто счастливую.
Обратите внимание, в конце строки “Ручьи по оврагам шумят…” стоит не точка, а многоточие. Почему?
(Не закончилось стихотворение).
Да. Сейчас зазвучит музыка. Вслушайтесь в нее сердцем, поживите с ней несколько минут и покажите в движениях ту картину, которую не досказал поэт.
Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года” – “Апрель”. Дети внимательно слушают.
Скажите, а чему еще радуется поэт?
(- Птицам).
(- Он рад увидеть гостей).
И опять находка поэта. Почему птиц называет гостями?
(- Они то прилетают, то улетают; как гости – приедут и уедут).
Учитель. Молодцы, ребята! Птицы соберутся в родном месте, которое описывает поэт. Здесь их ждут гнезда, люди. А в благодарность за заботу они будут петь песни “День-деньской от зари до зари”.
Что узнали об авторе из этих строк?
(- Поэт не говорит, что любит птиц, а мы это чувствуем).
(- Он любит птиц, мы это чувствуем).
В стихотворении мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Мы вместе с вами сделали открытие. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам. Когда их читаешь, будто слышишь голос поэта. Кто хочет сам прочитать стихотворение?
(Желающих много. Все читают выразительно, каждый по-своему. Учитель отмечает то, что особенно удалось передать при чтении.)
В заключение урока дети находят общее в картинах И.И. Левитана “Весна. Большая вода”, А.К. Саврасова “Грачи прилетели”(на экране) и находят строки к картинам.

V. Домашнее задание
Какое бы задание вы хотели бы выполнить дома?
(- Выучу наизусть).
(- Попробую написать о весне).
(- Нарисую картинку).

Надежда Чурина
Конспект ОД в старшей группе «Полюбуйся, весна наступает!»

Конспект ОД в старшей группе на тему : «Полюбуйся , весна наступает

Образовательные задачи.

Закрепить знания детей о весне , весенних приметах, умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении. Продолжать формировать грамматический строй речи. Активизировать в речи употребление прилагательных.

Развивающие задачи.

Продолжать развивать умение самостоятельно составлять полные предложения. Активизировать словарь детей.

Развивать связную речь : умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями .

Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения.

Воспитательные задачи.

Формировать заботливое отношение к природе, эстетические чувства, умение слушать своих товарищей.

Предварительная работа :

Наблюдения детей в природе.

Чтение художественных произведений.

Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Весна » .

Загадывание загадок.

Разучивание стихов о весне .

Материалы и оборудование : карточки о временах года, маски (лесных зверей, сосульки, камня, ручейка, мяч, весенняя картина, пластилин, цветная бумага, клей, ватные палочки, краски.

Форма деятельности : совместная деятельность воспитателя и детей.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Ход деятельности:

Воспитатель обращается к детям с необычным приветствием.

Доброе утро я вам говорю,

Доброе утро, я вас всех люблю,

Желаю вам хорошо заниматься,

Добрыми быть и ума набираться

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

Угадайте, кто в гости

К нам придёт сейчас? Послушайте стихотворение.

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает?

Дети : Весной .

(Воспитатель надевает венок Весны ) . Сегодня к вам в гости пришла весна . А кто весну делает ?/Зовут солнышко :

Солнце яркое, весеннее к нам иди скорей.

Всех лучами обогрей!

(Входит солнышко) .

Но что-то оно очень грустное и просит вас порадовать его.

(Дети читают стихи про солнышко) .

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

Солнце в марте ходит выше Горячей его лучи. Скоро капать будет с крыши. Зашумят в саду грачи.

Какие вы знаете приметы Весны ?

(ответы детей)

Солнце светит ярче и чаще, поэтому становиться теплее

На деревьях, кустарниках появляются маленькие, нежные листочки

Появляются почки на деревьях

Появляются первые весенние цветы

Прилетают птицы и они вьют гнезда

Просыпаются после зимней спячки звери в лесу

(Работа с карточками)

Найдите карточки, на которых вы видите признаки весны . (Дети объясняют, почему они выбрали данную карточку) . Воспитатель. – Молодцы! Правильно. С заданием справились.

Какие месяцы весны вы знаете ?

Воспитатель : - Ребята посмотрите, пожалуйста, на эту картину.

Воспитатель : - Какое время года здесь изобразил художник.

(индивидуальные ответы) .

Воспитатель : - Какая погода нарисована на картине? А какая погода сегодня на улице?

Дети : (Ответы детей) .

Воспитатель : - Какие краски использовал художник? Как вы думаете, почему?

Ребята, давайте вспомним, какие стихи мы знаем о весне .

Травка зеленеет, солнышко блестит …

К нам весна шагает …

Уж тает снег, бегут ручьи …

Прослушивание музыкального произведения «Весенняя мелодия» . (Дети представляют весенние картины и рассказывают о них) .

Воспитатель : Мы недавно с вами читали сказку Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» . Давайте ее, вспомним (воспитатель задает вопросы по содержанию сказки)

Вопросы по содержанию :

1. О каком времени года говорится в произведении?

2. Где происходили события?

3. Какие персонажи сказки вели между собой спор?

Воспитатель : Молодцы! А давайте мы с вами ее обыграем. Хотите? (ответы детей)

Дети распределяют роли и берут маски.

Воспитатель : Так кто же весну делает ? Почему? (Выслушиваем ответы детей) .

Вы любите играть? Давайте поиграем с солнышком.

Игра «Сравни и назови» , в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон) .

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок) . Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море) .

Солнце веселое, как… (песенка, клоун) . Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер) . Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда) . Солнце жаркое, как… (огонь, костер) . Солнышко пригрело и почки (что делают) -…. Листочки - … Травка-… Ручейки-… Сколько много слов вы подобрали, молодцы! Посмотрите, как солнышко повеселело. Воспитатель : - Ребята, мы сегодня много говорили о признаках весны , о солнце и чтобы порадовать солнышко - сделаем ему сюрприз. Перед вами разный материал, из которого вы будете мастерить солнышко. (Самостоятельная деятельность детей) .

Какие красивые поделки получились. Я уверена, что нашему солнышку они очень понравятся.

Рефлексия.

Дети, встаньте и поднимите, пожалуйста, руки вверх, расставив широко пальчики – это солнечные лучики.

Закрывайте глазки и пусть солнечные лучики – наши пальчики, согревают щёчки, носик, грудь, живот, руки, каждый пальчик, ноги, спину. (Дети пальчиками касаются того места, о котором говорит воспитатель) .

Стало совсем тепло. Чем больше вы будете улыбаться, тем больше тепла и доброты от вас будет идти. Давайте, как солнышко будем добрыми, ласковыми и свою теплоту подарим другим.

– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? А вам нравится весна ? Почему? Чем вы порадовали весну и солнышко ?

Солнца лучик золотой, засияй огнём в лесу, Освети пути-дорожки! Разбуди Весну - красну ! Просыпайся Весна ! Приходи Весна ! Милости просим!

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Весна» Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе Тема: Весна. Задачи: Коррекционно-образовательные 1. Закреплять представления.

Цели и задачи: Образовательные: - упражнять в согласовании прилагательных с существительными - обогащать словарный запас - учить различать.

Конспект коррекционного занятия в старшей группе

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение
"Полюбуйся: весна наступает"

Полюбуйся, весна наступает
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв